Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимная ответственность личности и государства

Поиск

Взаимная ответственность личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст.ст.41 ч.3, 52, 53 Конституции Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст.57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

 

Социальная и юридическая защищенность личности

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).

В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающее важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться оттого правого нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами – неотъемлемая черта демократического государства.

Практика становления правового государства в России

 

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права – становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению, в том числе и с помощью создания правового общества. В этом начавшемся процессе – основа социального оптимизма.

РАЗДЕЛ 3

 

Тема 8.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

1. Происхождение права.

2. Основные теории происхождения и сущности права.

3. Сущность и назначение права в современном понимании.

4. Понятие и признаки права.

5. Принципы права.

6. Функции права.

7. Взаимодействие права с экономикой, политикой, религией.

8. Соотношение государства и права.

 

Происхождение права

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. И процесс этот имеет исторические параллели.

У разных народов и в разные эпохи возникновение права было связано с особенностями развития каждого народа.

Однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории общества народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждаются в определенной упорядоченности жизни людей. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения или социальных норм.

В первобытном обществе регулирование общественных отношений осуществлялось на основе мифов, ритуалов, религиозных норм, простейших норм морали, обычаев. Все эти нормы были мононормами, так как совпадали по содержанию. Наиболее распространенными и типичными были обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, которые в результате многократного их повторения вошли в привычку. Они обеспечивались мерами общественного воздействия и были консервативны по своей природе.

С появлением избыточного продукта, частной собственности, с расслоением общества, обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя оказались не способны играть роль регулятора общественных отношений, так как:

а) уже не существовало единства интересов всех членов общества;

б) примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли.

В силу экономических условий отношения раннеземледельческого классового общества требовали появления норм, которые бы:

1) могли формироваться людьми;

2) были четко определены по содержанию;

3) строго проводились в жизнь.

Такие нормы и представляли собой право. С их помощью экономические, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества.

Пути возникновения права

1. Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (правовые обычаи), охраняемые от нарушений государством.

Правовой обычай – это санкционированный (т.е. одобренный и охраняемый) государством обычай.

В период образования государства отдельные обычаи родового строя стали получать санкцию со стороны государства. За нарушение этих обычаев устанавливались меры государственного принуждения. На ранних стадиях существования государства обычное право представляло почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется правовыми законами государства.

Первые источники права в значительной степени представляли собой санкционированные обычаи:

- законы Хаммурапи (Вавилон),

- законы Ману (Индия),

- законы ХII таблиц (Древний Рим),

- Салическая правда,

- Русская правда и др.

2. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Это осуществляется в ходе правотворческой деятельности государства.

По мере установления общественных отношений государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей правотворческой деятельностью.

Постепенно законы становятся основной формой права.

3. Создание правовых прецедентов.

Правовые нормы могут возникать (особенно, если по данному конкретному вопросу отсутствует обычай или закон) в результате вынесения судебного решения.

Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает обязательную юридическую силу для аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах англо-саксонской системы права.

4. Рецепция права, т.е. использование правового опыта других стран.

"Рим трижды покорил мир: силой оружия, силой религии, силой права" (Иеринг).

5. Экспансия права – это распространение на колонизованные территории права метрополии.

Таким образом, право – это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.007 с.)