Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акты применения права: понятие, признаки, видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным государственным органом в результате решения конкретного юридического дела. Признаки правоприменительного акта: 1) исходит от компетентных органов; 2) носит государственно-властный характер, обеспечивается и охраняется государством; 3) носит индивидуально-конкретный (персонифицированный) характер, так как адресован конкретным субъектам и рассчитан на конкретные обстоятельства; 4) рассчитан на однократное применение; 5) имеет определенную установленную законом форму. Отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых. Общие черты: 1) это правовые акты; 2) они принимаются и обеспечиваются компетентным (прежде всего государственным) органом; 3) выступают властными по характеру документами. Отличия индивидуально правоприменительного акта от нормативно-правового акта: 1) индивидуально правоприменительный акт принимается на основе нормативно-правового акта; 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативно-правовом акте, применительно к индивидуальной ситуации; 3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4) не является источником (формой) права; 5) рассчитан на однократное применение; 6) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Структура правоприменительного акта-документа: 1) вводная часть В ней фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства и лица, принимавшие в нем участие; 2) описательная часть Содержит указание на мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования; 3) мотивировочная часть Указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор правовых норм и принимаемое решение; 4) резолютивная часть Содержит окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормативно-правового акта и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в силу в целом, а не только одной резолютивной частью. Все составные части его находятся в единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение. Виды правоприменительных актов: 1) по форме: - указы, - приказы, - приговоры, - постановления, - решения, - распоряжения и т.д.; 2) по субъектам издания: - акты государственных органов, - акты органов самоуправления, - акты негосударственных органов; 3) по функции права: - регулятивные, - охранительные, 4) по юридической природе: - основные (выражают конечное решение юридического дела), - вспомогательные (подготавливают издание основных); 5) по предмету правового регулирования: - административно-правовые, - гражданско-правовые, - уголовно-правовые. 6) по характеру: - материальные, - процессуальные; 7) по правовым последствиям: - правообразующие, - правоизменяющие, - правопрекращающие; 8) по внешней форме выражения: - устные, - письменные; 9) в зависимости от действия во времени: - акты однократного действия (штраф), - длящиеся (регистрация брака, зачисление в вуз).
Пробелы в праве: понятие, признаки, Пути устранения и преодоления При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к аналогичному случаю, иногда обнаруживается пробел. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых правовых норм. Для того, чтобы быть уверенным, что правоприменитель столкнулся с пробелом, необходимо установить два условия пробельности: 1) данные фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Поэтому возникающие здесь вопросы должны разрешаться юридическими средствами. Компетентный орган обязан рассмотреть возникшее юридическое дело и вынести по нему решение. Причины пробелов: 1) объективные (появление норм общественных отношений, которые и не могут быть урегулированы законодателем в момент принятия нормативно-правового акта); 2) субъективные (законодатель не охватил формулировками нормативно-правового акта всех жизненных случаев, требующих правового регулирования, допустил недостатки в использовании юридической техники). Независимо от причин пробелы в праве – это дефект и явление нежелательные. Поэтому они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. До принятия правовой нормы преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса посредством применения права по аналогии. Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай. Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права возможна только тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При аналогии права важное значение имеют принципы права, которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому, правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные статьи Конституции. Применяя право по аналогии, правоприменительный орган должен сформулировать конкретное правило для данного случая. Однако это не является правотворчеством, так как правило создается для данного случая и не обладает общеобязательностью. Аналогия закона и аналогия права не применяются в уголовном и административном праве.
Правовые коллизии: понятие, виды, Способы разрешения Правовые коллизии – это противоречия между правовыми нормами (актами), регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Причины коллизий: 1) объективные: - в условиях отставания права от общественных отношений одни нормы устаревают, другие – появляются, не всегда отменяя прежние и действуя, зачастую, одновременно с ними; 2) субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативно-правовых актов и т.д.). Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными нормативно-правовыми актами (разрешается в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными нормативно-правовыми актами (разрешается в пользу законов); 3) между общефедеральными нормативно-правовыми актами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации: - если последний принят в пределах ведения, то действует он, - если последний принят вне пределов ведения субъекта Федерации, то действует общефедеральный акт; 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт); 5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: - если они приняты одним органом, то применяется последний, - если они приняты разными органами, то действует общий. Способы разрешения коллизий: 1) принятие нового нормативно-правового акта; 2) отмена старого нормативно-правового акта; 3) внесение изменений в действующие акты; 4) систематизация законодательства; 5) референдумы; 6) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда); 7) переговорный процесс через согласительные комиссии; 8) толкование норм права и др.
Тема 15. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
5. Толкование норм права: понятие, объект, этапы (направления), необходимость, значение. 6. Способы толкования норм права. 7. Виды толкования норм права. 8. Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.) |