Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии



Лях М.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

для студентов, обучающихся по специальности

«Специальная психология»,

и бакалавров направления «Педагогика»,

профиля «Практическая психология в образовании»

Выпуск 2

ВОЗРАСТНАЯ

Психология

Тула

Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого


ББК 88.8

Л 79

Рецензенты –

доктор педагогических наук, профессор И.Л. Федотенко

кандидат психологических наук, доцент Н.А. Степанова

Л 79 Лях, М.В.

Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология», и бакалавров направления «Педагогика», профиля «Практическая психология в образовании». / М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 86 с.

Рабочая тетрадь по возрастной психологии представляет собой приложение к ранее изданному учебному пособию по дисциплине «Психология», выпуск 2 – возрастная психология. Ее структура соответствует содержанию и структуре учебного пособия, что очень удобно и для студентов, и для преподавателей.

В каждой из семи базовых тем курса «Возрастная психология» рассматриваются основные понятия, выстраиваются логические схемы ответов по вопросам, совпадающим с перечнем экзаменационных вопросов по курсу, приводятся тестовые задания для проверки усвоения знаний по данной теме, дается список рекомендуемой литературы.

Отличительную особенность рабочей тетради составляет наличие в ней системы психодиагностических заданий, логическая последовательность которых ориентирована на становление у студентов профессионального самосознания и их профессиональное саморазвитие в контексте психологических особенностей студенческого возраста.

Содержание и структура рабочей тетради направлены на оказание помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса «Возрастная психология».

 

ББК 88.8

 

© М.В. Лях, 2007

© Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 6

Тема 2. Проблема психического развития. 10

Тема 3. Проблема периодизации психического развития. 15

Тема 4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.. 21

Тема 5. Психологические особенности младшего школьного возраста. 33

Тема 6. Психологические особенности подросткового возраста. 38

Тема 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность. 58

Тематика рефератов. 64

Тематика курсовых работ по общей и возрастной психологии. 65

Вопросы к экзамену. 66

Приложение к «Клубу 3С». 67

Психологические особенности студенческого возраста. 67

 


ВВЕДЕНИЕ

Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе.

Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Очевидно, что студенты вузов с психолого-педагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм.

Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии.

В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии.

Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии.

Данная рабочая тетрадь предназначена в определенной мере учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям дефектологического профиля, в том числе по специальности 031900 «Специальная психология». При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрастной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле рабочих тетрадей содержит материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск – по курсу возрастной психологии. По курсу педагогической психологии подобная рабочая тетрадь уже издана.

Система методических материалов по дисциплине возрастная психология состоит из:

1. Учебного пособия «Психология», выпуск 2 «Возрастная психология», выпущенного издательством ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2007 году.

2. Рабочей тетради по возрастной психологии.

Структура рабочей тетради, подготовленной по курсу возрастной психологии, включает в себя семь разделов, соответствующих семи базовым темам в курсе возрастной психологии:

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема психического развития.

3. Проблема периодизации психического развития.

4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.

5. Психологические особенности младшего школьного возраста.

6. Психологические особенности подросткового возраста.

7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность.

В каждом из этих семи разделов имеются следующие блоки информации:

1. Блок базовых понятий темы.

2. Блок основных обсуждаемых проблем. В нем имеются два поля: рабочее и рефлексивное. Рабочее поле заполняется студентом при подготовке домашнего задания и в ходе работы на аудиторных занятиях. Итоги работы студента в этом блоке представлены в виде логических схем, которые в дальнейшем могут составить основу при подготовке аналогичных вопросов к экзамену. В рефлексивном поле работают преподаватель и студент, реализуя субъектно-субъектный подход в ходе вузовского обучения: студент отслеживает успешность собственного усвоения учебного материала, а преподаватель способствует своими замечаниями становлению у студента профессиональной рефлексии.

3. Блок рекомендуемой литературы по данной теме.

4. Блок «Клуб 3С», который нацеливает студента на самопроверку, самопознание, самовоспитание. Самопроверка достигается за счет выполнения тестовых заданий. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы психолого-диагностических методик, вынесенных в приложение, адресованных ему и составленной таким образом, что в центре внимания будущего специалиста оказывается его личностные возрастные и профессионально значимые качества.

Завершается рабочая тетрадь по курсу «Возрастная психология» перечнем примерных тем рефератов, курсовых работ по общей и возрастной психологии и вопросов к экзамену по данному курсу.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие позволит и студенту и преподавателю более успешно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебного процесса, будет способствовать повышению качества усвоения знаний и реализации развивающего обучения в вузе.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В определении предмета психологии ключевыми понятиями выступают…

а) психические явления, развитие этих явлений, их совершенствование

б) психические процессы, психические состояния, индивидуально-психологические свойства личности

в) психика, развитие психики, возраст

г) психологические теории личности, структура личности, развитие личности

2. В структуру возрастной психологии не входит…

а) детская психология

б) психология воспитания

в) психология взрослого человека

г) психология старости

3. Разделом детской психологии не является…

а) психология младшего школьника

б) психология дошкольника

в) психология студента

г) психология ранней юности

4. Одной из базовых проблем возрастной психологии является…

а) проблема периодизации психического развития человека

б) проблема социализации детей

в) проблема периодизации физического развития детей

г) проблема кризисов развития

5. Индивидуальное развитие человека называется…

а) филогенезом

б) онтогенезом

в) антропогенезом

г) социогенезом

6. Историческое развитие человека называется…

а) филогенезом

б) онтогенезом

в) антропогенезом

г) социогенезом

7. Геронтопсихология изучает…

а) психологию раннего детства

б) психологию молодых людей

в) психологию людей пожилого возраста

г) психологию возрастных кризисов

8. Автор книги «Душа ребенка»…

а) Ж. Пиаже

б) Л.С. Выготский

в) В. Прейер

г) Дж. Локк

9. Структуру отношений между детьми, существующую в группе детей позволяет определить метод…

а) социометрии

б) проекции

в) лабораторного эксперимента

г) контент-анализа

10. Проследить развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени позволяет…

а) метод срезов

б) сравнительный метод

в) лонгитюдный метод

г) качественный метод


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. К количественным изменениям, происходящим в психике относится (ятся)…

а) преобразование и развитие

б) рост и развитие

в) развитие

г) рост

2. Тип развития, при котором с самого начала заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет, называется…

а) преформированным

б) непреформированным

в) биогенетическим

г) социогенетическим

3. К непреформированному типу развития не относится…

а) развитие галактики

б) эмбриональное развитие

в) развитие ребенка

г) процесс биологической эволюции

4. Биологическим фактором, влияющим на развитие ребенка является…

а) условие жизни

б) ближайшее окружение

в) воспитание

г) наследственность

5. Биогенетический закон обосновал…

а) Г. Гегель

б) Э. Геккель

в) Л.С. Выготский

г) В. Вундт

6. Социальная среда - единственный фактор, объясняющий психическое развитие человека, считали сторонники …

а) теории конвергенции двух факторов

б) биогенетического направления

в) социогенетического направления

г) психосоциальной теории

7. Основоположником теории конвергенции двух факторов является…

а) В. Штерн

б) Л.С. Выготский

в) Дж. Локк

г) Ж. Пиаже

8. К условиям психического развития Л.С. Выготский не относит…

а) наследственность

б) среду

в) культурно-исторический опыт

г) собственная активность ребенка

9. Временные периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям принято называть периодами…

а) сензитивными

б) сенстибилитивными

в) кризисными

г) сенсорными

10. Для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов Л.С. Выготский ввел понятие…

а) «уровень актуального развития»

б) «зона ближайшего развития»

в) «уровень ближайшего развития»

г) «зона актуального развития»

11. К основным законам или особенностям детского развития, сформулированным Л.С. Выготским, не относится…

а) неравномерность психического развития

б) цикличность психического развития

в) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка

г) «фиксированность» в детском развитии


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В категории возраста не выделяется такой аспект, как…

а) социальный возраст

б) биологический возраст

в) психологический возраста

г) юридический возраста

2. Основным критерием деления детского развития на отдельные возрастные этапы для Л.С. Выготского служит (ат)…

а) развитие личности

б) развитие мышления

в) новообразования

г) смена зубов

3. К психологическим критериям периодизации психического развития относится…

а) ведущий вид деятельности

б) смена зубов

в) половое развитие

г) существующая система образования

4. По мнению А.Н. Леонтьева, основные изменения, происходящие в личности ребенка на данном возрастном этапе зависят от…

а) социальной ситуации развития

б) условий психического развития

в) ведущей деятельности

г) источника психического развития

5. По Ж.Пиаже стадия конкретных операций характерна для возраста…

а) от рождения до 2 лет

б) от 2 до 6-7 лет

в) от 6-7 до 11 лет

г) Дот 11 до 15 лет

6. Стадии психосоциального развития человека выделил…

а) З. Фрейд

б) Э. Эриксон

в) Ж. Пиаже

г) Л.С. Выготский

7. З. Фрейд в своей периодизации психосексуального развития выделил…

а) 5 стадий

б) 6 стадий

в) 7 стадий

г) 8 стадий

8. Согласно периодизации психического развития ребенка Д.Б, Эльконина в раннем детстве ведущей деятельностью является…

а) непосредственное эмоциональное общение

б) предметно-манипулятивная деятельность

в) ролевая игра

г) межличностное общение

9. К основным новообразованиям младшего школьного возраста не относится…

а) рефлексия

б) внутренний план действий

в) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности

г) рефлексия

10. По Д.Б. Эльконину, самосознание – это новообразование…

а) дошкольного детства

б) младшего школьного детства

в) младшего подростничества

г) старшего подростничества

 

 


Методика Керна – Йерасека

Цель: все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом.

Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задания «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу. Это умение также необходимо в школьном обучении. Субтесты также позволяют определить может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

Данная методика может проводиться как в группе детей, так и индивидуально.

Инструкция по применению методики: Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На лицевой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части – образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протокол).

Ход выполнения методики:

1. Выполнение задания №1. Инструкция: «Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, то психолог все равно должен ограничиться фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получиться». Иногда дети задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал еще и мужчину.

2. Выполнение задания №2. После окончания рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону. Задание №2 объясняют следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробую, может быть, у тебя получиться точно также. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу «Он ел суп» (написанную письменными буквами) - см. рис. 1. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить его внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже.

3. Выполнение задания №3. Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй во здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Приведем образец, предлагаемый для воспроизведения – рис.2.

Во время выполнения детьми заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь следует обратить внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, прикладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет его под стулом, начал ли рисовать не в том месте, которое ему указали, или просто обводит контур образца, желает ли убедиться в том, то рисует красиво и т.д.

Результаты:

Задание №1. Рисунок мужской фигуры
Задание №2. Копирование слов, написанных письменными буквами
Задание №3. Срисовывание группы точек

Обработка результатов:

Задание №1 – рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым «синтетическим» (контурным) способом, заключающемся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный «аналитический» способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец, но не части лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30°.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3 – срисовывание группы точек.

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше семи. Допускается любой разворот – даже 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ результатов и выводы:

Описанный текст удобен для первоначального знакомства с детьми тем, что она дает общую картину развития и может применяться в группе, то очень важно во время записи детей в школу, чтобы не удлинять процедуру записи. Ознакомившись с результатами теста, психолог может вызвать для индивидуального обследования необходимых ему детей, чтобы более четко представить себе их психическое развитие. Если ребенок по всем трем испытаниям набрал от 3 до 6 баллов, то, как правило, с ним нет необходимости дополнительно беседовать, чтобы уточнить картину его интеллектуального развития. (Необходимо отметить, что о личностных особенностях данный тест почти не дает сведений.) Дети, набравшие 7 – 9 баллов, если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями, также могут не приглашаться для собеседования, так как эти дети, как правило, репрезентируют средний уровень развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (например, балл 9 состоит из оценки 2 за первое задание, оценки 3 – за второе и оценки 4 – за третье), то лучше побеседовать с ребенком (провести индивидуальное обследование), чтобы точнее представлять себе особенности его развития. И конечно, необходимо дополнительно обследовать детей, получивших 10 – 15 баллов (нижняя граница среднего развития – 10–11 баллов и развитие ниже нормы – 12–15 баллов).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Лях, Т.И. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

7. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

9. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Первый критический период развития ребенка – это…

а) пренатальный кризис

б) кризис младенчества

в) кризис новорожденнности

г) кризис 3 лет

2. Период раннего детства охватывает период…

а) от 0 до 1 года

б) от 0 до 2 лет

в) от 1 до 3 лет

г) от 3 до 5 лет

3. Социальная ситуация развития, состоящая в неразрывном единстве ребенка и взрослого, характерна для…

а) младенчества

б) раннего детства

в) дошкольного возраста

г) младшего дошкольного возраста

4. Социальная ситуация развития: «Ребенок – Предмет – Взрослый» характерна для…

а) младенчества

б) раннего детства

в) дошкольного возраста

г) младшего дошкольного возраста

5. Ведущий вид деятельности в младенчестве - это…

а) межличностное общение

б) ролевая игра

в) предметно-манипулятивная деятельность

г) непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

6. Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - это…

а) межличностное общение

б) ролевая игра

в) предметно-манипулятивная деятельность

г) непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

7. Предетно-манипулятивная деятельность является ведущей в…

а) младенчестве

б) раннем детстве

в) дошкольном возрасте

г) младшем дошкольном возрасте

8. Психическим новообразованием в младенчестве является…

а) потребность в общении

б) речь

в) наглядно-действенное мышление

г) рефлексия

9. К новообразованиям дошкольного детства не относится…

а) возникновение соподчинения мотивов

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности

в) внутренний план действий

г) возникновение произвольного поведения

10. Компонентом психологической готовности к школьному обучению не является…

а) личностная готовность

б) физическая готовность

в) волевая готовность

г) интеллектуальная готовность


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Возрастные границы младшего школьного возраста по Д.Б. Эльконину…

а) от 6-7 до 9-10 лет

б) от 5-7 до 11-12 лет

в) от 8 до 12 лет

г) от 3 до 6-7 лет

2. В структуру учебной деятельности не входят…

а) мотивы учения

б) способности

в) учебные действия

г) действия контроля

3. В учебной деятельности первоклассника действуют такие мотивы учения как…

а) мотивы социального сотрудничества и учебно-познавательные мотивы

б) мотивы самообразования и широкие познавательные мотивы

в) учебно-познавательные и узкие социальные мотивы

г) широкие познавательные и широкие социальные мотивы

4. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте – это…

а) учебная деятельность

б) научение

в) ролевая игра

г) межличностное общение

5. Умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность – это…

а) внутренний план действий

б) самосознание

в) рефлексия

г) произвольность психических процессов

6. Доминирующим психическим процессом в младшем школьном возрасте является…

а) восприятие

б) мышление

в) воображение

г) внимание

7. В младшем школьном возрасте отношения ребенка с взрослыми и детьми (сверстниками) в значительной мере определяются…

а) бабушкой и дедушкой

б) старостой в классе

в) учителем

г) старшеклассниками

8. Самооценка младшего школьника в наибольшей степени зависит от…

а) оценки учителя

б) стиля семейного воспитания

в) его способностей

г) принятых в семье ценностей

9. К новообразованиям в психике дошкольника не относится…

а) рефлексия

б) внутренний план действий

в) овладение нормами коллективной жизни

г) произвольность психических процессов

10. Структурные компоненты учебной деятельности младшего школьника формируются…

а) в ходе самообразования

б) в совместной деятельности учителя и ученика

в) в ходе самовоспитания

г) в межличностном общении со сверстниками

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк или 6б. Тренировать товарищей (или младших) выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машине, телетайпе, наборной машине и др.)

Результаты: ЛИСТ ОТВЕТОВ

         
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
å å å å å

Обработка результатов и выводы: Лист ответов сделан так, чтобы можно было легко подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессии, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, и лесным хозяйством;

2. «человек – техника» - все технические профессии;

3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Социометрия»

Цель: предназначена для выявления межличностных отношений в классе.

Инструкция по применению методики: учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.215 с.)