Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с онр↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) 50-60-х годах XX в [22]. Отклонения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения [17]. Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие [46]. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения. Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно. Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объектом исследования является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предметом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если: – организована речевая среда и происходит взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом; – осуществляется специализированная, направленная на коррекцию и устранение речевых дефектов, работа логопеда и воспитателя с использованием игр-драматизаций. Задачи исследования: – исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; – рассмотреть особенности формирования диалогической речи в онтогенезе ребенка с сохраненной речью и при ее недоразвитии; – выявить педагогические условия формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; – организовать и провести экспериментальную работу по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методы исследования: 1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования). 2. Социолого–педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями). 3. Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов). 4. Статистический (качественная обработка данных). База исследования: детский сад МДОУ д/с №112 г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста сОНР. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость: результаты данной курсовой работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей в работе с детьми с ОНР. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Выводы по первой главе
1. Диалог, диалогическая речь – это вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). 2. Существуют различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога – новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах. Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ – О диалогической речи Л.П.Якубинского (1923). Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий. 3. Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога – в детстве. 4. Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи. 5. Основным методом формирования диалогической речи у детей с ОНР являются: разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог), беседа, игры и игровые упражнения. Выводы по второй главе Для оценки уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были организованы две группы дошкольников. В первую группу – экспериментальную (ЭГ) вошли дошкольники, в количестве 10 детей с ОНР 5-6 лет, во вторую группу – контрольную (КГ) вошли дошкольники – 10 детей с ОНР 5-6 лет. Исследование проводилось по методикам Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной. Данные констатирующего этапа исследования показали, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования. В период с сентября 2015 г. по март 2016 г. мы проводили формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы. За данный период было проведено 28 театральных пятниц. После проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования. Проанализировав полученные данные контрольного этапа, мы пришли к выводу, что у детей шестого года жизни с ОНР вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми. Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим. Контрольное исследование по методике М.И. Лисиной показало у 2 детей с общим недоразвитием речи – ситуативно-деловую форму общения (20%) и у 8 детей с общим недоразвитием речи – внеситуативно-познавательную (80%) форму общения. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась. Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр – драматизаций. Заключение
В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и др. В процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Библиографический список
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. Москва: Академия, 2015. – 400 с. 2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. Москва: Сфера, 2006. – 194 с. 3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. Москва: ВЛАДОС, 2007. – 136 с. 4. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. – 93 с. 5. Вершина, О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О.М. Вершина. Москва: Просвещение, 2003. – 246 с. 6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. Санкт Петербург: Детство-пресс, 2007. – 144 с. 7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 2005. – 77 с. 8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 2006. – 420 с. 9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Москва: Гном, 2011. – 267 с. 10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С.8-10. 11. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. Москва: ВЛАДОС, 2005. –123 с. 12. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. Москва: 2007. – 68 с. 13. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. Москва: Инфа, 2006. – 272 с. 14. Доронова, Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. Москва: Педагогика, 2005. – 94 с. 15. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. Москва: 2007. – 16 с. 16. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. – 316 с. 17. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова Москва: Союз, 2008. – 142 с. 18. Игры в логопедической работе с детьми // ред. сост. В.И. Селеверстов. Москва: Гном, 2007. – 83 с. 19. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. Санкт Петербург КАРО, 2014. – 432 с. 20. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2012. – 120 с. 21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Санкт Петербург: КАРО, 2004. – 160 с. 22. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. Москва: Просвещение, 2009. – 159 с. 23. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. Москва: Просвещение, 2004. – 268 с. 24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. Москва: Просвещение, 2005. – 214 с. 25. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. Москва: ВЛАДОС, 2006. – 144 с. 26. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. Москва: Инфа, 2000. – 169 с. 27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. Санкт Петербург, Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с. 28. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. О.В. Правдиной. Москва: ВЛАДОС, 2006. – 246 с. 29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. Москва: Педагогика, 2014. – 300 с. 30. Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. Москва: АРКТИ, 2013. – 240 с. 31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. Москва: Гном, 2009. – 168 с. 32. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // ред. сост. С.А. Миронова. Москва: Инфа, 2007. – 241 с. 33. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. Москва: Наука, 2010. –367 с. 34. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. Москва: Экономика, 2007. – 304 с. 35. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 448 с. 36. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. В.В. Ветрова. Москва: Педагогика, 2005. – 234 с. 37. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. Москва: Просвещение, 2004. 269 с. 38. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. Санкт Петербург: Питер, 2002. – 720 с. 39. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Санкт Петербург: Питер, 2008. 315 с. 40. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. Москва: Педагогика, 2000. 192 с. 41. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. Москва: ТЦ Сфера, 2005. 256 с. 42. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Москва: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. – 128 с. 43. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. Москва: Педагогика, 1990. – 359 с. 44. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Москва: Просвещение, 1999. – 435 с. 45. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005. – 198 с. 46. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Санкт Петербург: Питер, 2007. – 259 с. Приложения Приложение 1 Приложение 2 Игра «РАССКАЗ О ДРУГЕ» Введение
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) 50-60-х годах XX в [22]. Отклонения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения [17]. Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие [46]. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения. Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно. Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объектом исследования является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предметом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если: – организована речевая среда и происходит взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом; – осуществляется специализированная, направленная на коррекцию и устранение речевых дефектов, работа логопеда и воспитателя с использованием игр-драматизаций. Задачи исследования: – исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; – рассмотреть особенности формирования диалогической речи в онтогенезе ребенка с сохраненной речью и при ее недоразвитии; – выявить педагогические условия формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; – организовать и провести экспериментальную работу по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методы исследования: 1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования). 2. Социолого–педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями). 3. Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов). 4. Статистический (качественная обработка данных). База исследования: детский сад МДОУ д/с №112 г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста сОНР. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость: результаты данной курсовой работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей в работе с детьми с ОНР. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.200 (0.012 с.) |