Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен.



Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен.

Детская психология – это наука, изучающая закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до поступления в школу. Важнейшую сторону психического развития составляют психические процессы и качества детей (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь); эмоционально-волевая сфера; деятельность ребенка; формирование личности.

Другими словами, детская психология изучает возраст или период развития.

Возраст (по Л.С.Выготскому) – это замкнутый цикл, который имеет свою структуру и динамику.

Структура возраста

1. Социальная ситуация развития (своеобразное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной)

2. Ведущая деятельность (деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований)

Детская психологияэто наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств.

Смирнова Е.О. выделяет задачи детской психологии условно на три группы:

научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом;

диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики;

развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.

 

Детство – период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий.

Детство – период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества.

Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии.

 

Понятие и характеристика школьной зрелости ребенка дошкольного возраста.

Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям. О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

 

Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен.

Детская психология – это наука, изучающая закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до поступления в школу. Важнейшую сторону психического развития составляют психические процессы и качества детей (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь); эмоционально-волевая сфера; деятельность ребенка; формирование личности.

Другими словами, детская психология изучает возраст или период развития.

Возраст (по Л.С.Выготскому) – это замкнутый цикл, который имеет свою структуру и динамику.

Структура возраста

1. Социальная ситуация развития (своеобразное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной)

2. Ведущая деятельность (деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований)

Детская психологияэто наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств.

Смирнова Е.О. выделяет задачи детской психологии условно на три группы:

научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом;

диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики;

развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.

 

Детство – период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий.

Детство – период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества.

Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.017 с.)