Тема 1. Предмет и методология теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

 

Составители: С.В.Макарова, П.П.Востриков, С.К.Сизов

 

 

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Понятие, предмет и функции теории государства и права.

2. Методология теории государства и права.

3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе.

2. Причины возникновения государства. Основные теории происхождения государства.

3. Признаки государства.

4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.

Тема 3. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы к типологизации государства.

2. Формы государства

3. Форма государственного правления;

4. Форма государственного устройства;

5. Форма государственного режима.

РАЗДЕЛ 2

Тема 4 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1. Функции государства: понятие, содержание, признаки.

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

Тема 5. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

1. Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

2. Органы государства: понятие, признаки, виды.

Тема 6. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1. Соотношение общества и государства

2. Место государства в политической системе общества

Тема 7. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

1. Понятие и признаки правового государства.  
2. Система разделения властей в правовом государстве.  
3. Верховенство закона.  
4. Права и свободы человека в системе ценностей.  
5. Взаимная ответственность личности и государства.  
6. Социальная и юридическая защищенность личности.  
7. Практика становления правового государства в России.  

РАЗДЕЛ 3

Тема 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

1. Происхождение права.

2. Основные теории происхождения и сущности права.

3. Сущность и назначение права в современном понимании.

4. Понятие и признаки права.

5. Принципы права.

6. Функции права.

7. Взаимодействие права с экономикой, политикой, религией.

8. Соотношение государства и права.

Тема 9. НОРМЫ ПРАВА

1. Социальные нормы: понятие, виды, признаки.

2. Норма права: понятие, признаки, соотношение норм права и норм морали.

3. Виды правовых норм.

4. Структура правовой нормы.

5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Тема 10. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1. Форма (источник) права понятия, виды.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

3. Виды нормативно-правовых актов.

4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Юридическая техника.

Тема 11. СИСТЕМА ПРАВА

1. Система права: понятие, признаки.

2. Предмет и метод правового регулирования.

3. Структура системы права.

4. Соотношение системы права и системы законодательства.

Соотношение и взаимосвязь внутригосударственного и международного права.

Тема 12. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

1. Понятие систематизации нормативно-правовых актов.

2. Инкорпорация.

3. Консолидация.

4. Кодификация.

РАЗДЕЛ 4

Тема 13. ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Правоотношения: понятие, признаки. Взаимосвязь норм права и правоотношений.

2. Состав (структура) правоотношения.

3. Юридический факт, понятие, виды. Юридический (фактический) состав.

Тема 14. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

1. Реализация права: понятие, формы.

2. Применение права: понятие, признаки, стадии.

3. Акты применения права: понятие, признаки, виды.

4. Проблемы в праве, понятие, признаки, пути устранения и преодоления.

5. Правовые коллизии: понятие, виды, способы разрешения.

Тема 15. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

1. Толкование норм права: понятие, объект, этапы (направления), необходимость, значение.

2. Способы толкования норм права.

3. Виды толкования норм права.

4. Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды.

РАЗДЕЛ 5

 

Тема 16. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Правонарушения, их виды.

3. Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.

Тема 17. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Понятие юридической ответственности.

2. Принципы, цели и функции юридической ответственности.

3. Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность и государственное принуждение.

Тема 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

1. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.

2. Законность: понятие, принципы, гарантии.

3. Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью, общественным порядком и демократией.

РАЗДЕЛ 6

Тема 19. ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

2. Правовая культура: понятие, структура, функции.

3. Правовое воспитание: понятие, система.

Тема 20. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА

1. Правовая система: понятие, элементы, типология.

2. Романо-германская правовая семья.

3. Англо-саксонсая правовая семья.

4. Семья религиозного права.

5. Семья традиционного (обычного) права.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

4. Понятие, предмет и функции теории государства и права.

5. Методология теории государства и права.

6. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

 

Соотношение и взаимосвязь теории государства и права

И истории государства и права

1. Общие черты:

а) они исследуют причины и закономерности возникновения государства и права;

б) они исследуют все ранее существовавшие типы государства и права;

в) они исследуют государство и право в целом, а не отдельные их стороны.

2. Отличия:

а) история государства и права изучает причины, закономерности и особенности возникновения и развития различных государств и правовых систем у разных народов в разные эпохи;

б) теория государства и права изучает причины и закономерности возникновения и развития государства и права как социальных институтов, дает теоретическое обобщение этих процессов.

3. Взаимосвязь:

а) история государства и права дает фактический материал и свои выводы для их обобщения в рамках теории государства и права;

б) теория государства и права вырабатывает общие понятия и категории, формулирует выводы и обобщения, которые использует история государства и права.

Таковы же соотношение и взаимосвязь теории государства и права и истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений изучает учения о государстве и праве, систематизирует политико-правовые взгляды крупных мыслителей прошлого и современности. Используя этот материал, теория государства и права вырабатывает универсальные общегосударственные и общеправовые понятия, категории, концепции.

Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и отраслевых юридических наук

1. Общие черты:

Объектом их исследования являются государство и право.

2. Отличия:

а) теория государства и права изучает государство и право в целом, их основные, общие закономерности;

б) отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны государства и права (каждая отраслевая юридическая наука имеет свой предмет исследования).

3. Взаимосвязь:

а) отраслевые юридические науки дают фактический материал и свои выводы для их обобщения в рамках теории государства и права;

б) теория государства и права вырабатывает общетеоретические понятия и категории, а также формулирует выводы и обобщения, которые используются отраслевыми юридическими науками.

Органическая.

· Герберт Спенсер (XIX в.)

Зачатки теории – еще у Платона и Аристотеля.

Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм.

Спенсер считал:

1. Общество и государство есть организм, поэтому их сущность можно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и функциях общества и государства может быть объяснено по аналогии с функциями анатомии и физиологии.

2. Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Таким образом, суть органической теории такова:

1) указывает на связь естественных и общественных законов. Законы социальной жизни предопределяются законами естественными.

Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладая сознанием и волей. Первично он является творением природы, затем – членом общества, а затем - гражданином государства. Исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества и государства. В общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития;

2) вводит системный признак в понятие общества и государства. Общество и его государственная организация – это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

Обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни.

Разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы. Это является свойством всякого экономически развитого общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы;

3) разность самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении.

Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими;

4) государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями живого организма.

 

5. Теория насилия. Ее основоположниками являются:Шан Ян (IVв. до н.э), Евгений Дюринг (1833 – 1921), Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938).

Государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.

Внешнее насилие – завоевание одного народа другим (Гумплович, Каутский).

Внутреннее насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими (Дюринг).

Таким образом,

1) элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства;

2) монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор являются определяющим атрибутом государства.

Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.

 

Психологическая.

Леон Петражицкий (1867-1931). Общество и государство есть сумма психических взаимодействий людей и их объединений.

Основная причина, порождающая государство, - психологическая потребность человека жить в рамках организованного общества, чувство необходимости коллективного взаимодействия.

Человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности.

Человек практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться вне общества. Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.

 

7. Материалистическая (= классовая=экономическая).

· Карл Маркс (1818-1883)

· Фридрих Энгельс (1820-1895)

· Владимир Ленин (1870 – 1924)

Государство возникло в результате действия общественных процессов экономического развития общества:

1) общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами;

2) государство, возникая, использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

3) государство есть исторически преходящее, временное явление: оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Положительным в этой теории является следующее:

Общественно-историческая практика показывает, что развитие государства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, общественных классов.

Вместе с тем главный недостаток теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.

Вывод: опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека.

Главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

 

Признаки государства

1. Территориальная организация населения и политической власти.

На смену кровнородственным связям приходит расселение по территории. Территориальный признак обусловливает характер формирования и аппарата государства с учетом его пространственного деления.

Территория – не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и сущности государства. Не может быть государства без территории и не может быть государства без населения.

2. Наличие особой публичной власти.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему государственных органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом.

Важнейшими государственными органами являются:

· законодательные

· исполнительные

· судебные.

Особое место в механизме функционирования государства занимают органы, осуществляющие принудительные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительные учреждения

3. Наличие права.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить безусловную реализацию принимаемых им решений.

Только государство в лице своих компетентных органов издает веления, обязательные для всего населения страны.

Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администраций и др.).

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

1) внутренняя сторона – исключительно монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, в пределах всей государственной территории;

2) внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

- в универсальности. Только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти.

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагают другие общественные органы.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитета.

Народный суверенитет – это верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственных органов.

Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

При определенных условиях государственный суверенитет может совпадать с народным и национальным суверенитетом.

5. Сбор налогов и займов для содержания публичной власти.

Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, т.к. в нем не существовало особого аппарата управления, а каждый участвовал и в управлении, и в производстве.

В современных государствах часть налогов используется на социальные программы.

Тема 3

 

ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

3. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы к типологизации государства.

4. Формы государства

3. Форма государственного правления;

4. Форма государственного устройства;

5. Форма государственного режима.

 

Форма государства

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его органов устройства, методов осуществления государственной власти.

Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации деятельности государства власти. С другой стороны, государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Таким образом, категория формы государства зависит от его содержания и определяется сущностью.

Факторы, влияющие на форму государства:

1) культурный уровень народа;

2) его исторические традиции;

3) характер религиозных воззрений;

4) национальные особенности;

5) природные условия проживания и др.

Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными органами (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и др. организациями).

Форма государства представляет собой организацию государственной власти в стране и включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1) форма государственного правления;

2) форма государственного устройства;

3) форма государственного режима.

 

ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛУ 1.

Тема 1.

Задание 1.

Какое из предложенных определений правильно отражает предмет теории государства и права?

 

1. предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления.

2. Предметом теории государства и права является история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.

3. Предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных институтов, а также органически связанных с ними, соответствующих им явлений и процессов.

 

Задание 2.

 

В чем состоит отличие науки теории государства и права от соответствующей учебной дисциплины.?

 

1. К науке относится не только то, что уже познано, но и то, что еще познается.

2. Наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина только те, которые необходимы для дальнейшего изучения учебных дисциплин.

3. Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина только свой предмет.

 

Задание 3.

 

В чем отличие теории государства и права от истории государства и права?

 

1. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а история государства и права изучает особенности возникновения, развития и функционирования конкретных государств и правовых систем.

2. Предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также особенности возникновения, развития и функционирования конкретных государств и правовых систем.

3. История государства и права изучает только один свой предмет, а теория государства и права изучает свой предмет и предмет истории государства и права.

 

Задание 4.

 

Какие функции выполняет наука теория государства и права?

 

1. Политическую, воспитательную, правовосстановительную;

2. Регулятивную и охранительную;

3. Познавательную, интеграционную и методологическую.

 

Задание 5.

 

К какому понятию относится данное определение: "Система методов, способов и приемов исследовательской деятельности"?

 

1. Доктрина;

2. Методология;

3. Предмет.

 

Задание 6.

 

Определите, к какой группе юридических наук относится административное право.

 

1. Межотраслевые.

2. Отраслевые

3. Прикладные.

 

 

Задание 7.

 

Определите, к какой группе юридических наук относится конституционное право зарубежных стран.

 

1. Межотраслевые.

2. Международные

3. Отраслевые.

 

Задание 8.

 

Как соотносятся предмет и метод теории государства и права?

 

1. Предмет определяет методы его исследования.

2. Методы определяет иссл6едователь, независимо от предмета.

3. Метод определяет предмет науки.

 

Задание 9.

 

Ограничен ли предмет теории государства и права временем и пространством?

 

1. Не ограничен.

2. Ограничен в какой-то мере.

3. Ограничен.

 

Задание 10.

 

К каким методам исследования относится правовой эксперимент?

 

1. Общенаучным.

2. Специальным

3. Частнонаучным.

 

Задание 11.

 

Для чего необходим правовой эксперимент?

 

1. Для развития юридической науки.

2. Для того, чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространить её недостатки на всю территорию государства.

3. Для совершенствования правоприменительной деятельности.

Задание 12.

 

К каким методам исследования относится статистический?

 

1. Общенаучным.

2. Частнонаучным.

3. Специальным.

Задание 1.

 

Какие признаки характеризуют род?

 

1. Общность людей, проживающих на определенной территории.

2. Основан на кровном родстве.

3. Основан на кровном родстве, его члены ведут совместное хозяйство, обладая общей собственностью.

 

Задание 2.

 

Каковы особенности власти в первобытном обществе?

 

1. Осуществлялась особой группой людей, не принимавших участие в производственной деятельности рода.

2. Принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет, уважение, обычаи.

3. Принадлежала особой группе людей и опиралась на принуждение социальных структур.

 

Задание 3.

 

Что понимается под правилом поведения, сложившимся в результате его длительного применения, вошедшего в привычку?

 

1. Право.

2. Мораль.

3. Обычай.

 

Задание 4.

 

Почему социальные нормы первобытного общества называются "мононормами"?

 

1. Потому, что в тот период времени не было норм права.

2. Потому, что все нормы того периода совпадали по содержанию.

3. Потому, что в тот период была одна социальная норма.

 

 

Задание 5.

 

Какой признак не присущ власти в первобытном обществе?

 

1. Принадлежала всей родовой общине.

2. Высшей властью было общее собрание всех взрослых членов рода.

3. Повседневное управление делами общины осуществлял старейшина, избираемый всеми членами рода и участвующий наравне со всеми в производственной деятельности.

4. Опиралась на авторитет, уважение, обычаи.

5. Для применения к нарушителям порядка существовали специальные органы.

6. Власть в более широких объединениях (фратрии, племени) осуществлялась на тех же принципах, что и в родовой общине.

 

Задание 6.

 

Какой признак не относится к характеристике первобытного обычая?

 

1. Сложившиеся в результате многократного повторения социальные нормы, вошедшие в привычку.

2. Санкционированные специальным органом.

3. Обеспеченные мерами общественного воздействия.

 

Задание 7.

 

Какие социальные нормы регулировали общественные отношения в первобытном обществе?

 

1. Обычаи, нормы морали, политические нормы.

2. Обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы, табу.

3. Обычаи. Нормы моды, нормы права.

Задание 8.

 

Каковы основные способы образования права в первобытном обществе?

 

1. Систематизация и санкционирование.

2. Санкционирование и правотворчество.

3. Толкование и правотворчество.

Задание 9.

 

Назовите представителей "классовой теории" происхождения государства и права.

 

1. Аристотель, Падуанский, Гроций.

2. Маркс, Энгельс, Ленин.

3. Петржицкий, Холмс, Фрэнк.

 

Задание 10.

 

Какую теорию происхождения государства и права развивали Аристотель, Фильмер???, Михайловский?

 

1. Классовую теорию.

2. Патриархальную теорию.

3. Теологическую.

 

Задание 11.

 

Назовите представителей "договорной теории" происхождения государства.

 

1. Августин, Аквинский, Маритэн.

2. Гумилович, Дюринг, Каутский.

3. Гроций, Руссо, Радищев.

 

Задание 12.

 

Какую теорию происхождения права развивали Гумилович, Дюринг, Каутский?

 

1. Патриархальную теорию.

2. Теорию насилия.

3. Теологическую теорию.

Задание 1.

 

Какой признак государства является главным, определяющим все остальные признаки?

 

1. Аппарат принуждения.

2. Налоги.

3. Способность принимать нормы права.

4. Суверенитет.

5. Руководство политическими партиями.

 

Задание 2.

 

К какому понятию относится следующее определение: "Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества"?

 

1. Форма государства.

2. Тип государства.

3. Сущность государства.

 

Задание 3.

 

Что выступает критерием типологии государства с позиции цивилизационного подхода?

 

1. Общественно-экномическая формация.

2. Локальная цивилизация.

3. Производственные отношения.

 

Задание 4.

 

На какие виды делятся государства по форме правления?

 

1. Абсолютные и ограниченные.

2. Монархии и республики.

3. Президентские и парламентские.

 

Задание 5.

 

По какому основному признаку монархии отличаются от республик?

1. По внутреннему государственному устройству.

2. По порядку образования высших органов власти.

3. По методу осуществления власти.

 

Задание 6.

 

Чем может быть ограничена власть монарха?

 

1. Гражданским обществом.

2. Конституцией и парламентом.

3. Средствами массовой информации.

 

Задание 7.

 

Какой признак не присущ президентской республике?

 

1. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

2. Президент избирается представительным органом государства.

3. Президент избирается населением или выборщиками.

 

Задание 8.

 

На какие виды государства делятся государства по форме государственного устройства?

 

1. Монархии и республики.

2. Парламентские и президентские.

3. Простые (унитарные) и сложные.

 

Задание 9.

 

Какие из перечисленных государств являются федеративными?

 

1. Германия, США.

2. Австрия, Канада.

3. Польша, Франция.

 

Задание 10.

 

На каких принципах могут образовываться федерации?

 

1. Национальном, территориальном, смешанном.

2. Гуманизма, справедливости, равенства.

3. Демократизма, независимости. взаимной ответственности.

 

Задание 11.

 

Укажите унитарное государство.

 

1. Россия.

2. США.

3. Франция

 

Задание 12.

 

Какой элемент формы государства определяется как совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

1. Форма правления.

2. Государственно-правовой режим.

3. Форма государственного устройства.

 

Задание 13.

 

На какие виды подразделяются политические режимы?

 

1. Демократический и антидемократический.

2. Императивный и диспозитивный.

3. Поощрительный и рекомендательный.

 

Задание 14.

 

Какой из государственных режимов характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества?

 

1. Фашистский.

2. Тоталитарный.

3. Демократический.

 

Задание 15.

 

Какие из перечисленных черт были присущи тоталитаризму в советском государстве?

 

1. Безраздельное господство в политической жизни единой массовой партии.

2. Правовой нигилизм во всех слоях

3. Все вышеперечисленное.

 

Задание 16.

 

Какой государственный режим характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, существованием ряда политических (в то числе оппозиционных), выборностью и сменяемостью всех органов власти, их подотчетность избирателям, превышение права над государством?

 

1. Либеральный.

2. Демократический.

3. Деспотический.

РАЗДЕЛ 2

Тема 4

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

4. Функции государства: понятие, содержание, признаки.

5. Классификация функций государства.

6. Формы и методы осуществления функций государства.

 

1. Функции государства: понятие, содержание, признаки

Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства (государственного управления обществом).

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на определенном этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Связь задач и функций государства выражается в следующем:

1) задача обусловливает само существование функций государства;

2) задача определяет содержание функций государства;

3) задача воздействует на формы и методы осуществления функций государства;

Признаки функций государства:

1) содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;

2) функции государства охватывают его деятельность в целом в отличие от функций различных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности.

Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций отдельных государственных органов.

В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение.

Для достижения цели необходимо решение конкретных задач. А это обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед обществом и государством определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, т.к. вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными.

Определяющими в соотношении задач и функций являются первые, а не вторые. Таким образом, задача включает в себя:

1) необходимость достижения какой-либо цели определенного характера;

2) необходимость определенного вида деятельности. Функции государства зависят от его задач, т.е. задачи обусловливают само существование функций, определяют их содержание, воздействуют на формы и методы их осуществления.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаковые функции. Хотя отличия в их содержании, а тем более в формах, и особенно в методах реализации, могут быть самыми различными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.465 с.)