Психологическая природа диалогической речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая природа диалогической речи.



Звуковая структура слова

А.А.Леонтьев – звуковая структура слова похожа на медаль, так как имеет две стороны. С одной стороны она предполагает фонематический слух, а с другой стороны – способность правильно произносить звуки родного языка.

Фонематический слух – это способность узнавать и различать звуки родного языка; на его формирование уходит примерно 2 года жизни ребенка (т.е. он сформировывается к 2-м годам); за этот период у ребенка формируется обобщенный образ фонемы: вне зависимости от того, насколько соседние звуки изменяют звучание данного звука, ребенок должен обобщать различные варианты звучания в один звук; таким обобщенным звуком и будет являться фонема. Фонематический слух в своем развитии обгоняет способность правильно произносить звуки родного языка. Правильные звуки в его речи созревают постепенно. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что, хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:

1 способ: смычка.

«грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г». Данной артикуляцией ребенок овладевает раньше всего. К 1 году и 2 месяцам ребенок уже умеет их артикулировать, на данных звуках строятся первые слова.

2 способ: щель.

Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры → появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, J.

3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.

Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);

Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:

Ц = Т + С

Ч = Т’ + Щ

Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)

Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.

4 способ: палатализация.

(от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)

этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.

5 способ: вибрация.

Данный способ появляется в речи ребенка последним. Формирование вибрации кончика языка и появление звука Р. К 4-м годам у ребенка должны сложиться все виды этих работ (только в том случае, если ребенок физиологически здоров).

Выделяют специфические особенности:

1) наличие в речи детей звуков – субститутов (звуков – заместителей), которые заменяют тот звук, который отсутствует; признаком нормального развития речи является постоянство этих заместителей и замещения. Наличие постоянства приближает произношение к норме.

2) когда у ребенка появляется правильный звук, он включается только в новые слова, а в старых словах используется звук – заместитель;

3) становление правильного звукопроизношения заключается в тенденции к генерализации – это подчинение усвоенному способу; проявляется это в том, что вновь появившийся звук используется даже вместо других правильных звуков (Лалиса → Р →Лариса);

NB: в процессе онтогенетического развития нормативные звуки не сразу появляются в речи ребенка, они проходят определенный путь формирования, подчиняясь развитию функций тех анализаторов, которые отвечают за звукопроизношение (область Брока, например), поэтому возраст до 4-х лет называется косноязычным, т.е ребенку разрешается произносить неправильные звуки.

 

Морфемная структура слова.

 

Морфемная структура слова складывается из 2-х операций:

1 операция6 способность слышать или вычленять морфемные элементы в слове;

2 операция: способность интегрировать (объединять) морфемные структуры слова.

1 операция.

Данная операция носит аналитический характер. Долгое время думали, что ребенок овладевает морфемными структурами (производными6 граб – грибник), имитируя речь взрослых, т.е усваивает готовую форму речи. и только исследования А.М. Шахнаровича заставили задуматься над таким вопросом6 если ребенок на фоне имитации усваивает производные слова, то почему в его речи возникают ошибки. В своих работах Шахнарович подверг сомнению имитационную теорию, сказав о том, что овладение морфемным составом слова требует от ребенка достаточно сложной мыслительной деятельности. с одной стороны ребенок должен произвести аналитические действия, подметить, что похожие слова имеют отличия, т.е. звучат по-разному (например, стол – стола). При проведении сравнения большое значение имеет частотность грамматических форм, которые используют окружающие ребенка люди. Ребенок в первую очередь начинает пользоваться наиболее часто употребляемыми формами: именительным и винительным падежами. Эти падежи занимают примерно 60% в нашей речи. Далее ребенок усваивает родительный падеж (нет конфет), который занимает приблизительно 17% среди используемых падежных форм в речи окружающих. Приблизительно 30% по частотности употребления занимают дательный и творительный падежи.

Далеко не всю речь ребенок усваивает по подражанию. Помимо фактора частотности использования оказывает влияние и представленность этой формы в жизни человека. Если грамматическая форма представлена в жизни ребенка (один – много, например), ребенок быстро начинает использовать эту грамматическую категорию. Изменение отношения предмета к ситуации способствует усвоению падежей. Самой трудной категорией является категория рода, поскольку она является абстрактной. Постепенно на основе мыслительной работы ребенок сам начинает проводить опыты на словесном материале, а именно на материале морфем. Ребенок пробует образовывать слова, которые являются родственными, т.е. словообразование – это периода лингвистических опытов. Активное оперирование морфемными элементами приводит к образованию слов – универбов (уни – уникальный, верб – слово, которого нет в русском языке). Данные слова образованы по правилам языка. Чаще всего ребенок правильно выбирает корневую основу и неправильно выбирает аффиксные элементы (например, птичий домик – птичак). Этап универбов является определенным продвижением в развитии речи. Этот этап демонстрирует, что ребенок активно…

В возрасте 5 – 7 лет ребенок овладевает морфемной структурой слова. Это проявляется в том, что к 6-ти годам ребенок начинает осознанно образовывать новые слова.

 

Виды речи.

Внешняя речь Внутренняя речь
Устная речь → → Диалогическая речь
Монологическая речь
Письменная речь → → Письмо
Чтение

А.Р.Лурия выделял иные виды речи:

1 вид речи: аффективная.

(подкорковая, плохо контролируемая речь)

у людей с речевой патологией этот пласт остается сохранным; этот пласт зависит также и от культурного уровня человека;

2 вид речи: автономная

(порядковый счет, дни недели, времена года, заученные стихи, пословицы);

3 вид речи: монологическая и диалогическая речь.

Данные виды речи дифференцировал и Якубинский.

 

Монологическая речь.

 

Монологическая речь (моно – один) существенно отличается от диалогической. Это речь одного лица. Ее называют связной или контекстной речью. Данный вид речи представлен рассказом. Монологическая речь тоже представляет собой общение между говорящим и слушающим (трансмиссер и реципиент). Цель общения: у слушателя должна возникнуть та же мысль, что и у говорящего. Монологическая речь намного сложнее ситуативной (диалогической), т.к. предметом речи является речь. Таким образом чтобы овладеть связной монологической речью, необходимо, чтобы сформировались мыслительные предпосылки и сама речь. Поэтому монологическая речь – речемыслительная деятельность.

В рассказе выделяются два плана:

Внутренний или смысловой;

Внешний или языковой.

Внутренний план сообщения представляет собой программу, которая создается еще до того, как человек начинает говорить. Сама программа имеет определенную иерархию. Внутренний план объединяет мысли или предикации разных порядков. Предикация раскрывает смысловую связь между предметами (коза + волк → сказка).

В любом рассказе существует 3 вода предикаций – предикации 1-го, 2-го и 3-го порядка.

Предикат 1-го порядка – передает основную идею рассказа (заяц вывел деда из огня, а дед вылечил зайца).

Предикат 2-го порядка – определяет последовательность действий, передает содержание.

Предикат 3-го порядка – стилистическая окраска, являются дополнительными (при кратком пересказе можно опустить, при полном – нет).

Таким образом в рассказе существуют различные направления.

Внешний план является языковым. Представляет собой связь предложений. Чтобы получился рассказа, необходима связь между предложениями. Для этого используются средства межфразовой связи (лексический повтор слова, употребление местоимений, производные слова, а так же самая сложная и ценная связь – синонимическая).

Жинкин писал, что единица связной речи – это стык 2-х соседних предложений, это то место в предложении, которое дает ребенку найти последующую мысль, заставляет задуматься, каким средством это последнее предложение можно прикрепить к предыдущему.

Связная речь требует привязки одного предложения к другому различными языковыми средствами (местоимения, местоименные наречия, производные слова, текстовые синонимы).

В памяти ребенка необходимо накапливать синонимичные связи. Применение этих средств дает связность предложениям.

Каждая смысловая часть строится по строгим языковым законам, а именно:

Первое предложение абзацное коммуникативно сильное (в нем называется предмет, о котором пойдет речь). К сильному предложению присоединяется несколько / одно коммуникативно слабое предложение. Такая организация создает связность рассказа.

Рассказ оценивается по 2-м критериям:

Смысловая

(мыслительная деятельность готова к связной речи)

связность

(логопед учитывает, какие средства связи ребенок использует и как чередуется коммуникативная нагрузка предложений).

Связная речь в отличие от диалогической спонтанно не развивается в онтогенезе. В норме, как показали исследования Поддъякова, формируются предпосылки к развитию связной речи, а предпосылки эти формируются у ребенка благодаря игре с партнером, потому что в таких условиях ребенок оказывается перед проблемой – как объяснить своему партнеру правила игры. Возникает необходимость использования нескольких предложений. Игра формирует у ребенка регулирующую функцию, без которой связная речь не может состояться. Эта способность регулировать является основой для того, чтобы планировать длительность высказываний. Регулирующая функция формируется к 4,5 – 5 годам. Этот возраст является наиболее сенситивным для развития связной речи.

 

Слушание.

 

Слушание – это восприятие речи и ее декодирование. Процесс слушания заключается в том, что человек, воспринимая звуковые комбинации, должен эти комбинации трансформировать в мысль. Процесс декодирования мало изучен. Это сложный процесс, который имеет сложное иерархическое строение. Человек воспринимает звуковые колебания, а в голове возникает образ. Все исследователи, которые изучали процесс восприятия речи, согласны с тем, что понимание услышанного возможно тогда, когда человек речевой поток может разбить на отдельные элементы. Исследователи спорили о том, на какие фрагменты человек делит речевой поток для того, чтобы понять обращенную к нему речь.

Три теории восприятия речи:

Акустическая теория восприятия речи;

Моторная теория восприятия речи;

Теория анализа через синтез (США).

Акустическая теория восприятия речи.

Роман Якобсон, крупнейший американский психолингвист (род. в Одессе) во всех своих работах утверждал, что единица восприятия речи – это фонема. Если ребенок узнает и дифференцирует фонемы родного языка, то процесс восприятия речи будет проходить нормативно. Если ребенок не узнает фонемы родного языка, то процесс восприятия речи будет нарушен. В такому выводу автор пришел, наблюдая ребенка – анартрика. Этот ребенок, лишенный собственной речи, понимал и воспринимал обращенную речь.

Представителями моторной теории восприятия речи являлись ленинградские ученые такие как Чистович («Речь. Артикуляция и восприятие»). Основным тезисом моторной теории является утверждение о том, что фонематическое восприятие не может в полной мере обеспечить понимание воспринятой информации. Это положение было подтверждено многими экспериментами. Например, студентам было предложено прослушать рассказ. Одна группа студентов должна была во время слушания открыть рот, а другая группа прикусить язык, третья же группа студентов должна была во время прослушивания считать про себя. Таким образом речедвигательный анализатор был различными способами исключен из процесса восприятия. Вопрос эксперимента состоял в следующем: может ли речеслуховой анализатор справиться с процессом восприятия речи в одиночку. В результате эксперимента было доказано, что функции одного речеслухового анализатора не достаточно для того, чтобы полностью понять информацию. Информация декодируется полностью, если она закреплена функцией речедвигательного анализатора. А поскольку единицей экспрессивной речи является слог, то, следовательно, автор утверждает, что единицей восприятия тоже является слог → речевой поток делится не на фонемы, а на слоги, потому что признаки, которыми обладает фонема сосредоточены не в одном звуке, а в нескольких звуках, расположенных рядом.

Теория анализа через синтез. Представителями данной теории являются психофизиологии Халь и Флангом. Первый тезис данной теории – оба партнера (говорящий и слушающий) являются активными членами общения. Данные ученые обратили внимание на то, что оба партнера равноправны. Слушатель своими реакциями может корригировать поведение говорящего. Слушатель всегда строит гипотезы. У него возникает перенастройка на речь говорящего. Слушатель всегда осуществляет прогностическую функцию (строит прогностические операции). Прогноз – мыслительная операция – принятие решения на основе полученных фактов или части полученной информации.

 

Пример: О…ёл ле…ал средь …орных …уч.

Орёл летал средь горных туч.

Осёл лежал средь сорных куч.

 

Прогноз осуществляется тогда, когда человек / ребенок способен выделить из информации совокупность полученных признаков. Авторы этой теории считают, что процесс восприятия представляет собой поуровневую деятельность, каждый уровень включает специфические операции.

IV уровень – понимание речевого сообщения является результатом процесса восприятия;

III уровень – уровень осознания

↓ ↓

Декодирование подтекстного значения Декодирование интонации

II уровень – уровень осмысления

↓ ↓

Грамматические отношения слова, круг понятий

I уровень – прием речевого сообщения (сенсорный уровень, сенсорный детектор)

↓ ↓ ↓ ↓

опознание слова память декодирование декодирование

↓ ↓ тембра интонации

знакомость декодирование голоса

фонетического значения

образа слова

Часть информации человек сразу теряет, другую часть обрабатывает → происходит декодирование интонации → декодирование тембра голоса (оформление речевого высказывания) → память (человек должен принять) → опознание слова по фонемным признакам (включает знакомость фонетического образа).

Ребенок должен декодировать значение слова к категории других слов. II уровень, уровень осмысления, предполагает выяснение отношений между словами. Это процесс так называемого грамматического декодирования. III уровень - это уровень осознания. Пример А.Р.Лурия: мужу изменять нельзя – интонация передает глубинные смыслы + декодирование подтекстного значения. IV уровень - уровень понимания речи. Для того чтобы проверить степень понимания, нужно предложить пересказать текст своими словами. А.Р.Лурия пишет о том, что характер декодирования зависит от оформления речевого материала и выделяет в особую группу те грамматические конструкции, которые требуют специальных операций декодирования: предложения с 2-мя отрицаниями, использование двойного родительного падежа в предложении, сложное соотношение падежных форм. От качества процесса восприятия зависит качество и собственной речи. Если у человека оказывается нарушенным I уровень восприятия речи (при сенсорной алалии, афазии) – у ребенка вообще не осуществляется процесс восприятия и процесс опознания семантически значимых элементов речи 9слов), в связи с чем оказывается невозможным понимание речи. Представители теории восприятия «анализ через синтез» считают, что единицей восприятия является единица, которая обладает семантикой, т.е. слово.

Речь анализируется по смысловым значениям. Важным фактором при восприятии речи является знание предмета или знание ситуации, поэтому помимо смысловых, грамматических, фонетических правил, которыми человек руководствуется, стараясь понять речь партнера, существуют еще и прагматические правила (знание ситуации).

 

Язык и речь.

 

Долгое время понятия «язык» и «речь» считали синонимами. Как только зародилась новая наука «психолингвистика», он была поставлена перед вопросом «что такое речь?». Фр. лингвист Ф. Соссюр уже к этому времени развел понятия «речь» и «язык» и определилось конкретное содержание этих понятий.

Табл. № 1

Определения
Язык Речь
Язык – система кодов (научно). Код – обозначение или система знаков (обозначений. С точки зрения логопеда – язык это камера хранения (_______________ языковой памяти). В этой камере накапливаются те знаки, которые в дальнейшем будут необходимы для речи. Речь – это способ формирования мысли, оформления мысли средствами языка (Рубинштейн) ® речь не существует без мысли; речь обслуживает мысль. Функция логопеда 0 это формирование речемыслительной деятельности, поскольку речь сама по себе вообще не существует.
Единицы
Языка Речи
1)фонема – это минимальная единица языка, которую человек хранит в своей памяти; Жинкин писал в совей книге: «Фонема не обладает никаким значением, но она помогает человеку различать, опознавать другие слова: фонемы только тогда выполняют свое значение, когда хранятся в определенном образе в языковой памяти. Жинкин: фонемы хранятся упорядоченно в памяти. В русском языке 42 фонемы. Фонемы выступают как эталон. Чтобы пользоваться им нужно иметь фонематический слух. Фонематический слух – способность осуществлять следующие операции: - узнавать фонему в составе слова или в составе речи; - различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, на расположенных в слове в различной линейной последовательности: т – трос р – торс о – сорт с – рост - способность дифференцировать слова – паронимы (слова, отличающиеся одним звуком). Фонематический механизм формируется одним из первых у ребенка. Когда в норме формируется фонематический слух? Швачкин, считает, что норма – 1 год и 7 мес. Сейчас нормой считается 2 года. Раннее формирование фонематического слуха обеспечивает усвоение устной речи. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную роль, способность обеспечивать дифференциацию знания слов. NB: логопеду необходимо дифференцировать понятия фонема и звуки речи. - фонема – это эталон, стандарт, под который ребенок все время подстраивает органы артикуляции; поэтому логопеду необходимо помнить, что в своем развитии фонематический слух значительно обгоняет способность правильно произносить звуки. - звуки речи – способность артикулировать определенную фонема, т.е. это совокупность определенных речевых движений. 2) морфема – значимая единица речи; каждая морфема обладает своим автономным значением; морфема произошла от фонемы; морфема – это синтез фонем. NB: человек не хранит в своей памяти слова целиком; человек хранит только морфемные элементы (учит ель, строит ель). Накопление идет 2-мя путями: 1) запоминание корневых основ простых слов (лес, стол) 25% - простые слова 75% - производные слова чтобы сделать слово, нужно найти правильную основу и прибавить какой-либо аффикс; 2) морфемы нужны для того, чтобы из них «делать» слова Выделяют: 1) техническая или произносительная единица; эта единица, которая дает возможность нормативно артикулировать речь; 2) смысловая единица; ее человек может передать партнеру по коммуникации; Технической единицей является «слог». Способность произносить слог предполагает, что: - ребенок может выполнять статические артикуляционные упражнения (упражнения на удержание определенного артикуляционного уклада), необходимые для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки родного языка; - динамические / кинетические упражнения (кинетика – плавное движение языка); слог обеспечивается плавными речевыми движениями, когда органы артикуляции могут плавно перейти с одного звука на другой и образовать слог. Логопед обязательно собирает анамнез, чтобы определить, как ребенок играл словами (этап лепета). Выделяют 2 этапа лепета: - аутоэхолалия (3 месяца): нечаянный физиологический лепет, такой лепет бывает у вех детей; - эхолалия: чрезвычайно важный этап лепета для диагностики развития речи. Первоначально у ребенка появляются вокализации (уу,аа), затем подключаются ________________, появляются в ответ на речь взрослого. Смысловая единица – речевое высказывание. Типы речевых высказываний: - первый вид высказываний – комбинированный – звукоподражание, которое доносится паралингвистическими средствами языка (пара – вместо средств языка). В ним относится мимика, жест, пантомимика. - второй вид высказываний – коммуникативно-сильное предложение, т.е. такое предложение, которого достаточно для высказывания. В коммуникативно-сильном предложении все компоненты мысли (и объект, и предикат, и субъект) оформлены словами, и эти слова являются знаменательными (полное предложение). - третий тип высказываний -текстовое сообщение (рассказ, лекция); текст – группа предложений, объединенных одной мыслью; текстовое высказывание - полное, т.е. выражает полную мысль.  

 

Назначение функции речи

 

Л.С.Выготский «Речь и мышление»

Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определенное время. Становление той или иной функции зависит от того, каким видом деятельность овладевает ребенок.

NB: речь не развивается, не появляется и не становится сама по себе; речь всегда привязана к ведущей деятельности возраста ребенка. Поэтому функции речи произрастают из ведущей деятельности возраста.

Д.Б.Эльконин: «Ведущая деятельность возраста характеризуется тем, что в ее рамках максимально развивается речь и интеллект и переходят на новую ступень развития».

Табл. № 2

Языковая способность

 

- способность к усвоению речевых знаков; языковая способность лежит в основе развития речи.

Языковая способность (А.А.Леонтьев «Слово в речевой деятельности») – это совокупность ряда факторов, т.е условий, обеспечивающих способность воспринимать, воспроизводить (т.е. повторять) и порождать(т.е. создавать) речевые высказывания.

Графически это понятие можно представить следующим образом (совокупность 3-х факторов).

Языковая способность

 

социальный физиологический психологический

фактор фактор фактор

Социальный фактор – ребенок должен воспитываться в нормативной речевой среде, т.к ребенок из речи окружающих добывает стандарт речи. Это трудная работа, т.к. норм очень много в речи окружающих:

Семантическая сочетаемость слов;

Соблюдение морфемных норм;

Нормативы Соблюдение слоговых норм;

Синтаксические нормы;

Звуковые нормы;

Текстовые нормы

Ребенок не усваивает речь по подражанию. За 1,5 года он подмечает все нормы, закономерности и затем использует их в своей речи.

Физиологический фактор – ребенок должен быть физиологически здоровым, т.е. должны быть здоровыми те системы, которые обуславливают усвоение речи:

1) речеслуховой анализатор – обеспечивает восприятие речи, декодирование, расшифровку того, что человек услышал;

2) речедвигательный анализатор – отвечает за процесс говорения, за нашу собственную речь (обл. Брока, Вернике);

3) зрительный анализатор (система) – на нем держатся значения слов, отвечает за семантику речи. 85% информации мы получаем через зрительный анализатор, 15% через слуховой+тактильный.

4) двигательный (кинестетический) анализатор – «аккумулятор» для речедвигательного анализатора, мы там подзаряжаемся. Речевые зоны находятся в области двигательного анализатора. «Качество наших движений определят качество нашей речи» - Кольцова. Двигательный механизм обеспечивает координацию как общих, так и речевых движений.

Кольцова провела эксперимент на ясельных детях. Участвовало две группы. В одной группе проводили спец. двигательные занятия на развитие координации движений. 8-9 мес. Учили ходить, держав за ручки. Заговорили в 1г2мес, раньше, чем дети второй группы, которые обычно сидели в манеже.

Психологический фактор. А.Р.Лурия утверждал, что «речь появляется только тогда, когда готова психологическая база речи». Психологической базой речи является восприятие, внимание, память, мышление. Они выступают в качестве побудителя, мотиватора.

Восприятие.

В первую очередь, нас, как логопедов, интересует слуховое восприятие – способность ориентироваться в мире неречевых шумов, т.е. это операции:

1) идентификация – узнавание предмета по звуку, который он издает;

2) определение направления звука;

3) способность распознавать, дифференцировать между собой звуки, сильно различающиеся по силе, высоте и тембровой окраске;

4) способность дифференцировать шумы, схожие между собой по силе, высоте и тембровой окраске.

Слуховое восприятие необходимо для речи, потому что на его основе формируется фонематический слух. Сначала учит различать шумы, а потом фонемы. Также благодаря слуховому восприятию ребенок научается ориентироваться в пространстве.

Память.

Пространство памяти (сама память) имеет структурное строение. Это строение описал в совей работе «Человеческая память и процессы обучения» Роберт Аткинсон. Это строение можно представить графически. По словам Аткинсона, память включает в себя 3 важных блока:

 

           
   
Кратковременное хранилище
     
Долговременная память
 
Сенсорный регистр
 
 


® ® ®

 

Вербальная зрительная информация первоначально поступает в 1й блок - сенсорный регистр, т.е. человек регистрирует полученную информацию. Сенсорный регистр по своему устройству напоминает сито, поэтому от поступающей информации остается в нем лишь небольшая часть. Каждая последующая информация старается вытеснить предыдущую. Память пытается информацию из сенсорного регистра переместить во 2-й блок. Во 2-м блоке память сохраняет информацию на рабочий период, поэтому эта память называется рабочей или оперативной.

Для того чтобы информацию перевести из сенсорного регистра в КВХ, человеку нужно предпринять определенное усилие. Наиболее эффективным способом такого перемещения является способность закодировать эту информацию каким либо символом. Образное кодирование информации зрительными образами или музыкальными помогает ее запомнить.

«Маленькая книжка о большой памяти» Лурия (через цвет) - каждой букве свой цвет.

Кратковременная память – это такая память, которая сохраняет информацию с одного раза предъявления (А.Р.Лурия «Память»).

Английский психолог Джон Миллер провел множество экспериментов, чтобы измерить объем этой памяти. Он выявил формулу, что человек с одного раза может запомнить 7 + / - 2 элемента (СЭМА). Информация исчисляется сэмами. Сэма может быть равна знанию слова или целого предложения, зрит. изображению.

Первая характеристика памяти – объем кратковременной памяти (логопед должен знать.

Память бывает разной модальности: зрительная, слуховая. Объем этих видов памяти различен на что указывают +/- в формуле.

Знаки (+ / -) указывают не только на диапазон объема памяти, но и на ту разницу, которая наблюдается при различных видах запоминания. Как в N так и в патологии зрительная память всегда имеет больший объем (+). Она выполняет как бы компенсирующую функцию. Слуховая память всегда имеет меньший объем (-).

Второй параметр памяти - это линейность.

Линейность памяти (память на линейный ряд) – запоминание человеком количества элементов по порядку в определенной последовательности. Этот вид памяти лежит в основе усвоения ребенком фразовой речи, потому что все слова во фразе (особенно в рус.яз.) имеют жесткий порядок.

Линейная память обслуживает все виды анализа (фонемный: кошка – какой первый звук? Линейное осознание слов в предложении также опирается на линейную память). Логопед должен выявить объем зрительной и слуховой кратковременной памяти и объем памяти на линейный ряд. Без этих данных трудно строить программу обучения и воспитания детей - это цель занятий.

Информация, которую мы удержали в КВХ стремимся запомнить надолго. Для этого информацию надо перенести в III блок - долговременное хранилище (ДВХ) - выносная память.

NB: для того чтобы информация задержалась (запомнилась) надолго, ее надо трансформировать, нужно обязательно эту информацию проговорить, повторить (повторение – мать учения), для того, чтобы информация приобрела новый, вербальный вид.

Мышление.

Мышление и речь тесно связаны. Л.С.Выготский говорил, что пути развития мышления и речи идут сначала параллельно друг другу. Но с 2,5 лет происходит перекрещивание линий развития речи и мышления: речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ряд мыслительных операций очень тесно сопряжен с развитием речи: обобщение, сериация, сравнение (сличение).

Операция обобщения – группировка. В речи операция обобщения играет первостепенную роль. Первый вид обобщения у ребенка происходит под воздействием слова. В 1 год и 2 месяца у ребенка формируется первый уровень обобщения – обобщение словом. А.Р.Лурия считал, что если этот вид обобщения не формируется спонтанно, то можно говорить о нарушении мыслительных процессов. Однако, и в норме формирование этого вида обобщения идет с большим трудом.

Второй уровень обобщения – группировка предметов на основе внешнего признака (субъективного). Возникает примерно в 2, 5 года, когда у ребенка возникает потребность группировать предметы. На этот счет Л.С.Выготский высказывался так: «ребенок в 3 года так же устроен, как и взрослые, только знает меньше». К 3м годам ребенок начинает подмечать, что в той жизни, которая его окружает все лежит на своем месте.

Эти наблюдения за окружающей действительностью формируют третий уровень обобщения.

Третий уровень обобщения3 года – тип коллекции (Выготский), родовидовой тип. Методика классификации используется для того, чтобы выявить уровень развития мышления (чтобы отличить у.о. ребенка от речевого). Перед ребенком раскладываем разные предметные картинки и говорим: «Разложи эти картинки по кучкам». При этом всегда нужно смотреть на родителей, т.к. языковая способность генетически связана с родителями. При нормальном развитии к 3-м годам уровень родовидового обобщения должен сформироваться.

Четвертый уровень обобщения – логическое обобщение формируется в школе, требует абстракции. (Логопед предложил ребенку разложить предм. картинки на кучки. Получились такие: овощи, фрукты, животные, птицы. Логопед: А теперь сделай только две кучки.

Ребенок: Две не получается.

Логопед: Почему?

Ребенок: Овощи и фрукты можно вместе, а тут же петух, его нельзя вместе с лисой - съест.

Т.Е. ребенок еще не может абстрагироваться.

Операция сериации.

Сериация – 1) способность располагать предметы в ряд по нарастанию или убыванию ведущего признака. (У неговорящих детей формируем: Л: «Смотри как холодно, зима, мы будем отправлять птичек в теплые края на самолете, потому что они уже замерзли и сами лететь не могут. Поставь их в очередь, они вежливые, чтобы мы видели, какие они вежливые». Ребенок начал приговаривать: Маленькая, побольше и т.д.). В дальнейшем эта операция перерастает в речь

2) способность соотнести два ряда предметов по ведущему признаку.

Операция сравнения.

Сравнение – способность сравнивать, сопоставлять (-главная, т.к. все познается в сравнении) предметы, явления или понятия и находить в них существенную разницу. Первоначально логопед предлагает сравнивать сравнимые понятия (чем похожи и не похожи девочка и кукла? Затем несравниваемые понятия: кот и дым, река и оса. При этом ребенок не должен сравнивать эти понятия, но ребенок может ответить, что кот и дым серый, дым как хвост у кота; река и оса движутся, они красивые, кусаются (холодная вода). Ботинок и карандаш: оба оставляют след). Операция сравнения должна показать, что ребенок может сравнивать по ведущему признаку, который их отличает. Все эти мыслительные операции обеспечивают развитие речи. Обобщение создает основу для того, чтобы ребенок умел группировать словарь в памяти, потому что в памяти слова «застревают» тогда, когда попадают в определенную семантическую группу. Тогда другие слова в этой группе это слово удерживают. Если слова попадают в память как попало, т.е запоминаются не упорядоченно, тогда такой способ не дает слову «застрять» в памяти.

 

Слоговая структура слова.

Слог - техническая произносительная единица речи. Ребенок, овладевая значением слова, пытается это слово произнести. Это N, что звуковое оформление еще далеко не совершенное, но тем не менее ребенок начинает говорить только благодаря тому, что научился воспроизводить слоговой контур слова.

NB: слоговой структурой слова ребенок овладевает раньше, чем звуковой; именно это дает ребенку возможность начать говорить.

Слоговая структура слова – (А.К.Маркова) это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре.

Характеристики слоговой структуры слова:

- ударность;

- количество слогов в слове;

- линейная последовательность слогов;

- модель самого слога (строение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.108 с.)