Тема 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность



Базовые понятия:

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте - ________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ведущая деятельность в старшем школьном возрасте - __________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мотивация учения в старшем школьном возрасте - _____________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Новообразования в психике старшего школьника - ______________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Особенности личности старшеклассника - _______________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа. – 4 часа):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в старшем школьном возрасте. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника. Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ВОПРОС 4. Самосознание старшеклассника (самооценка, уровень притязаний, «Я-концепция»). Логическая схема ответа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 5. Мировоззрение и ценностные ориентации старшеклассников. Логическая схема ответа ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 6. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 7. Развитие психических процессов в старшем школьном возрасте. Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС 8. Старшеклассники «группы риска». Логическая схема ответа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Лях, Т.И. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

7. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

9. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Общепринятые возрастные границы старшего школьного возраста…

а) от 11-12 до 17-18 лет

б) от 17 до 20 лет

в) от 12-13 до 18 лет

г) от 14-15 до 17-18 лет

2. Ведущий вид деятельности в старшем школьном возрасте - это…

а) учебная деятельность

б) межличностное общение

в) учебно-профессиональная деятельность

г) предметно-манипулятивная деятельность

3. В старшем школьном возрасте преобладающими мотивами учения должны быть…

а) учебно-познавательные и узкие социальные мотивы

б) мотивы самообразования и социального сотрудничества

в) мотивы социального сотрудничества и широкие социальные мотивы

г) узкие социальные и широкие познавательные мотивы

4. К психологическим новообразованиям старшего школьного возраста не относится…

а) самосознание

б) чувство взрослости

в) профессиональное самоопределение

г) мировоззрение

5. Система взглядов на законы развития природы и общества, складывающаяся у старшеклассников, называется…

а) образованностью

б) самосознанием

в) кругозором

г) мировоззрением

6. Для становления профессионального самосознания в старшем школьном возрасте необходимо проводить со старшеклассниками…

а) психопрофилактику

б) психодиагностику

в) профориентационную работу

г) психокоррекцию

7. Учебная деятельность в старшем школьном возрасте имеет форму…

а) совместной деятельности учителя и ученика

б) деятельности самообразования

в) самостоятельной деятельности

г) профориентационной деятельности

8. Исследованием вопросов любви и дружбы в юношеском возрасте занимался…

а) И.С. Кон

б) Д.Б. Эльконин

в) Л.С. Выготский

г) Л.И. Божович

9. Для исследования межличностных отношений в ранней юности чаще всего применяется …

а) тест Рене Жиля

б) тест Равена

в) референтометрия

г) тест Айзенка

10. Кто из известных психологов относил старший школьный возраст к старшему подростничеству…

а) Л.С. Выготский

б) Д.Б. Эльконин

в) Л.И. Божович

г) И.С. Кон


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предмет и методы возрастной психологии.

2. Проблема психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

3. Проблема возраста в психологии.

4. Сравнительный анализ различных подходов к проблеме периодизации психического развития.

5. Психосоциальные стадии развития личности в теории Э. Эриксона.

6. Развитие личности в психодинамическом направлении в зарубежной психологии.

7. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

8. Психическое развитие ребенка младенческого возраста.

9. Непосредственное эмоциональное общение как ведущая деятельность младенческого возраста.

10. Кризис трех лет.

11. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

12. Развитие речи в дошкольном возрасте.

13. Игра и ее развитие в дошкольном возрасте.

14. Проблема готовности дошкольника к школьному обучению.

15. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

16. Младший школьный возраст: задачи в психическом развитии.

17. Учебная деятельность младшего школьника.

18. Познавательное развитие в младшем школьном возрасте.

19. Проблема кризиса в подростковом возрасте.

20. Развитие личности подростка.

21. Проблема любви и дружбы в ранней юности.

22. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста.

23. Дети «группы риска» в различных возрастных периодах.

24. Психологические особенности студенческого возраста.

25. Общая характеристика зрелого возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.023 с.)