Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционные проблемы в химии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эволюционная химия вошла в науку и практику сравнительно недавно — в 50-60-х годах. Если биологи к тому времени широко использовали эволюционную теорию Дарвина, то химики не проявляли активного интереса к происхождению видов, составляющему сущность эволюционной теории. Не без оснований считалось, что получение любого нового химического вещества всегда было делом рук и достоянием разума человека: молекулы нового химического соединения конструировались по законам структурной химии из атомов и атомных групп, как здание строится из кирпичей или блоков. Живые же организмы подобным образом собрать нельзя. Но, несмотря на это, назревали эволюционные проблемы и для химических объектов, связанные с самопроизвольным (без участия человека) синтезом новых химических соединений — более сложных и высокоорганизованных продуктов по сравнению с исходными веществами. В этой связи эволюционную химию считают предтечей биологии — наукой о самоорганизации и саморазвитии химических систем. Истоки эволюционной химии уходят в далекое прошлое. Они связаны с давнишней мечтой химиков, освоить опыт лаборатории живого организма и понять, как из неорганической материи возникает органическая, а вместе с нею и жизнь. Первым ученым, осознавшим важность исключительно высокой упорядоченности, организованности и эффективности процессов в живых организмах, был один из основателей органической химии, шведский ученый Якоб Берцелиус (1779—1848). Именно он впервые установил, что основой лаборатории живого организма является катализ, а точнее, биокатализ. Идеально совершен превращения посредством катализа способна производить лаборатория тория живого организма — так считали немецкий ученыйЮ. Либих (1803—1873), французский естествоиспытатель М. Бертло(1827—1907) и многие другие химики XIX в. Современные химики считают, что на основе изучения химии организмов можно разработать новое управление химическими процессами, а это позволит более экономично использовать имеющиеся в природе материалы и извлекать из них большую пользу. Для решения проблемы биокатализа и использования его результатов в промышленных масштабах химическая наука разработала ряд методов — изучение и использование приемов живой природы, применение отдельных ферментов для моделирования биокатализаторов, освоение механизмов живой природы, развитие исследований с целью применения принципов биокатализа в химических процессах и химической технологии. В эволюционной химии существенное место отводится проблеме «самоорганизации» систем. Теория самоорганизации «отражает законы такого существования динамических систем, которое сопровождается их восхождением на все более высокие уровни сложности в системной упорядоченности, или материальной организации». Для того чтобы начала действовать биологическая эволюция, природа на Земле создала необходимые химические элементы. Они возникают при очень высоких температурах при протекании ядерных реакций синтеза химических элементов. В начале образуются ядра протия (протоны), потом ядра гелия, бериллия, углерода, азота, кислорода и далее в определенной последовательности при соответствующих условиях другие элементы. При температуре около 1010 степени по Кельвину возрастает и кинетическая энергия частиц звездной массы до такой степени, что силы гравитации не в состоянии удержан, частицывещества вместе и происходит взрыв звезды и ее последующее охлаждение. В этих условиях большая часть возникших элементовне может участвовать в ядерных реакциях, и они остаются стабильными. При понижении температуры Земли ниже 5000 градусовпо Кельвину вступает в силу химическая эволюция, которая дает различныехимические соединения образовавшихся химических элементов. В процессе самоорганизации предбиологических систем шел отбор необходимых элементов для появления ЖИЗНИи се функционирования. Из более 100 химических элементом, открытых к настоящему времени, многие принимают участие и жизнедеятельности живых организмов. Наука же считает, что только шесть элементов — углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера — составляют основу живых систем, из-за чего они и получили название органогенов. Весовая доля этих элементов в живом организме составляет 97,4%. Кроме того, в состав биологически важных компонентов живых систем входят еще 12 элементов: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт и бор. Еще около 20 элементов участвуют в жизнедеятельности живых систем в зависимости от среды обитания и состава питания. Не менее важно и то обстоятельство, что все элементы, участвующие в построении живых систем и их функционировании, распределены по всей поверхности Земли. Таким образом, жизнь возникала в любом месте на Земле, где для этого создавались благоприятные условия. В космосе же преимущественно господствуют два элемента — водород и гелий, а остальные существуют в виде примесей и составляют ничтожно малую массу. Особая роль отведена природой углероду. Этот элемент способен организовать связи с элементами, противостоящими друг другу, и удерживать их внутри себя. Атомы углерода образуют почти все типы химических связей. На основе шести органогенов и еще около 20 других элементов природа создала около 8 млн. различных химических соединений, обнаруженных к настоящему времени; из них 96% приходится на органические соединения. Из такого количества органических соединений в строительстве биомира задействованы природой всегонесколько сотен. «Из 100 известных аминокислот в состав белков входит только 20; лишь по четыре нуклеотида ДНК и РHKлежат в основе всех сложных полимерных нуклеиновых кислот, ответственных за наследственность и регуляцию белкового синтеза в любых живых организмах». Химики стремятся открыть секреты природы. Как она из такого ограниченного количества химических элементов и химических соединений образовала сложнейший высокоорганизованный комплекс — биосистему? Ответ на этот вопрос может дать возможность из имеющихся в избыткехимических продуктов получать необходимые, дефицитные, например из загрязняющего атмосферу СО2 — сахар и т.д. Поиски различного рода природных катализаторов позволяют химикам сделать ряд выводов (к лому различными путями пришли также геология, геохимия, космохимия, термодинамика, химическая кинетика): 1) на ранних стадиях химической эволюции мира катализ отсутствовал. Условия высоких температур — выше 5000 градусов по Кельвину, электрических разрядов и радиации препятствуют образованию конденсированного состояния; 2) первые проявления катализа начинаются при смягчении условий ниже 5000 градусов по Кельвину и образовании первичных тел; 3) роль катализатора возрастала по мере того, как физические условия (главным образом температура) приближались к земным. Но общее значение катализа (вплоть до образования более или менее сложных органических молекул) все еще не могло быть высоким; 4) появление таких даже относительно несложных систем, как СН3ОН; СН2 = СН2; НС = СН; Н2СО; НСООН; НС = N, а тем более оксикислот, аминокислот и первичных Сахаров, было свое образной некаталитической подготовкой старта для большого катализа; 5) роль катализа в развитии химических систем после достижения стартового состояния, т.е. известного количественного минимума органических и неорганических соединений, начала возрастать с фантастической быстротой. Отбор активных соединений происходил в природе из тех продуктов, которые получались относительно большим числом химических путей, и обладали широким каталитическим спектром. Функциональный подход к объяснению предбиологической эволюции сосредоточен на исследовании процессов самоорганизации материальных систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Это в основном позиции физиков и математиков. Крайняя точка зрения здесь склоняется к тому, что живые системы могут быть смоделированы даже из металлических. В 1969 г. появилась общая теория химической эволюциии биогенеза, выдвинутая ранее в самых общих положениях профессором Московского университета А.П. Руденко. Используя рациональность субстратногои функционального подходов, она отвечает на вопросы о «движущих силах и механизме эволюционного процесса, отборе элементов и структур и их причинной обусловленности, о высоте химической организации и иерархии химических систем как следствии эволюции». Пока только эта теория в состоянии определить новую концептуальную систему, которая выходит за пределы учения о составе, структурной химии и учения о химических процессах. «Сущность этой теории состоит в том, что химическая эволюция представляет собой саморазвитие каталитических систем и, следовательно, эволюционирующим веществом являются катализаторы». В основе этой теории лежит утверждение о том, что процесс саморазвития химических катализаторов двигался в сторону их совершенствования, шел постоянный отбор все новых катализаторов с большей реактивной активностью. Открытый А.П. Руденко основной закон химической эволюции гласит, что эволюционные изменения катализатора происходят в том направлении, где проявляется его максимальная активность. Саморазвитие, самоорганизация и самоусложнение каталитических систем происходят за счет энергии базисной реакции. Поэтому эволюционируют каталитические системы с большей энергией. Такие системы разрушают химическое равновесие и в результате являются инструментом отбора наиболее устойчивых эволюционных изменений в катализаторе. Теория развития каталитических систем открывает следующие возможности: выявлять этапы химической эволюции и на этой основе классифицировать катализаторы по уровню их организации; использовать принципиально новый метод изучения катализа; дать конкретную характеристику пределов химической эволюции и перехода от химогенеза (химического становления) к биогенезу, связанного с преодолением второго кинетического предела саморазвития каталитических систем. Набирает теоретический и практический потенциал новейшее направление, расширяющее представление об эволюции химических систем, — нестационарная кинетика.На ее основе разрабатывается теория управления нестационарными процессами. Уже наработанные в этой области эмпирические материалы приводят исследователей к выводу, что стационарность режима катализаторов является лишь частным случаем нестационарности. Появляются сведения о том, что нестационарные режимы создаются искусственно и способствуют интенсификации реакций в катализаторах. Развитие химических знаний позволяет надеяться на разрешение многих проблем, которые встали перед человечеством в результате его наукоемкой и энергоемкой практической деятельности. Предполагается значительное ускорение химических превращений за счет освоения катализаторов будущего на принципиально новой основе, бережное и полное использование всех видов углеводородного сырья, а не только нефти, создание полностью безотходных производств. Химическая наука уже имеет предпосылки для получения водорода из воды как самого высокоэффективного и экологически чистого топлива, для организации промышленного производства по получению широкого спектра органических продуктов из углекислого газа, а также для промышленного производства различных материалов, где вместо углеводорода будут использоваться фторуглероды. Химическая наука ставит своей целью создание самых экономичных и экологически чистых производств и уже имеет для этого определенный потенциал. На своем высшем эволюционном уровне химическая наука углубляет представления о мире. Концепции эволюционной химии, в том числе о химической эволюции на Земле, о самоорганизации и самосовершенствовании химических процессов, о переходе от химической эволюции к биогенезу, являются убедительным аргументом, подтверждающим научное понимание происхождения жизни во Вселенной. Химическая эволюция на Земле создала вес предпосылки для появления живого из неживой природы. А Земля оказалась в таких специфических условиях, что эти предпосылки смогли реализоваться. Жизнь во всем ее многообразии возникла на Земле самопроизвольно из неживой материи, она сохранилась и функционирует уже миллиарды лет. Жизнь полностью зависит от сохранения соответствующих условий ее функционирования, а ЭТО ВО многом зависит от самого человека. Видимо, одним из проявленийприроды стало и появление человека как самосознающей себя материи. На определенном этапе он может оказывать ощутимое воздействие на среду собственного обитания, причем как позитивное, так и негативное.
6 Химическая экология. Проблема окружающей среды включает вопросы не только чисто научного плана, но и экономического, политического, правового, социального, эстетического. Термины «охрана окружающей среды», «охрана природы», «защита окружающей среды стали на сегодня обыденными, но они отражают лишь отдельные стороны реально существующей и сложной проблемы, названной проблемой окружающей среды. Основная суть проблемы окружающей среды выражается в том, что человечество благодаря своей трудовой деятельности превратилось в столь мощную природопреобразующую силу, что действие этой силы стало проявляться много быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы. Другими словами, в век научно-технического прогресса воздействие человека на окружающую среду стало настолько соизмеримым с мощными силами природы, что* сама природа.уже не в состоянии справляться с нарушениями экологического равновесия, которые приняли угрожающий размах. Химические аспекты проблемы окружающей среды составляют самостоятельный и важный раздел современной химии, названный химической экологией. Химическая экология включает вопросы, связанные с химическими процессами, протекающими в системе «человек и биосфера», с химическим загрязнением биосферы и его влиянием на экологические равновесия, с характеристикой основных химических загрязнителей и способов определения степени загрязнения, с химическими методами борьбы с загрязнением окружающей среды, с изысканием новых экологически чистых источников энергии.
7 Контрольные вопросы
1. В чем сущность способа определения свойств вещества, предложенного Р. Бойлем? 2. Кто и когда предложил теорию химического строения вещества? 3. Какие проблемы охватывает учение о химических процессах 4. Что представляет ковалентная связь? 5. Назовите основные виды химических реакций и дайте их характеристику. 6. Чем определяется скорость реакции? 7. Что такое константа равновесия? 8. Что лежит в основе структурной химии? 9. Какой принцип лежит в основе эволюционной химии? 10. Что понимают под состоянием системы?
8 Тестовые задания 1 Границы взаимопревращения веществ определяются:
a) составом химических веществ; b) давлением; c) температурой вещества; d) нет правильного ответа.
2 Понятие о молекуле сформулировал:
a) Ломоносов; b) П. Гассенди; c) Лавуазье; d) нет правильного ответа. 3 Идея, что при химическом взаимодействии происходит не просто a) М.В. Ломоносову; b) Дж. Дальтону; c) Бойлю Р.; d) нет правильного ответа.
4 Теория химического строения Бутлерова и Периодическая система
a) о валентности; b) о химической связи; c) о валентности и химической связи; d) нет правильного ответа.
5 Химические реакции - это только:
a) процессы образования из простых по составу веществ более сложных; b) переход одних веществ в другие; c) разложение сложных веществ на более простые по составу вещества; d) нет правильного ответа.
6 При протекании химических реакций образуются: a) всегда новые вещества; b) иногда новые вещества; c) всегда только одно новое вещество; d) нет правильного ответа.
7 Любые химические реакции всегда сопровождаются:
a) изменением агрегатного состояния реагентов; b) поглощением и выделением энергии; c) нет правильного ответа. 8 В химических реакциях не могут образовываться:
a) тяжелые металлы; b) галогены; c) атомы новых элементов; d) нет правильного ответа.
9 Простых веществ в природе:
a) столько, сколько существует химических элементов; b) больше, чем в природе существует химических элементов; c) меньше, чем в природе существует химических элементов;
10 Диаметр атома равен:
a) 10-13 м; b) 10-15м; c) 10-10м; d) нет правильного ответа. 11 Значение порядкового номера элемента в Периодической системе элементов Менделеева:
a) совпадает с значением заряда ядра атома того же элемента; b) не совпадает с значением заряда ядра атома того же элемента; c) для одних химических элементов такое совпадение наблюдается, а d) нет правильного ответа.
12 Большинство химических сложных веществ состоят из:
a) молекул; b) атомов; c) ионов; d) нет правильного ответа.
13 Связь, осуществляемая за счет образования электронных пар, в
a) aметаллической; b) ковалентной; c) ионной; d) нет правильного ответа. 14 Связь, осуществляемая за счет электростатического притяжения
a) ионной; b) металлической; c) ковалентной; d) гнет правильного ответа.
15 Металлическая связь - это:
a) связь между положительными ионами в кристаллах металлов, осуществляемая за счет притяжения электронов, свободно перемещающихся по кристаллу; b) связь между атомами, находящимися в узлах кристаллической c) связь между отрицательными ионами в кристаллах металлов, d) нет правильного ответа.
16 Природа химической связи объясняется взаимодействием:
a) сильным; b) электромагнитным; c) гравитационным; d) слабым. 17 При протекании химических реакций:
a) сумма атомов каждого элемента обязательно изменяется; b) сумма атомов каждого элемента не изменяется; c) в одних реакциях сумма атомов каждого элемента изменяется, а в d) нет правильного ответа. 18 Система, состоящая из одной фазы, называется:
a) гетерогенной; b) неоднородной; c) нет правильного ответа. 19 Полная энергия системы равна:
a)ее внутренней энергии; b) сумме внутренней и кинетической; c) сумме внутренней и потенциальной; d) d) нет правильного ответа. 20 Внутренняя энергия системы зависит только от:
a) природы вещества; b) параметров состояния системы; c) массы системы; d) нет правильного ответа. 21 Теплосодержание или энтальпия системы Н равна:
a)H = U; b) H = U - PV; c)H = U + PV; d) нет правильного ответа.
22 Укажите последовательность в которой исторически развевалось химическое знание:
a) учение о составе; b) учение о закономерностях химических процессов; c) эволюционная химия; d) структурная химия. 1) А- Б – В – Г; 2) Б – А – Г – В; 3) Г – А – Б – В; 4) А – г – Б – В.
23 Протекание эндотермического процесса при постоянном давлении сопровождается…
a) уменьшением энергии Гиббса; b) ростом энтальпии системы; c) ростом энтропии; d) уменьшением энтальпии системы.
24 Вещество, которое изменяет скорость химической реакции, но не расходуется и не входит в состав продуктов, называется …
a) катализатором; b) стабилизатором; c) активатором; d) регулятором.
10 Рекомендуемая литература 1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник /Под ред. акад. РАН М.Ф.Жукова. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997;-832с. 2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред. В.НЛавриненко, В.П.Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -271с. 3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ИПАДОС, 1993.-512С. 4. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. - СПБ.: И-1Д-В0 «Питер», 1993. - 352с. 5. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -303с. 6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. - 228с. 7. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 232с. 8. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Лекции но курсу. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 208с. 9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 639с. 10. Любичанковский В.А., Кучеренко М.Г., Белоусов Ю.Д., Горохов Л.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов /Под. общей ред. В.А. Любичанковского. - 4-е изд., доп.— Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. — 166с. 11. Любичанковский В.А. Культурология: естественнонаучная составляющая культуры личности: Учебное пособие. — Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. 103с. 12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. - 467с. 13. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-232с. 14. Химическая энциклопедия: В 5т./Под ред. Н.С. Земфирова. М.: Советская энциклопедия – Большая Российская энциклопедия, 1988 – 1998.
По дисциплине «Концепции современного естествознания» рекомендуются следующие учебники и учебные пособия: - Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания. Лекции по курсу [Текст] / А.Н. Бабушкин. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 208с. - Белкин, П.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов [Текст] / П.Н. Белкин. - М.: Высшая школа, 20042. - 335с. - Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия для вузов [Текст] /А.А. Горелов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1993.-512с. - Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов [Текст] / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. – 407с. - Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. РАН М.Ф.Жукова [Текст] / Т.Я. Дубнищева. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. - 832с. - Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов [Текст] / С.Х. Карпенков. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 639с. - Концепции современного естествознания. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников [Текст]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -303с. - Любичанковский, В.А. Культурология: естественнонаучная составляющая культуры личности: Учебное пособие [Текст] / В.А. Любичанковский. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. – 103с. - Любичанковский, В.А., Кучеренко, М.Г., Белоусов, Ю.Д., Горохов, А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов /Под. общей ред. В.А. Любичанковского [Текст] / В.А. Любичанковский, М.Г. Кучеренко, Ю.Д. Белоусов, А.А. Горохов. – 4-е изд., доп.– Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. – 166с. - Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 2002. - 467с. - Потеев, М.И. Концепции современного естествознания [Текст] / М.И. Потеев. - СПб.: Изд-во «Питер», 1993. - 352с. - Рузавин, Г.Н. Концепции современного естествознания: Учебник [Текст] / Г.Н. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 287с. - Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов [Текст] / Е.Ф. Солопов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 232с. - Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.Ф. Солопов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 232с. Студенты-заочники, как правило, по дисциплине «Концепции современного естествознания» пишут контрольную работу. Она выполняется в обыкновенной (12 листов) тетради от руки и обязательно подписывается. В конце работы указывается литература, использованная при ответах на вопросы. На титульном листе указывается номер варианта, номер зачетки, специальность и группа, ФИО студента полностью, ФИО преподавателя, проверяющего контрольную работу. Вопросы контрольной работы переписываются на первой странице. Ответ на каждый вопрос начинается с новой страницы. В конце работы ставится дата сдачи работы (число, месяц, год) в деканат заочного отделения. По контрольной работе проводится собеседование. По его итогам она засчитывается. Данное методическое пособие содержит 10 вариантов контрольных работ. Обратите внимание, что они распределены по учебным годам и последней цифре номера зачетной книжки студента. Вариант работы менять нельзя. Желаем Вам успеха в выполнении контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания»! Варианты контрольных работ
Вариант 1 1 Дайте определение следующих понятий: фрактал, квазар, ковалентная связь, система отсчета, гипотеза 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 Какая особенность наблюдения порождает его недостатки? 2.2 Какие величины в физике называются нефизическими? 2.3 Какие функции выполняют информационная, транспортная и высокомолекулярная РНК? 2.4 В каких системах выполняется второе начало термодинамики? 2.5 За счет чего светятся звезды? 3 Охарактеризуйте основные уровни организации живой материи. 4 Тестовые задания 4.1 Выбор между фридманскими моделями Вселенной зависит от: a) средней плотности вещества во Вселенной; b) наличия во Вселенной ионизированного гелия; c) наличия во Вселенной ионизированного водорода; d) нет правильного ответа. 4.2 Какой из ниже приведенных процессов, не относится к однофакторному эксперименту: a) изотермический; b) изохорический; c) изобарический; d) нет правильного ответа. 4.3 Химические реакции – это только: a) процессы образования из простых по составу веществ более сложных; b) переход одних сложных веществ в другие; c) разложение сложных веществ на более простые по составу вещества; d) нет правильного ответа. 4.4 Какому состоянию соответствует максимальный статистический вес системы:
b)
c)
4.5 Следствием однородности времени является закон сохранения: e) энергии; f) заряда; g) импульса; h) массы.
Вариант 2 1 Дайте определение следующих понятий: термодинамическая система, пульсар, ионная связь, условия познания в классической механике, наблюдение как метод научного познания 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 Что является исходной характеристикой научного знания? 2.2 Для объяснения каких явлений были в физике введены сильное и слабое взаимодействие? 2.3 Что в принципе не может возникнуть в химических реакциях и почему? 2.4 Для каких систем сформулирован универсальный критерий эволюции Гленсдорфа-Пригожина? 2.5 Как расположены планеты Солнечной системы по мере их удаления от Солнца? 3 Раскройте суть вопроса «Нестационарные модели Вселенной». 4 Тестовые задания 4.1 В масштабах Метагалактики решающая роль согласно современной науке принадлежит взаимодействию: a) гравитационному; b) электромагнитному; c) сильному; d) слабому. 4.2 Какие ограничения характерны для наблюдения: a) невозможность использования технических средств; b) невозможность вмешательства в природу объекта; c) невозможность воспроизводства исследуемого объекта; d) нет правильного ответа. 4.3 Число степеней свободы механически движущейся материальной точки: a) три; b) шесть; c) двенадцать; d) нет правильного ответа. 4.4 Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах: a) с небольшим числом элементов, связи между которыми носят жесткий характер; b) с большим числом элементов, связи между которыми носят жесткий характер; c) с большим числом элементов, связи между которыми носят случайный характер; d) нет правильного ответа. 4.5 Укажите правильную последовательность в структурной иерархии уровне организации живой материи (каждый предыдущий должен входить в последующий): А) вид; Б) клетка; В) особь; Г) популяция. a) Г-А-В-Б; b) Б-В-А-Г; c) Б-В-Г-А; d) В-Б-А-Г.
Вариант 3 1 Дайте определение следующих понятий: аттрактор, красный гигант, металлическая связь, интерференция, силовое поле 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 Что общего между идеализациями и идеальными моделями? 2.2 Как задается состояние системы в классической и квантовой физике? 2.3 Совпадает ли число простых веществ в природе с числом химических элементов? 2.4 Чем отличаются фазовые переходы первого рода от фазовых переходов второго рода? 2.5 Какие постулаты лежат в основе моделей Вселенной? 3 Раскройте суть вопроса «Происхождение и эволюция звезд». 4 Тестовые задания 4.1 В моделировании начальных стадий эволюции Вселенной современная наука использует взаимодействие: a) гравитационное; b) сильное и гравитационное; c) электромагнитное и гравитационное; d) слабое, сильное, электромагнитное и гравитационное. 4.2 Логическая простота гипотезы заключается в: a) простых математических выкладках; b) охвате широкого круга изучаемых явлений без дополнительных искусственных построений; c) нет правильного ответа. 4.3 Отметьте то, что характерно для поля: a) конечное число степеней свободы; b) бесконечное число степеней свободы; c) локализация физических характеристик на отдельных материальных телах; d) распределение физических характеристик по некоторой области пространства; e) присущность эффекта интерференции; f) присущность эффекта дифракции. 4.4 Энтропия неупорядоченной системы при организации в ней правильной структуры: a) растет; b) уменьшается; c) не изменяется; d) нет правильного ответа. 4.5 Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом живой или растительной клетки, носит название: a) геном; b) ген; c) генофонд; d) генотип.
Вариант 4 1 Дайте определение следующих понятий: бифуркационное состояние системы, черный карлик, популяция, механическое движение, парадигма 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 По отношению к каким сторонам реальных объектов строятся идеальные модели? 2.2 С помощью каких параметров задается полное описание механического движения в классической механике? 2.3 Что занимает промежуточное место между живым и неживым? 2.4 Что такое синергетика и что она изучает? 2.5 На какую ошибку указал Фридман Эйнштейну? 3 Раскройте суть вопроса «Две концепции пространства и времени в естествознании». 4 Тестовые задания 4.1 Связь, осуществляемая за счет образования электронных пар, в одинаковой мере принадлежащих обоим атомам, называется: a) металлической; b) ковалентной; c) ионной; d) нет правильного ответа. 4.2 Автором книги «Структура научных революций» является: a) Бор. Н; b) Сноу Ч-П; c) Борн М; d) Кун Т. 4.3 Методы классической физики недействительны в микромире из-за: a) малых размеров частиц; b) хаотического движения частиц; c) корпускулярно-волновой природы частиц; d) нет правильного ответа. 4.4 Что не является примером фрактала: a) пламя; b) дерево; c) климат; d) нет правильного ответа. 4.5 Укажите правильную последовательность расположения биосферных оболочек в направлении от центра Земли: a) внутреннее ядро, внешнее ядро, мантия, земная кора; b) мантия, внутреннее ядро, земная кора, внешнее ядро; c) внешнее ядро, внутреннее ядро, мантия, земная кора; d) внутреннее ядро, внешнее ядро, земная кора, мантия.
Вариант 5 1 Дайте определение следующих понятий: статистический вес термодинамической системы, тепловое равновесие звезды, ген, инерциальная система отсчета, фундаментальное исследование в науке 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 Каковы основные способы образования идеализации? 2.2 Когда задача в классической механике считается корректно сформулированной? 2.3 Какие царства живого выделяет современная наука? 2.4 Каковы основные условия образования самоорганизующихся структур? 2.5 На какие два вопроса в принципе не может дать ответа общая теория относительности Эйнштейна? 3 Раскройте суть вопроса «Второе начало термодинамики. Теорема квазивозврата А. Пуанкаре». 4 Тестовые задания 4.1 Выберите абстрактные понятия: a) книга; b) самолет; c) теплопроводность; d) энергия; e) брусок; f) масса. 4.2 К какому взаимодействию относится изотопическая инвариантность? a) к сильному; b) к слабому; c) к электромагнитному; d) к гравитационному. 4.3 Гены - это: a) триплеты азотистых оснований молекул ДНК; b) дублеты азотистых оснований молекул ДНК; c) водородная связь, соединяющая две спаренные нити молекулы ДНК, закрученные в спирали; d) нет правильного ответа. 4.4 В процессе самоорганизации нелинейная связь переменных приводит к: a) ослаблению малых возмущений; b) усилению малых возмущений; c) не влияет на малые возмущения; d) нет правильного ответа. 4.5 Согласно современным научным представлениям избыток протонов в первичном веществе привел к возникновению: a) водорода; b) гелия; c) углерода; d) нет правильного ответа.
Вариант 6 1 Дайте определение следующих понятий: равновесное состояние термодинамической системы, белый карлик, геном, уравнение состояния физической системы, гуманитарная составляющая культуры личности 2 Ответьте на следующие пять вопросов: 2.1 Что используется в качестве аргументов при доказательстве в естествознании? 2.2 Какие постулаты лежат в основе релятивистской механики Эйнштейна и в чем заключается их суть? 2.3 Каковы основные характерные черты живого? 2.4 Что понимается под диссипатией энергии? 2.5 Какая звезда считается стационарной и какие условия должны выполняться, чтобы она была стационарной? 3 Раскр
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.016 с.) |