Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен. Детская психология – это наука, изучающая закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до поступления в школу. Важнейшую сторону психического развития составляют психические процессы и качества детей (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь); эмоционально-волевая сфера; деятельность ребенка; формирование личности. Другими словами, детская психология изучает возраст или период развития. Возраст (по Л.С.Выготскому) – это замкнутый цикл, который имеет свою структуру и динамику. Структура возраста 1. Социальная ситуация развития (своеобразное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной) 2. Ведущая деятельность (деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований) Детская психология – это наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств. Смирнова Е.О. выделяет задачи детской психологии условно на три группы: • научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом; • диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики; • развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.
Детство – период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий. Детство – период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития. Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии.
Понятие и характеристика школьной зрелости ребенка дошкольного возраста. Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям. О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
Предмет и задачи детской психологии. Детство как социокультурный феномен. Детская психология – это наука, изучающая закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до поступления в школу. Важнейшую сторону психического развития составляют психические процессы и качества детей (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь); эмоционально-волевая сфера; деятельность ребенка; формирование личности. Другими словами, детская психология изучает возраст или период развития. Возраст (по Л.С.Выготскому) – это замкнутый цикл, который имеет свою структуру и динамику. Структура возраста 1. Социальная ситуация развития (своеобразное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной) 2. Ведущая деятельность (деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований) Детская психология – это наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств. Смирнова Е.О. выделяет задачи детской психологии условно на три группы: • научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом; • диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики; • развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.
Детство – период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий. Детство – период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития. Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.007 с.) |