Тема: История эволюционных взглядов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: История эволюционных взглядов



(семинар)

 

Цель: рассмотреть с позиций исторической преемственности наиболее известные теории биологической эволюции, оценить их обоснованность с учётом данных современной науки.

Материалы и оборудование: плакаты, мультимедиа, видеофильм.

Вопросы:

1. Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка.

2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

3. Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм): основные положения и нерешённые проблемы.

4. Гипотезы номогенеза и прерывистой эволюции.

5. Значение современного эволюционного учения в развитии биологии и сельскохозяйственной практики.

Рекомендуемая литература

1. Биология. В 2-х книгах / Ред. В.Н.Ярыгин. – М.: Высшая школа, 1999. – 280+270 с.

2. Красилов, В.А. Нерешённые проблемы теории эволюции / В.А. Красилов. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 140 с.

3. Пехов, А.П. Биология с основами экологии / А.П. Пехов. – СПб, М., Краснодар: Лань, 2005. – 504с.

4. Сыч, В.Ф. Общая биология / В.Ф. Сыч. – М.: Академический проект; Культура, 2007. – 380 с.

5. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова – М.: Владос, 1999. – 420 с.

Занятие 5

Тема: Категории, факторы и закономерности фи- логенеза

(семинар)

 

Цель: рассмотреть движущие силы и закономерности эволюционных изменений видов живых организмов, этапы и факторы антропогенеза.

Материалы и оборудование: плакаты, мультимедиа, видеофильм.

1. Вопросы:

1. Категории эволюционного процесса. Популяция как элементарная единица эволюции.

2. Элементарные эволюционные факторы.

3. Концепции вида в биологии.

4. Видообразование и его типы.

5. Этапы, факторы и закономерности антропогенеза.

II. Самостоятельная работа

Задание

Перечертите в рабочую тетрадь таблицу 3 и заполните её.

Таблица 3 – Типы видообразования

Показатели Экологическое (симпатрическое) Аллопатрическое Квантовое (скачкообразное) Гибридогенное («сетчатая эволюция»)
Объекты (единицы)        
Тип изоляции        
Примеры        

Рекомендуемая литература

1. Биология. В 2-х книгах / Ред. В.Н.Ярыгин. – М.: Высшая школа, 1999. – 280+270 с.

2. Красилов, В. А. Нерешенные проблемы теории эволюции / В.А. Красилов. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. – 140 с.

3. Северцов, А.С. Теория эволюции / А.С. Северцов. – М.: Владос, 2005. – 380 с.

4. Сыч, В.Ф. Общая биология / В.Ф Сыч. – М.: Академический проект; Культура, 2007. – 380 с.

5. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова. – М.: Владос, 1999. – 420 с.

Занятие 6

Тема: Эволюция как адаптациогенез

(лабораторное занятие)

 

Цель: рассмотреть основные типы и примеры морфофункциональных адаптаций живых организмов к среде обитания в соответствии с главными направлениями биологической эволюции.

Материалы и оборудование: световые микроскопы типа МБР-1 и МБС-9, демонстрационные микро- и макропрепараты беспозвоночных и позвоночных животных, аквариумы с местными и экзотическими видами гидробионтов, плакаты, мультимедиа, видеофильм.

 

Теоретическая часть

Как уже неоднократно отмечалось, формирование адаптаций является главным и наиболее очевидным результатом эволюции. Предпосылкой адаптивного морфогенеза является многофункциональность органов. Соответствующее изменениям окружающей среды усиление какой-либо из функций, выполняемых органом (прогрессивная специализация), может приводить к конкурентному преимуществу особи, позволяя ей выжить в новых условиях. Таким образом, адаптацию проще всего определить как соответствие некоторого биологического свойства организма условиям его обитания. Под адаптацией также нередко понимают и сам процесс выработки приспособлений. Внутривидовой полиморфизм (биологическая, в том числе морфологическая, разнокачественность особей в группе) создает возможности для адаптивных преобразований в разных направлениях.

Возникновение приспособленности живых форм является предпосылкой их биологического прогресса (или процветания), который характеризуется следующими основными признаками: 1) превышением рождаемости над смертностью, 2) ростом численности группы, 3) расширением ареала – территории обитания, 4) увеличением внутригруппового разнообразия. Согласно представлениям академика А.Н. Северцова (1935), биологический прогресс может быть достигнут тремя путями: 1) ароморфоза (арогенеза), 2) идиоадаптации (аллогенеза), 3) общей дегенерации (катагенеза). Арогенез – это направление эволюции, которое сопровождается появлением у организмов универсальных прогрессивных приспособлений (собственно и называемых ароморфозами) и приводит к повышению общего уровня их организации. К критериям морфофизиологического прогресса относятся: дифференциация живой системы, интенсификация функций ее частей и повышение общей энергии жизнедеятельности, рост уровня гомеостаза и интеграции, увеличение объема извлекаемой из внешней среды информации и совершенствование способов ее обработки. Эволюция по пути арогенеза связана с освоением группой более сложной среды (с усложнением образа жизни) и сопровождает становление, как правило, крупных таксонов: типов, классов, отдельных отрядов (примеры: типы членистоногих, хордовых, отдел покрытосеменных растений, классы птиц, млекопитающих, насекомых, головоногих моллюсков, отряды пауков и перепончатокрылых насекомых и т.д.).

Аллогенез представляет собой путь возникновения приспособлений частного характера, обеспечивающих возможность существования организмов в дифференцированных условиях (в определенном местообитании, например). Наконец, катагенез, или морфофизиологический регресс, связан с эволюционным переходом группы к более простому образу жизни, то есть в среду с меньшим разнообразием условий, и сопровождается утратой некоторых из ранее приобретенных свойств и снижением общего уровня организации. Последнее, однако, вовсе не означает уменьшения степени приспособленности организмов, поскольку исчезают только те признаки, которые в новой среде оказались ненужными.

Необходимо заметить, что каждый из названных путей не изолирован от остальных. Так, в классе ленточных червей, являющихся паразитами кишечного тракта позвоночных животных, наряду с многочисленными дегенерациями (утратой пищеварительной системы, органов зрения, ослаблением мускулатуры и т.п.) наблюдается немало специализаций (идиоадаптаций): органы прикрепления, микроскопические выросты покровного эпителия (миктротрúхии) для поглощения растворенной пищи, деление тела на членики и др. Если по каким-либо причинам (чаще всего – в результате резкого преобразования среды) в ходе филогенеза приспособленность группы организмов снижается, это приводит ее к биологическому регрессу, который в итоге может завершиться ее полным исчезновением (вымиранием). Подобный финал более вероятен для групп, долго эволюционировавших по пути аллогенеза. Многочисленные специализации неизбежно сужают норму реакции (экологическую пластичность) и диапазон генотипической изменчивости группы, поэтому при заметном изменении условий обитания она не успевает к ним приспособиться.

Выше уже отмечалось, что естественный отбор через оценку фенотипических свойств организма способствует формированию оптимального для данных условий генотипа. По мнению Дж. Холдейна, Р. Фишера и других ученых, адаптивная (селективная) ценность гена коррелирует с его встречаемостью в популяции. При этом не стоит забывать, что неблагоприятные (летальные, сублетальные) рецессивные мутации могут длительное время сохраняться в популяции в гетерозиготном состоянии, образуя так называемый генетический груз.

Чтобы оценить давление отбора, можно использовать уравнение (правило) Харди-Вайнберга (1908), которое отражает распределение частот аллелей и генотипов (по одной аллельной паре аутосомных генов) в панмиктической, условно безразмерной популяции, в отсутствие действия элементарных эволюционных факторов и выглядит следующим образом: (p+q)² = p²+2pq+q² (=1), где p – частота доминантного аллеля (А), q – рецессивного (а); правая же часть равенства представляет сумму частот генотипов: АА, Аа и аа соответственно. Если доля какого-либо из генотипов, установленная на основе изучения пар дискретных признаков в популяции определенного вида организмов, превышает теоретическое значение (соответствующее уравнению Харди-Вайнберга), мы может сделать вывод о давлении отбора в пользу фенотипа, определяемого данным сочетанием генов, то есть о его большей адаптивной ценности.

Существуют различные классификации адаптаций (см. Приложение В). Как было отмечено выше, адаптации делятся на общие (универсальные) и частные (специализации). К первым, например, можно отнести такие приспособления первичноводных животных к существованию в воде, как жаберный газообмен, конечности в виде плавников, водопроницаемые покровы и т.п. Примерами вторых являются преобразования листьев у некоторых растений в колючки или усы, сокращение числа пальцев и образование копыт у ряда быстро бегающих млекопитающих и др.

Адаптации также классифицируются по биологическим свойствам, которые они затрагивают. Их делят на морфологические, физиологические, поведенческие и т.п. Поскольку приспособления могут возникать на всех стадиях индивидуального развития организма, различают эмбриональные, личиночные, репродуктивные адаптации. В соответствии с функциональной значимостью адаптации подразделяются на защитные; приспособления, связанные с питанием (добыванием пищи); социальные (обеспечивающие эффективное взаимодействие между особями одного вида); сезонные; взаимные приспособления особей разных видов, существующих в составе одного биологического сообществакоадаптации и т.д.

Очень широко распространены в живой природе защитные приспособления, позволяющие организмам избегать врагов и прочих неблагоприятных воздействий. Их можно разделить на механические средства защиты, химические, электрические и др. У животных использование названных средств подкрепляется соответствующим поведением. В зависимости от способа применения защитные адаптацииделят на пассивные и активные. К первым, например, относится так называемая криптúческая, или покровительственная, окраска и форма тела (маскировка), делающая животное незаметным на фоне типичного субстрата. Чтобы остаться «невидимым», обладатель подобной окраски должен какое-то время сохранять неподвижность (затаиваться). Иной механизм защитного действия у демонстрационной окраски. Наиболее распространенный вариант демонстрации у животных – предостерегающая (апосематическая) окраска характеризуется наличием ярких цветовых пятен на теле, контрастирующих с окружающим фоном, и свидетельствует о несъедобности (ядовитости). Второй вариант – отпугивающая окраска ряда животных предполагает демонстрацию ее лишь в момент угрозы, одновременно с принятием соответствующей позы, воспроизведением звуков и т.п., чтобы потенциальный враг принял встреченное им существо за опасное.

Эффективность предостерегающей окраски используют и вполне безобидные животные, имитируя раскраску несъедобных видов. Данное явление называется мимикрúей (миметúзмом). Понятно, что это приспособление «работает» только в том случае, когда среда обитания имитатора и его «модели» одинакова. Другой вариант мимикрии – мимезия –представляет собой имитацию животными неживых объектов или частей растений, то есть соответствует маскировке.

Достаточно широко среди представителей всех царств эукариот распространено такое свойство, как ядовитость. Пассивно-ядовитые животные не имеют приспособлений для введения вырабатываемых в их организме токсинов в тело врагов (жабы, рыба-фугу, осман и др.). Активно-ядовитые виды снабжены соответствующими ранящими органами, соединенными с протоками ядовитых желез (примеры: жало осы, зубы ядовитой змеи, шипы ската-хвостокола). Важно отметить, что подобные приспособления при необходимости могут легко использоваться животным и как средство нападения.

Любая адаптация носит относительный характер. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что приспособительный признак оказывается эффективным (и то не на 100%!) в определенных условиях, типичных для носителя этого признака, тогда как параметры среды изменяются как в пространстве, так и во времени. С другой стороны, живой организм представляет собой сбалансированную систему, основанную на коррелятивных взаимодействиях всех ее частей. Стратегия выживания, освоенная видом, предполагает формирование у него соответствующего адаптивного комплекса свойств, при этом приспособительная ценность каждого отдельного признака часто в немалой степени зависит от других. Резонно полагать, что главным критерием эффективности адаптивного комплекса в целом (другими словами – общей приспособленности группы или отдельного индивида) является успех особей в передаче потомкам своего генетического материала. В свете сказанного не вполне понятным, на первый взгляд, оказывается приобретение рядом животных (так называемых общественных) альтруистического поведения, ориентированного не на собственное выживание, а на сохранение членов своей группы (пример: поведение рабочих пчел в составе пчелиной семьи). По мнению У. Гамильтона (1964), гены, определяющие альтруизм, будучи однажды закрепленными в ходе эволюции (в результате действия особой формы отбора – отбора родичей), могут обеспечить распространение взаимопомощи среди все более дальних родственников.

Отбор, ведущий к сохранению признаков, которые могут быть селективно невыгодны для отдельных особей, но благоприятны для популяции в целом, называют групповым (в отличие от индивидуального отбора на уровне особи). По сути близок к нему и упомянутый выше отбор родичей. С действием группового отбора связано формирование внутрипопуляционной кооперации и сложной внутривидовой (социальной) иерархии у высокоорганизованных животных.

П.Самостоятельная работа

Задание 1

Познакомьтесь с примерами морфофункциональных адаптаций у животных. Рассмотрите представленные стационарными экспонатами и раздаточным материалом а) типы окраски и формы тела насекомых и позвоночных животных: маскировку, демонстрацию (варианты: предостерегающая и отпугивающая окраска) и мимикрию (варианты: миметизм и мимезия); б) примеры «наружного скелета» (средств пассивной механической защиты в виде раковины или панциря) у улиток и двустворчатых моллюсков (тип моллюски), раковинной амебы диффлюгии (тип саркожгутиконосцы, подтип саркодовые), морского ежа (тип иглокожие), черепахи (тип хордовые, класс рептилии); в) изучите средства активной химической защиты и нападения членистоногих: передние ротовые конечности паука (тип членистоногие, класс паукообразные) – хелицеры, на вершине которых открываются протоки ядовитой железы; жало рабочей пчелы (тип членистоногие, надкласс насекомые), представляющее собой видоизмененный яйцеклад, и жало скорпиона (тип членистоногие, класс паукообразные), являющееся выростом кутикулы (отметьте, что последние два образования представляют собой пример аналогии!). Найдите подобные средства активной защиты (как механической, так и химической) в классах позвоночных животных.

Перечертите и заполните в рабочей тетради таблицу 4.

Таблица 4 – Типы и примеры адаптаций у животных

Адаптивный признак Варианты Примеры
1. Окраска и форма тела    
2.Средства нападения и защиты    
3.Способы и органы передвижения    
4. Сезонные адаптации    

Задание 2

Рассмотрите частные адаптации на примере передних конечностей млекопитающих и грудных ног насекомых, ведущих различный образ жизни. Сравните форму тела, строение и расположение плавников у видов рыб, населяющих разные пресноводные биотопы (на примере живых представителей, содержащихся в аквариумах, влажных макропрепаратов и плакатного материала). Выявите также общие адаптации рыб к обитанию в водной среде.

Выполните в рабочей тетради рисунок «Частные адаптации на примере грудных конечностей насекомых». Зарисуйте собирательную ножку медоносной пчелы, плавательную – плавунца окаймленного, бегательную – жужелицы, копательную – медведки, прыгательную – кузнечика, хватательную – богомола. Обозначьте отделы конечностей.

Контрольные вопросы

1. Что такое адаптации? По каким принципам они классифицируются?

2. Что понимается под относительностью приспособлений?

3. Назовите типы и примеры общих и частных адаптаций животных к различным условиям существования. В чем заключается, на ваш взгляд, приспособительная ценность (эффективность) перечисленных признаков?

4. Охарактеризуйте направления эволюции (по А.Н. Северцову). Приведите примеры.

5. Расшифруйте понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс». Как названные закономерности связаны с направлениями эволюции?

Занятие 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.023 с.)