Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: История эволюционных взглядовСодержание книги Поиск на нашем сайте
(семинар)
Цель: рассмотреть с позиций исторической преемственности наиболее известные теории биологической эволюции, оценить их обоснованность с учётом данных современной науки. Материалы и оборудование: плакаты, мультимедиа, видеофильм. Вопросы: 1. Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. 2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. 3. Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм): основные положения и нерешённые проблемы. 4. Гипотезы номогенеза и прерывистой эволюции. 5. Значение современного эволюционного учения в развитии биологии и сельскохозяйственной практики. Рекомендуемая литература 1. Биология. В 2-х книгах / Ред. В.Н.Ярыгин. – М.: Высшая школа, 1999. – 280+270 с. 2. Красилов, В.А. Нерешённые проблемы теории эволюции / В.А. Красилов. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 140 с. 3. Пехов, А.П. Биология с основами экологии / А.П. Пехов. – СПб, М., Краснодар: Лань, 2005. – 504с. 4. Сыч, В.Ф. Общая биология / В.Ф. Сыч. – М.: Академический проект; Культура, 2007. – 380 с. 5. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова – М.: Владос, 1999. – 420 с. Занятие 5 Тема: Категории, факторы и закономерности фи- логенеза (семинар)
Цель: рассмотреть движущие силы и закономерности эволюционных изменений видов живых организмов, этапы и факторы антропогенеза. Материалы и оборудование: плакаты, мультимедиа, видеофильм. 1. Вопросы: 1. Категории эволюционного процесса. Популяция как элементарная единица эволюции. 2. Элементарные эволюционные факторы. 3. Концепции вида в биологии. 4. Видообразование и его типы. 5. Этапы, факторы и закономерности антропогенеза. II. Самостоятельная работа Задание Перечертите в рабочую тетрадь таблицу 3 и заполните её. Таблица 3 – Типы видообразования
Рекомендуемая литература 1. Биология. В 2-х книгах / Ред. В.Н.Ярыгин. – М.: Высшая школа, 1999. – 280+270 с. 2. Красилов, В. А. Нерешенные проблемы теории эволюции / В.А. Красилов. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 140 с. 3. Северцов, А.С. Теория эволюции / А.С. Северцов. – М.: Владос, 2005. – 380 с. 4. Сыч, В.Ф. Общая биология / В.Ф Сыч. – М.: Академический проект; Культура, 2007. – 380 с. 5. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова. – М.: Владос, 1999. – 420 с. Занятие 6 Тема: Эволюция как адаптациогенез (лабораторное занятие)
Цель: рассмотреть основные типы и примеры морфофункциональных адаптаций живых организмов к среде обитания в соответствии с главными направлениями биологической эволюции. Материалы и оборудование: световые микроскопы типа МБР-1 и МБС-9, демонстрационные микро- и макропрепараты беспозвоночных и позвоночных животных, аквариумы с местными и экзотическими видами гидробионтов, плакаты, мультимедиа, видеофильм.
Теоретическая часть Как уже неоднократно отмечалось, формирование адаптаций является главным и наиболее очевидным результатом эволюции. Предпосылкой адаптивного морфогенеза является многофункциональность органов. Соответствующее изменениям окружающей среды усиление какой-либо из функций, выполняемых органом (прогрессивная специализация), может приводить к конкурентному преимуществу особи, позволяя ей выжить в новых условиях. Таким образом, адаптацию проще всего определить как соответствие некоторого биологического свойства организма условиям его обитания. Под адаптацией также нередко понимают и сам процесс выработки приспособлений. Внутривидовой полиморфизм (биологическая, в том числе морфологическая, разнокачественность особей в группе) создает возможности для адаптивных преобразований в разных направлениях. Возникновение приспособленности живых форм является предпосылкой их биологического прогресса (или процветания), который характеризуется следующими основными признаками: 1) превышением рождаемости над смертностью, 2) ростом численности группы, 3) расширением ареала – территории обитания, 4) увеличением внутригруппового разнообразия. Согласно представлениям академика А.Н. Северцова (1935), биологический прогресс может быть достигнут тремя путями: 1) ароморфоза (арогенеза), 2) идиоадаптации (аллогенеза), 3) общей дегенерации (катагенеза). Арогенез – это направление эволюции, которое сопровождается появлением у организмов универсальных прогрессивных приспособлений (собственно и называемых ароморфозами) и приводит к повышению общего уровня их организации. К критериям морфофизиологического прогресса относятся: дифференциация живой системы, интенсификация функций ее частей и повышение общей энергии жизнедеятельности, рост уровня гомеостаза и интеграции, увеличение объема извлекаемой из внешней среды информации и совершенствование способов ее обработки. Эволюция по пути арогенеза связана с освоением группой более сложной среды (с усложнением образа жизни) и сопровождает становление, как правило, крупных таксонов: типов, классов, отдельных отрядов (примеры: типы членистоногих, хордовых, отдел покрытосеменных растений, классы птиц, млекопитающих, насекомых, головоногих моллюсков, отряды пауков и перепончатокрылых насекомых и т.д.). Аллогенез представляет собой путь возникновения приспособлений частного характера, обеспечивающих возможность существования организмов в дифференцированных условиях (в определенном местообитании, например). Наконец, катагенез, или морфофизиологический регресс, связан с эволюционным переходом группы к более простому образу жизни, то есть в среду с меньшим разнообразием условий, и сопровождается утратой некоторых из ранее приобретенных свойств и снижением общего уровня организации. Последнее, однако, вовсе не означает уменьшения степени приспособленности организмов, поскольку исчезают только те признаки, которые в новой среде оказались ненужными. Необходимо заметить, что каждый из названных путей не изолирован от остальных. Так, в классе ленточных червей, являющихся паразитами кишечного тракта позвоночных животных, наряду с многочисленными дегенерациями (утратой пищеварительной системы, органов зрения, ослаблением мускулатуры и т.п.) наблюдается немало специализаций (идиоадаптаций): органы прикрепления, микроскопические выросты покровного эпителия (миктротрúхии) для поглощения растворенной пищи, деление тела на членики и др. Если по каким-либо причинам (чаще всего – в результате резкого преобразования среды) в ходе филогенеза приспособленность группы организмов снижается, это приводит ее к биологическому регрессу, который в итоге может завершиться ее полным исчезновением (вымиранием). Подобный финал более вероятен для групп, долго эволюционировавших по пути аллогенеза. Многочисленные специализации неизбежно сужают норму реакции (экологическую пластичность) и диапазон генотипической изменчивости группы, поэтому при заметном изменении условий обитания она не успевает к ним приспособиться. Выше уже отмечалось, что естественный отбор через оценку фенотипических свойств организма способствует формированию оптимального для данных условий генотипа. По мнению Дж. Холдейна, Р. Фишера и других ученых, адаптивная (селективная) ценность гена коррелирует с его встречаемостью в популяции. При этом не стоит забывать, что неблагоприятные (летальные, сублетальные) рецессивные мутации могут длительное время сохраняться в популяции в гетерозиготном состоянии, образуя так называемый генетический груз. Чтобы оценить давление отбора, можно использовать уравнение (правило) Харди-Вайнберга (1908), которое отражает распределение частот аллелей и генотипов (по одной аллельной паре аутосомных генов) в панмиктической, условно безразмерной популяции, в отсутствие действия элементарных эволюционных факторов и выглядит следующим образом: (p+q)² = p²+2pq+q² (=1), где p – частота доминантного аллеля (А), q – рецессивного (а); правая же часть равенства представляет сумму частот генотипов: АА, Аа и аа соответственно. Если доля какого-либо из генотипов, установленная на основе изучения пар дискретных признаков в популяции определенного вида организмов, превышает теоретическое значение (соответствующее уравнению Харди-Вайнберга), мы может сделать вывод о давлении отбора в пользу фенотипа, определяемого данным сочетанием генов, то есть о его большей адаптивной ценности. Существуют различные классификации адаптаций (см. Приложение В). Как было отмечено выше, адаптации делятся на общие (универсальные) и частные (специализации). К первым, например, можно отнести такие приспособления первичноводных животных к существованию в воде, как жаберный газообмен, конечности в виде плавников, водопроницаемые покровы и т.п. Примерами вторых являются преобразования листьев у некоторых растений в колючки или усы, сокращение числа пальцев и образование копыт у ряда быстро бегающих млекопитающих и др. Адаптации также классифицируются по биологическим свойствам, которые они затрагивают. Их делят на морфологические, физиологические, поведенческие и т.п. Поскольку приспособления могут возникать на всех стадиях индивидуального развития организма, различают эмбриональные, личиночные, репродуктивные адаптации. В соответствии с функциональной значимостью адаптации подразделяются на защитные; приспособления, связанные с питанием (добыванием пищи); социальные (обеспечивающие эффективное взаимодействие между особями одного вида); сезонные; взаимные приспособления особей разных видов, существующих в составе одного биологического сообщества – коадаптации и т.д. Очень широко распространены в живой природе защитные приспособления, позволяющие организмам избегать врагов и прочих неблагоприятных воздействий. Их можно разделить на механические средства защиты, химические, электрические и др. У животных использование названных средств подкрепляется соответствующим поведением. В зависимости от способа применения защитные адаптацииделят на пассивные и активные. К первым, например, относится так называемая криптúческая, или покровительственная, окраска и форма тела (маскировка), делающая животное незаметным на фоне типичного субстрата. Чтобы остаться «невидимым», обладатель подобной окраски должен какое-то время сохранять неподвижность (затаиваться). Иной механизм защитного действия у демонстрационной окраски. Наиболее распространенный вариант демонстрации у животных – предостерегающая (апосематическая) окраска характеризуется наличием ярких цветовых пятен на теле, контрастирующих с окружающим фоном, и свидетельствует о несъедобности (ядовитости). Второй вариант – отпугивающая окраска ряда животных предполагает демонстрацию ее лишь в момент угрозы, одновременно с принятием соответствующей позы, воспроизведением звуков и т.п., чтобы потенциальный враг принял встреченное им существо за опасное. Эффективность предостерегающей окраски используют и вполне безобидные животные, имитируя раскраску несъедобных видов. Данное явление называется мимикрúей (миметúзмом). Понятно, что это приспособление «работает» только в том случае, когда среда обитания имитатора и его «модели» одинакова. Другой вариант мимикрии – мимезия –представляет собой имитацию животными неживых объектов или частей растений, то есть соответствует маскировке. Достаточно широко среди представителей всех царств эукариот распространено такое свойство, как ядовитость. Пассивно-ядовитые животные не имеют приспособлений для введения вырабатываемых в их организме токсинов в тело врагов (жабы, рыба-фугу, осман и др.). Активно-ядовитые виды снабжены соответствующими ранящими органами, соединенными с протоками ядовитых желез (примеры: жало осы, зубы ядовитой змеи, шипы ската-хвостокола). Важно отметить, что подобные приспособления при необходимости могут легко использоваться животным и как средство нападения. Любая адаптация носит относительный характер. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что приспособительный признак оказывается эффективным (и то не на 100%!) в определенных условиях, типичных для носителя этого признака, тогда как параметры среды изменяются как в пространстве, так и во времени. С другой стороны, живой организм представляет собой сбалансированную систему, основанную на коррелятивных взаимодействиях всех ее частей. Стратегия выживания, освоенная видом, предполагает формирование у него соответствующего адаптивного комплекса свойств, при этом приспособительная ценность каждого отдельного признака часто в немалой степени зависит от других. Резонно полагать, что главным критерием эффективности адаптивного комплекса в целом (другими словами – общей приспособленности группы или отдельного индивида) является успех особей в передаче потомкам своего генетического материала. В свете сказанного не вполне понятным, на первый взгляд, оказывается приобретение рядом животных (так называемых общественных) альтруистического поведения, ориентированного не на собственное выживание, а на сохранение членов своей группы (пример: поведение рабочих пчел в составе пчелиной семьи). По мнению У. Гамильтона (1964), гены, определяющие альтруизм, будучи однажды закрепленными в ходе эволюции (в результате действия особой формы отбора – отбора родичей), могут обеспечить распространение взаимопомощи среди все более дальних родственников. Отбор, ведущий к сохранению признаков, которые могут быть селективно невыгодны для отдельных особей, но благоприятны для популяции в целом, называют групповым (в отличие от индивидуального отбора на уровне особи). По сути близок к нему и упомянутый выше отбор родичей. С действием группового отбора связано формирование внутрипопуляционной кооперации и сложной внутривидовой (социальной) иерархии у высокоорганизованных животных. П.Самостоятельная работа Задание 1 Познакомьтесь с примерами морфофункциональных адаптаций у животных. Рассмотрите представленные стационарными экспонатами и раздаточным материалом а) типы окраски и формы тела насекомых и позвоночных животных: маскировку, демонстрацию (варианты: предостерегающая и отпугивающая окраска) и мимикрию (варианты: миметизм и мимезия); б) примеры «наружного скелета» (средств пассивной механической защиты в виде раковины или панциря) у улиток и двустворчатых моллюсков (тип моллюски), раковинной амебы диффлюгии (тип саркожгутиконосцы, подтип саркодовые), морского ежа (тип иглокожие), черепахи (тип хордовые, класс рептилии); в) изучите средства активной химической защиты и нападения членистоногих: передние ротовые конечности паука (тип членистоногие, класс паукообразные) – хелицеры, на вершине которых открываются протоки ядовитой железы; жало рабочей пчелы (тип членистоногие, надкласс насекомые), представляющее собой видоизмененный яйцеклад, и жало скорпиона (тип членистоногие, класс паукообразные), являющееся выростом кутикулы (отметьте, что последние два образования представляют собой пример аналогии!). Найдите подобные средства активной защиты (как механической, так и химической) в классах позвоночных животных. Перечертите и заполните в рабочей тетради таблицу 4. Таблица 4 – Типы и примеры адаптаций у животных
Задание 2 Рассмотрите частные адаптации на примере передних конечностей млекопитающих и грудных ног насекомых, ведущих различный образ жизни. Сравните форму тела, строение и расположение плавников у видов рыб, населяющих разные пресноводные биотопы (на примере живых представителей, содержащихся в аквариумах, влажных макропрепаратов и плакатного материала). Выявите также общие адаптации рыб к обитанию в водной среде. Выполните в рабочей тетради рисунок «Частные адаптации на примере грудных конечностей насекомых». Зарисуйте собирательную ножку медоносной пчелы, плавательную – плавунца окаймленного, бегательную – жужелицы, копательную – медведки, прыгательную – кузнечика, хватательную – богомола. Обозначьте отделы конечностей. Контрольные вопросы 1. Что такое адаптации? По каким принципам они классифицируются? 2. Что понимается под относительностью приспособлений? 3. Назовите типы и примеры общих и частных адаптаций животных к различным условиям существования. В чем заключается, на ваш взгляд, приспособительная ценность (эффективность) перечисленных признаков? 4. Охарактеризуйте направления эволюции (по А.Н. Северцову). Приведите примеры. 5. Расшифруйте понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс». Как названные закономерности связаны с направлениями эволюции? Занятие 7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.011 с.) |