Анатомо – физиологические особенности старшего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо – физиологические особенности старшего школьного возраста.



КУРСОВАЯ РАБОТА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

ТиМФК

Знатнова Елена

Вячеславовна

 

Гродно 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Обзор литературы …..……...

1.1. Анатомо- физиологические особенности старшего школьного возраста……….

1.2. Адаптация организма к физическим нагрузкам

1.3. Индивидуальный подход

1.4. Самоконтроль в процессе тренировки …………………..

ГЛАВА 2

……. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….

2.1. Методы исследования……………………………………………….

2.1.1. Тестирование………………………………………………………………

2.1.2. Методы математической статистик…………………………….

2.2. Организация исследования……………………………………………….

2.3 Педагогический эксперимент……………………………………………

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………

3.1. Результаты оценки уровня физического развития ….………………….

3.2. Результаты физической подготовленности опытных групп…………...

Выводы и практические рекомендации……………

Библиографический список………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Действующая школьная программа по физическому воспитанию в общем и целом учитывает возрастные особенности детей, ориентирует учителя на использование так называемых «сенситивных периодов», когда развитие тех или иных двигательных способностей происходит наиболее эффективно. При этом, однако, не учитывается, что темпы развития у детей одного возраста могут существенно отличатся, то есть они развиваются с разной скоростью, и поэтому в сенситивные периоды они могут вступать в разное время.

Кроме того, как правило, не учитывается, что дети как и взрослые, очень разные, каждый из них в полной мере обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе – физические. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания (например, силовое упражнение или бег на выносливость) для ровесников, рост или телосложение которых существенно отличаются. Одному легко даются и те, и другие нагрузки, другому не хватает силы, третьему - выносливости.

Эти различия обусловлены глубинными биологическими причинами, связанными с естественным разнообразием строения и функций тела, а также темпов роста и развития организма.

Целью данной работы является выявить влияние индивидуально подхода к учащимся старших классов на развития двигательных способностей.

Задачи:

1. Изучить по данным научно и научно-методической литературы цель, задачи, средства и содержание физической культуры, а так же индивидуального подхода на занятиях по физической культуре.

2. Оценить уровень физической подготовленности учащихся старших классов.

3. Дать сравнительную характеристику физической подготовленности учащихся старших классов.

4. Разобрать проблему использования индивидуального подхода на занятиях по физической культуре в старших классах.

Объект: учащиеся старших классов.

Предметом является изучение показателей физической подготовленности учащихся старших классов средней школы №34

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучена и определена индивидуальная физическая тренировка в общим которая улучшит двигательные способности старшеклассников а так же повысить их физическую подготовленность.

Общая характеристика работы. Работа состоит из страниц машинописного текста. Включает введение, 3 главы, выводы, список использованных источников, приложения. Список использованных источников состоит из наименования, ссылки на которые приведены в тексте работы. В приложение включены протоколы тестирования опытных групп.


ГЛАВА 1. Обзор литературы

Индивидуальный Подход

Индивидуальный Подход-(англ individual approach) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися учитываются индивидуальные особенности каждого школьника. В воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии школьников, дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей школьников педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями школьника, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается школьником. Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение индивидуального подхода имеет при перевоспитании, т е в тех случаях, когда приходится не только формировать у школьника новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные. Опыт показывает, что отсутствие индивидуального подхода при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными. Когда индивидуальные особенности учащихся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицательные качества, как лень, безответственное отношение к учению. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия индивидуального подхода. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности школьника.

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры

При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому сома типу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность нагрузки может быть повышена на 20 – 30%, что также положительно сказывается на эффективности тренировочного процесса.[15,31]

Для реализации типоспецифичной методики в основном применяется групповой (индивидуально-групповой) способ проведения занятий. Каждую группу составляем из школьников одного типа конституции.

Для того, чтобы сформировать типологические группы, оценивается тип конституции всех учеников класса. Для облегчения этой задачи мы имеем компьютерную программу «Валеология школьника».

Специальная компьютерная программа помогает отслеживать динамику физического развития и двигательной подготовленности каждого ученика, помогает учителю в работе адекватных двигательных режимов, а также обеспечивать простой и удобный способ ведения документации.

Автоматизированная экспертная система помогает сделать более творческой и интересной работу, высвободить силы и время для самообразования, подсказывает учителю, ученику и его родителям, на какие индивидуальные особенности ребенка следует обратить внимание, как обеспечить нормальное развитие и крепкое здоровье детского организма.

Индивидуальный подход является наиболее подходящей формой урока для развития двигательных качеств с учетом индивидуальных особенностей и типологических различий.

Внешние признаки морфотипа, то есть телосложение, свидетельствует о том, что конституция организма имеет те или иные особенности. Так, большая грудная клетка у астенического типа дает возможность иметь сильно развитые легкие, чего лишены представители дигестивного типа, имеющие более развитые органы пищеварения – печень и кишечник. У людей мышечного типа наиболее развитой тканью организма являются скелетные мышцы и сердце. Именно это необходимо учитывать при развитии физических качеств на уроках физической культуры.

 

ГЛАВА 2

Методы исследования

 

Цель и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых научных методов исследования.

2.1 Контрольные испытания;

2.2. Методы математической статистики;

2.3 Организация исследования;

2.4 Педагогический эксперемент.

 

 

Контрольные испытания

 

 

Подтягивания на перекладине. Исходное положение – вис хватом сверху. Подтягивание осуществляется до момента перехода подбородком линии перекладины, без пауз отдыха. Засчитывается количество раз, выполненных в соответствии с изложенными требованиями.

Организация исследования

Педагогическое исследование для данной курсовой работы состояло из нескольких этапов:

I этап – подготовка теоретического и практического материала, необходимого для проведения исследования. Теоретический материал включал знания о влияния занятий физической культурой.

II этап – проведение контрольных испытаний в начале исследования и индивидуальный подбор для учащихся.

III этап – применение индивидуальных подходов к школьникам в течении определенного промежутка времени.

IV этап – заключительные контрольные испытания, сравнение полученных данных в начале и в конце исследования.

 

Педагогический эксперимент

Проводимый педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и итогового этапов. Каждый этап эксперимента имел свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводился анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте разрабатывалось новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверялись на практике.

На заключительном этапе экспериментальной работы осуществлялся сравнительный анализ проделанной работы до и после проведения эксперимента. Делались выводы по результатам работы и давались рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию.

Эксперимент проводился на базе СШ №34 г. Гродно с 1 марта по 24 апреля. В экспериментальной группе была предложена методика использования индивидуального подхода на занятиях по физической культуре для развития двигательных способностей. В контрольной группе занятия проводились по уже сложившейся схеме.

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

 

Таблица 4

ВЫВОДЫ

 

Изучив по данным научно и научно-методической литературы средства и содержание физической культуры а в частности индивидуального подхода. Оценив уровень физической подготовленности учащихся старших классов средней школы№.34

Дана сравнительная характеристику физической подготовленности учащихся старших классов школы №34 которая показала что уровень физической подготовленности старшеклассников в начале исследования в ЭГ и КГ показатели физического развития в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 46,80±3,26;45,60±2,17;«комплексное силовое упражнение» 52,42±2,23;52,75±1,42; «Подтягивания» 12,47±1,57;13,07±1,67; «поднимание туловища из положения лежа на спин е» 47,10±3,92;44,80±2,53.

В конце исследования в ЭГ и КГ показатели физического развития в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 48,30±3,70;45,60±2,12, «комплексное силовое упражнение» 53,67±2,27;52,50±1,62, «Подтягивания» 13,07±1,33;12,80 ±1,82, «поднимание туловища из положения лежа на спин е» 49,60±3,03;±43,90±3,14. Из этих показателей следует что при использования на занятиях индивидуального подхода к учащимся старших классов показателе физической поддготовленности улучшаются в лучшую сторону.

Практические рекомендации

Для совершенствования физической подготовки военно-учебных заведений преподавателям физической подготовки рекомендуется:

1.необходимо уделять вниманию на индивидуальный подход на занятиях по физической культуре.

2.котролировать, исправлять, методически помогать учащимся во время самостоятельной тренировки.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алексеев В.М., Берг У. Спортивная физиология. М.:Физкультура и спорт, 1978. – С. 33 –74.

 

2. Велитченко В. К. Физкультура без травм. - М. Просвещение. 1993 г.

 

2. Виленский Н. Я. Мишин В. И. Пехлецкий Н. Н. ЗагоруйкоВ. И. Щербаков В. Г. Примерная программа по дисциплине " Физическая культура среднего специального учебного заведения. " М. 1997 г.

 

3. Глейберман А. Н. Упражнения в парах Серия "Спорт в рисунках- М. ФиС 2005 г.

 

4. Гуревич И. А Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск. Высшая школа 1985 г.

 

5. Коротков И. М. Подвижные игры. -М. Ф и С. 1982 г.

 

6. Коробейников Н. К. Михеев А. А. Николенко И. Г. "Физическое воспитание " Учебник для СУЗов. М. Высшая школа. 1989 г.

 

7. Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. - Минск. Книжный дом. 2004 г.

 

8. Малков Е. А. Подружись с "королевой спорта ". М. Просвещение. 1991г.

 

9. Шефер И. Г. Гимастика. Учебное пособие. М Ф и С. 1996 г.

 

10. Холодов Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. М. ФиС. 2001 г.

12. Жук В.В., Мартыненко Н.А. Альтернатива штанге// Легкая атлетика. – 1988. - № 11. – с. 15.

 

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М: Физкультура и спорт, 1966. – 200 с.

 

14. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994. – 360 с., ил.

 

15. Зимкин Н.В. К вопросу о физиологической характеристике силы, быстроты, выносливости в свете учений И.П. Павлова // Теория и практика физической культуры. – 1952. - №4. – С. 253 – 260.

 

16. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: Физкульт0ура и спорт, 1970. – С. 400-420.

 

17. Индивидуальная гимнастика на каждый день. – М.: Государственное, 1939. – 78 с.

 

18. Калашников Г.А. Проявление двигательных качеств в опасных условиях. – Калинин: КГПИ, 1971. – С. 19-20.

 

19. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 72-98.

 

20. Косарин Н.Я. Пособие по обучению молодого солдата. Строевая и физическая подготовка. – М.: Воениздат, 1970. – С. 100 – 176.

 

21. Лодяев Н.Ф. Военное троеборье. – М: Воениздат, 1988. – С. 1132.

 

22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 181-260

 

23. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, Т. 1. Л.,1996-1997. – 264с.

24.Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1994. – 175 с.

25. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 185 с.

26. Курамшин Ю.Ф. ТМФ: Учебник/под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советский спорт,2004-464с.

27. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. – СПб., 1997.

28. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 2000. – 201 с.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999. – 307с.

30. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М., 1998.г.

31. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.,1999.стр.- 146

32. Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С. 231-255.

 

33. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 126-128.

 

34. Хедман Р. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

 

35. Шуневич А.Б. Методика развития основных физических качеств. - Минск: МВКУ, 1994. – 20 с.

 


Приложение 1

ПРОТОКОЛ

Тестирования учащихся экспериментальной группы на конец исследования

 

№ п.п. ФИО сгибание и разгибание рук в упоре лежа комплексное силовое упражнение Подтягивания, кол-во раз поднимание туловища из положения лежа на спине
  Кузьмицкий А.М        
  Козлов А.А        
  Веревка И.В        
  Василевский Е.А        
  Железняков А.В        
  Заточный А.П        
  Король Ю.А        
  Воробьев В.А        
  Думский А.В        
  Грудин А.С        

 


ПРОТОКОЛ

Тестирования учащихся контрольной группы на начало исследования

 

№ п.п. ФИО сгибание и разгибание рук в упоре лежа комплексное силовое упражнение Подтягивания, кол-во раз поднимание туловища из положения лежа на спине
  Гринцевич Г.В        
  Михеев Ю.В        
  Дьяченко О.А        
  Кунцевич А.В        
  Саплин А.В        
  Толкач И.В        
  Сизоненко В.А        
  Вязигин И.А        
  Лазарев Д.А        
  Мазур Г.А        

 


ПРОТОКОЛ

Тестирования учащихся контрольной группы на конец исследования

 

№ п.п. ФИО сгибание и разгибание рук в упоре лежа комплексное силовое упражнение Подтягивания, кол-во раз поднимание туловища из положения лежа на спине
  Гринцевич Г.В        
  Михеев Ю.В        
  Дьяченко О.А        
  Кунцевич А.В        
  Саплин А.В        
  Толкач И.В        
  Сизоненко В.А        
  Вязигин И.А        
  Лазарев Д.А        
  Мазур Г.А        

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

ТиМФК

Знатнова Елена

Вячеславовна

 

Гродно 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Обзор литературы …..……...

1.1. Анатомо- физиологические особенности старшего школьного возраста……….

1.2. Адаптация организма к физическим нагрузкам

1.3. Индивидуальный подход

1.4. Самоконтроль в процессе тренировки …………………..

ГЛАВА 2

……. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….

2.1. Методы исследования……………………………………………….

2.1.1. Тестирование………………………………………………………………

2.1.2. Методы математической статистик…………………………….

2.2. Организация исследования……………………………………………….

2.3 Педагогический эксперимент……………………………………………

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………

3.1. Результаты оценки уровня физического развития ….………………….

3.2. Результаты физической подготовленности опытных групп…………...

Выводы и практические рекомендации……………

Библиографический список………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Действующая школьная программа по физическому воспитанию в общем и целом учитывает возрастные особенности детей, ориентирует учителя на использование так называемых «сенситивных периодов», когда развитие тех или иных двигательных способностей происходит наиболее эффективно. При этом, однако, не учитывается, что темпы развития у детей одного возраста могут существенно отличатся, то есть они развиваются с разной скоростью, и поэтому в сенситивные периоды они могут вступать в разное время.

Кроме того, как правило, не учитывается, что дети как и взрослые, очень разные, каждый из них в полной мере обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе – физические. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания (например, силовое упражнение или бег на выносливость) для ровесников, рост или телосложение которых существенно отличаются. Одному легко даются и те, и другие нагрузки, другому не хватает силы, третьему - выносливости.

Эти различия обусловлены глубинными биологическими причинами, связанными с естественным разнообразием строения и функций тела, а также темпов роста и развития организма.

Целью данной работы является выявить влияние индивидуально подхода к учащимся старших классов на развития двигательных способностей.

Задачи:

1. Изучить по данным научно и научно-методической литературы цель, задачи, средства и содержание физической культуры, а так же индивидуального подхода на занятиях по физической культуре.

2. Оценить уровень физической подготовленности учащихся старших классов.

3. Дать сравнительную характеристику физической подготовленности учащихся старших классов.

4. Разобрать проблему использования индивидуального подхода на занятиях по физической культуре в старших классах.

Объект: учащиеся старших классов.

Предметом является изучение показателей физической подготовленности учащихся старших классов средней школы №34

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучена и определена индивидуальная физическая тренировка в общим которая улучшит двигательные способности старшеклассников а так же повысить их физическую подготовленность.

Общая характеристика работы. Работа состоит из страниц машинописного текста. Включает введение, 3 главы, выводы, список использованных источников, приложения. Список использованных источников состоит из наименования, ссылки на которые приведены в тексте работы. В приложение включены протоколы тестирования опытных групп.


ГЛАВА 1. Обзор литературы

Анатомо – физиологические особенности старшего школьного возраста.

Рост и вес

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела... В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.[4,7,17]

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Нервная система

Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, не перескакивая с пятого на десятое, если он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.[29]

Сердечно-сосудистая система

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка

13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление с повзрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека.[11,13]

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Система органов дыхания

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 - уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека.

Хорошо развиты верхние дыхательные пути. С поднятием свода носоглотки последняя становится шире.[15,22]

Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Пищеварительная система

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

Система органов мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.[14,30]

Эндокринная система

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.

У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пиг­ментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам - по мужскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.[23,27]

Иммунная система

Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет. [21,35]

Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (сначала - по женскому типу, а впоследствии - к 16-17 годам - по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков - в области лобка.

Мышечная система

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.[8,13]

Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.

Костная система

У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

 

1.2 Адаптация организма к физическим нагрузкам

 

С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок. Глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки:

интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений;

количества повторений упражнений;

видов физических упражнений;

продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений.

Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ и, в конечном итоге, к росту тренированности.

Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазовый характер. Поэтому выделяют два этапа адаптации: срочный и долговременный (хронический).

Этап срочной адаптации сводится преимущественно к изменениям энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обеспечения на основе уже сформированных механизмов их реализации и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок.

При многократном повторении физических воздействий и суммировании многих следов нагрузок постепенно развивается долгосрочная адаптация. Этот этап связан с формированием в организме функциональных и структурных изменений, происходящих вследствие стимуляции генетического аппарата нагружаемых во время работы клеток. В процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам активируется синтез нуклеиновых кислот и специфических белков, в результате чего происходит увеличение возможностей опорно-двигательного аппарата, совершенствуется его энергообеспечение.

Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделить три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу:[22,27]

1. Срочный тренировочный эффект, возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0,5-1 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга.

2. Отставленный тренировочный эффект, сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов для избыточного синтеза разрушенных при работе клеточных структур и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки).

3. Кумулятивный тренировочный эффект, который является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительного периода тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.[22,29]

Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения выраженного кумулятивного тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок.

Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации.

Скелетные мышцы являются активными элементами двигательного аппарата человека. Они образованы поперечнополосатыми мышечными волокнами. Каждое мышечное волокно окружено прозрачной оболочкой, содержащей эластичные коллагеновые нити. Небольшие группы мышечных волокон заключаются в оболочку из соединительной ткани (эндомизий), а более крупные пучки мышечных волокон и мышца в целом окружены рыхлой соединительной тканью. Все соединительные мышечные структуры непрерывно связаны между собой и являются продолжением друг друга. Они образуют параллельный эластический элемент мышцы.

У большинства скелетных мышц для удобства описания различают брюшо и два конца. Один из этих концов является началом мышцы и называется ее головкой, а противоположный конец получил название хвоста мышцы.

У концов мышцы соединительная ткань образует сухожилия, которыми мышца прикрепляется к костям скелета. Эти сухожилия образованы пучками коллагеновых волокон, параллельно вытянутых по длине мышцы. Некоторые относительно плоские мышцы имеют соответственно и плоские сухожилия – апоневрозы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.149 с.)