Тема 7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность
Похожие статьи вашей тематики
Базовые понятия:
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте - ________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ведущая деятельность в старшем школьном возрасте - __________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Мотивация учения в старшем школьном возрасте - _____________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Новообразования в психике старшего школьника - ______________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Особенности личности старшеклассника - _______________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа. – 4 часа):
РАБОЧЕЕ ПОЛЕ
| РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
| студента
| препода-вателя
| ВОПРОС 1. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в старшем школьном возрасте.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 3. Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника.
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
ВОПРОС 4. Самосознание старшеклассника (самооценка, уровень притязаний, «Я-концепция»).
Логическая схема ответа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 5. Мировоззрение и ценностные ориентации старшеклассников.
Логическая схема ответа
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 6. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 7. Развитие психических процессов в старшем школьном возрасте.
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 8. Старшеклассники «группы риска».
Логическая схема ответа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| | | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.
5. Лях, Т.И. Психология. Вып. 2. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.
7. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.
9. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929190473027.files/image005.gif)
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Общепринятые возрастные границы старшего школьного возраста…
а) от 11-12 до 17-18 лет
б) от 17 до 20 лет
в) от 12-13 до 18 лет
г) от 14-15 до 17-18 лет
2. Ведущий вид деятельности в старшем школьном возрасте - это…
а) учебная деятельность
б) межличностное общение
в) учебно-профессиональная деятельность
г) предметно-манипулятивная деятельность
3. В старшем школьном возрасте преобладающими мотивами учения должны быть…
а) учебно-познавательные и узкие социальные мотивы
б) мотивы самообразования и социального сотрудничества
в) мотивы социального сотрудничества и широкие социальные мотивы
г) узкие социальные и широкие познавательные мотивы
4. К психологическим новообразованиям старшего школьного возраста не относится…
а) самосознание
б) чувство взрослости
в) профессиональное самоопределение
г) мировоззрение
5. Система взглядов на законы развития природы и общества, складывающаяся у старшеклассников, называется…
а) образованностью
б) самосознанием
в) кругозором
г) мировоззрением
6. Для становления профессионального самосознания в старшем школьном возрасте необходимо проводить со старшеклассниками…
а) психопрофилактику
б) психодиагностику
в) профориентационную работу
г) психокоррекцию
7. Учебная деятельность в старшем школьном возрасте имеет форму…
а) совместной деятельности учителя и ученика
б) деятельности самообразования
в) самостоятельной деятельности
г) профориентационной деятельности
8. Исследованием вопросов любви и дружбы в юношеском возрасте занимался…
а) И.С. Кон
б) Д.Б. Эльконин
в) Л.С. Выготский
г) Л.И. Божович
9. Для исследования межличностных отношений в ранней юности чаще всего применяется …
а) тест Рене Жиля
б) тест Равена
в) референтометрия
г) тест Айзенка
10. Кто из известных психологов относил старший школьный возраст к старшему подростничеству…
а) Л.С. Выготский
б) Д.Б. Эльконин
в) Л.И. Божович
г) И.С. Кон
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Предмет и методы возрастной психологии.
2. Проблема психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
3. Проблема возраста в психологии.
4. Сравнительный анализ различных подходов к проблеме периодизации психического развития.
5. Психосоциальные стадии развития личности в теории Э. Эриксона.
6. Развитие личности в психодинамическом направлении в зарубежной психологии.
7. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
8. Психическое развитие ребенка младенческого возраста.
9. Непосредственное эмоциональное общение как ведущая деятельность младенческого возраста.
10. Кризис трех лет.
11. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
12. Развитие речи в дошкольном возрасте.
13. Игра и ее развитие в дошкольном возрасте.
14. Проблема готовности дошкольника к школьному обучению.
15. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
16. Младший школьный возраст: задачи в психическом развитии.
17. Учебная деятельность младшего школьника.
18. Познавательное развитие в младшем школьном возрасте.
19. Проблема кризиса в подростковом возрасте.
20. Развитие личности подростка.
21. Проблема любви и дружбы в ранней юности.
22. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста.
23. Дети «группы риска» в различных возрастных периодах.
24. Психологические особенности студенческого возраста.
25. Общая характеристика зрелого возраста.
|