Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 6. Психологические особенности подросткового возраста
Базовые понятия:
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте - ______________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ведущая деятельность в подростковом возрасте - ________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Мотивация учения в подростковом возрасте - ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Новообразования в психике подростка - _________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Особенности личности подростка - _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Понятие «Я-концепции» у подростка - ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Особенности мышления подростка - _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа. – 4 часов):
РАБОЧЕЕ ПОЛЕ
| РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
| студента
| препода-вателя
| ВОПРОС 1. Кризис подросткового возраста. Роль биологического фактора в психическом развитии подростка.
Понятие о темпераменте.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 3. Взаимоотношения подростка с взрослыми. Конфликты в подростковом возрасте и их причины.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 4. Межличностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 5. Психологические новообразования подросткового возраста.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 6. Развитие личности подростка.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 7. Чувство взрослости и основные направления в становлении взрослости у подростка.
Логическая схема ответа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 8. Особенности самосознания и «Я-концепции» у подростка.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 9. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 10. Подростки «группы риска».
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| | | ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа):
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО
Цель: предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Также данная методика может использоваться при профориентации подростков и взрослых.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения. Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В каждой из 20 пар предлагаемых Вам видов деятельности выберите только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+».
Экспериментальный материал: представляет собой текст опросника, состоящий из 20 пар описаний различных видов деятельности.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1а. Ухаживать за животными
| или
| 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
| 2а. Помогать больным
| или
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
| 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
| или
| 3б. Следить за состоянием, развитием растений
| 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
| или
| 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
| 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
| или
| 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
| 6а. Выращивать молодняк
| или
| 6б. Тренировать товарищей (или младших) выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
| 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
| или
| 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
| 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
| или
| 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
| 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
| или
| 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
| 10а. Лечить животных
| или
| 10б. Выполнять вычисления, расчеты
| 11а. Выводить новые сорта растений
| или
| 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
| 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
| или
| 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
| 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
| или
| 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
| 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
| или
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
| 15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
| или
| 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах
| 16а. Делать лабораторные анализы в больнице
| или
| 16б. Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
| 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
| или
| 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
| 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы
| или
| 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
| 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
| или
| 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
| 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
| или
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машине, телетайпе, наборной машине и др.)
| Результаты: ЛИСТ ОТВЕТОВ
|
|
|
|
| 1а
| 1б
| 2а
| 2б
| 3а
| 3б
| 4а
| 4б
| 5а
| 5б
| 6а
| | 6б
| | 7а
| | 7б
| 8а
| | 8б
| | 9а
| | 9б
| | 10а
| | | 10б
| | 11а
| 11б
| 12а
| 12б
| 13а
| 13б
| 14а
| 14б
| 15а
| 15б
| 16а
| | 16б
| | 17а
| | 17б
| 18а
| | 18б
| | 19а
| | 19б
| | 20а
| | | 20б
| | å
| å
| å
| å
| å
| Обработка результатов и выводы: Лист ответов сделан так, чтобы можно было легко подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессии, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, и лесным хозяйством;
2. «человек – техника» - все технические профессии;
3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «человек – знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Социометрия»
Цель: предназначена для выявления межличностных отношений в классе.
Инструкция по применению методики: учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (полагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). Зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «С кем бы из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» и т.п. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.
Обработка полученных данных:
На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номера учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.
Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала №4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1 – Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор).
Затем на основании полученных данных вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелками на двух концах («) между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того кто выбрал, к тому, кого выбрали - ®). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т.п.) заштриховывают.
Матрица выбора
№
п/п
| Кто выбирает
| Кого выбирают
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Антонова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Буланова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Васильев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дятлова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Иглов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Климов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Леонов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Никитина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Орехов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Орфеев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Павлов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Родных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семенчук
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тимофеева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Устюгова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кол-во полученных
выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кол-во взаимных
выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социограмма
|