Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с онрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После проведения формирующего этапа эксперимента по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций нами был проведен контрольный этап исследования по методикам Р.Е. Левиной [22] и М.И. Лисиной [25], использованными в констатирующем этапе исследования. Результаты контрольного этапа исследования уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной сведены в таблицу 7. Таблица 7 – Уровни развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной (контрольный этап эксперимента)
Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что в экспериментальной группе детей с достаточным уровнем развития диалогической речи стало четверо детей (Семен Н., Алла С., Слава А., Ангелина Б.). Детей со средним уровнем развития диалогической речи стало четверо детей и только двое детей (Данил А., Лена М.) остались с низким уровнем развития диалогической речи. В контрольной группе уровни остались почти на уровне констатирующего этапа. Таблица 8 – Результаты контрольного этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной
Рис. 3. Уровни развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной (контрольный этап эксперимента)
После проведенного формирующего эксперимента почти половина детей экспериментальной группы стали быстро устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, стремились к постоянному общению, хорошо общались в присутствии незнакомых людей, легко сменяли способы общения, находили общность с разными партнерами. Они охотно отвечали на все вопросы, их предложения стали полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений. И только двое детей ЭГ показали низкий уровень диалогической речи. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. У этих детей отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики. Представим результаты второй серии по методике М.И. Лисиной (таблица 9). Таблица 9 – Ведущая форма общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (контрольный этап эксперимента)
Повторное изучение показало, что у детей с общим недоразвитием речи в ЭГ сформирована в основном внеситуативно-познавательная (80%) форма общения. В контрольной группе формы общения не изменились. Таблица 10 – Количественная характеристика ведущей формы общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (контрольный этап эксперимента)
Рис. 4. Ведущая форма общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике М.И. Лисиной (контрольный этап эксперимента)
Можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (ЭГ) вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми. Дети с ОНР, принявшие участие в формирующем эксперименте нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер, выявился высокий уровень личностной активности. Итак, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр-драматизаций. Таким образом, уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась.
Выводы по второй главе Для оценки уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были организованы две группы дошкольников. В первую группу – экспериментальную (ЭГ) вошли дошкольники, в количестве 10 детей с ОНР 5-6 лет, во вторую группу – контрольную (КГ) вошли дошкольники – 10 детей с ОНР 5-6 лет. Исследование проводилось по методикам Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной. Данные констатирующего этапа исследования показали, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования. В период с сентября 2015 г. по март 2016 г. мы проводили формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы. За данный период было проведено 28 театральных пятниц. После проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования. Проанализировав полученные данные контрольного этапа, мы пришли к выводу, что у детей шестого года жизни с ОНР вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми. Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим. Контрольное исследование по методике М.И. Лисиной показало у 2 детей с общим недоразвитием речи – ситуативно-деловую форму общения (20%) и у 8 детей с общим недоразвитием речи – внеситуативно-познавательную (80%) форму общения. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась. Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр – драматизаций. Заключение
В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и др. В процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.159 (0.015 с.) |