Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 7. Этапы и особенности конституционализма в России. Основы конституционного строя РФ.

Поиск

Конституционное право является важнейшей отраслью национальной правовой системы. Оно представляет собой совокупность правовых норм, которые учреждают систему государственной власти, принципы её функционирования, характер взаимодействия государства и гражданского общества, а также механизм защиты прав и свобод человека. Эти нормы придают легитимные, гарантированные основным законом, основания взаимоотношениям общества и государственной власти, наделяя каждого из субъектов этих отношений, как правами, так и обязанностями.

К фундаментальным принципам, которые закрепляются Конституционным правом, относятся суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, основы политической системы.

Источниками Конституционного права являются Конституция, федеральные законы, конституционно-правовые акты, принимаемые Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, декларации о национальном суверенитете, о правах и свободах граждан, Конституции и Уставы субъектов федерации.

Конституционно-правовые нормы, устанавливая основы экономической и политической системы государства, обладают особым учредительным характером. В соответствии с ними разрабатывается текущее законодательство, и осуществляется правовое регулирование. Как основной закон государства Конституция обладает особыми юридическими свойствами: верховенством, высшей юридической силой, прямым действием, стабильностью. Она подлежит особой правовой охране, не свойственной иным правовым актам.

Конституционное право стало складываться в ХVII-XVIII вв. в эпоху буржуазных революций. Тогда парламентами европейских стран были приняты первые конституционные документы, ознаменовавшие переход от абсолютизма к конституционной монархии или республике. Фундаментальными принципами новой государственности, пришедшей на смену абсолютизму, были провозглашены законность, разделение властей, народный суверенитет и др.

Возникновение конституционного процесса в России относится к началу XIX века, когда на российский престол вступил Александр I. К тому времени в империи назрел экономический и общественно-политический кризис, вызванный отсталостью государственного абсолютистского строя и крепостнической системы. Развивавшиеся буржуазные отношения настоятельно требовали отмены архаических устоев феодализма и реформирования основ российской государственности. Новый император провозгласил курс на либерализацию.

Разработка конституционных проектов начала XIX века связана с именем М.М. Сперанского – выдающегося государственного деятеля, ближайшего советника императора, одного из самых образованных людей своего времени. Идеалом государственно-политического устройства была для него конституционная монархия, при которой власть монарха приобрела статус подзаконной. При этом главным принципом организации власти М.М. Сперанский считал разделение властей. Законодательную власть он предполагал вручить двухпалатной Думе. Организация местного самоуправления, по его мнению, должна была строиться на основе коллегиального управления посредством представительных органов – губернских, уездных и волостных Дум.

Сперанский предлагал отменить крепостное право, но не выступал против сословного деления общества и сословных привилегий. Реализация либерального проекта, предложенного М.М. Сперанским, привела бы к модернизации государственно-политических устоев России и ликвидации основного архаизма феодально-крепостнической системы – абсолютизма. Однако из-за сопротивления консервативных политических сил планам Сперанского не суждено было сбыться.

Необходимость реформирования российской государственности на конституционных основаниях была очевидна многим представителям прогрессивной общественности. Несмотря на различия в правовых и политических взглядах М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина, Н.Н. Муравьёва, П.И. Пестеля и других представителей отечественного либерализма, все они стремились ввести принципы законности в функционирование органов власти с целью ограничения произвола монархии. На смену бесправным подданным, по их мнению, должны были прийти граждане, обладавшие правами и обязанностями. В это время были выработаны десятки конституционных проектов, но ни один из них не был реализован в политической практике.

После поражения России в Крымской войне и подписания унизительного Парижского мира в 1856 г. наиболее отчетливо проявилась отсталость самодержавного строя и крепостничества. Страна не могла далее развиваться без радикальных преобразований. Александром II, названным современниками "великим", бала проведена серия буржуазных реформ, способствовавших устранению феодальных пережитков и созданию благоприятных условий для развития прогрессивных буржуазных отношений. Среди них были отмена крепостного права, военная, судебная, губернская и земская реформы. Несмотря на свой ограниченный характер, они способствовали демократизации российского общества и формированию конституционных основ функционирования власти. Однако наступившая после убийства 1 марта 1881 г. Александра II политическая реакция прервала конституционный процесс в России.

Следующий этап истории российского конституционализма связан с событиями конца XIX-начала XX века, когда обострился социально-политический кризис, приведший к первой русской революции. Её важнейшим результатом стало подписание 17 октября 1905 г. Николаем II Манифеста, учредившего в России конституционную монархию и провозгласившего создание первого в истории страны представительного органа власти - Государственной Думы. Этот исторический документ даровал россиянам права и свободы, включая избирательное право, и легализовал многопартийность. Законодательным органом власти провозглашалась Государственная Дума, формировавшаяся на основе выборности. Тем самым закладывались основы политического плюрализма в стране, что является важнейшим принципом существования гражданского общества и правового государства.

После завершения революции 1905-1907 гг. наметилась тенденция к сокращению полномочий Государственной Думы и введению ещё более консервативной избирательной системы.

Становление российского парламентаризма сопровождалось рядом объективных и субъективных трудностей. Традиции российского самодержавия насчитывали многие столетия, что обусловило огромную силу сопротивления прогрессивным тенденциям. Самодержавие опиралось на дворянство и другие консервативные слои общества, обладавшие огромными финансовыми возможностями и политическим влиянием. Бюрократическое чиновничество также тормозило развитие прогрессивных политических и экономических явлений. Устойчивость абсолютистских традиций объяснялась отставанием России в социально-экономическом развитии, длительным сохранением феодально-крепостнических пережитков. Поэтому буржуазия как оппозиционная самодержавию сила и носительница конституционных настроений стала складываться здесь гораздо позже, чем в Европе. Буржуазно-демократическая революция, прекратившая существование в России абсолютизма, произошла лишь в 1905 г. Важным обстоятельством, препятствовавшим становлению российской традиции конституционализма, был особый тип общественного сознания и его важнейшей составляющей – правосознания. Тоталитарный тип мышления, патернализм, правовой нигилизм, общинность и соборность обусловили господство отношений подданничества и подчинения, которые препятствовали формированию гражданских идеалов.

Во время Февральской революции 26 февраля 1917 г. Николай II отрёкся от престола, и управление страной перешло к Временному правительству, большинство в котором составляли представители либерально-демократических партий. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. Временное правительство взяло курс на подготовку конституционной реформы и созыв конституционного совещания. Однако глобальный кризис, вызванный войной, не позволил демократической власти реализовать свою альтернативу.

После прихода к власти большевистских сил в стране произошло свертывание демократических традиций и установление тоталитарной диктатуры.

В советский период конституционная история была представлена конституциями 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Это были советские социалистические конституции. Провозглашенные в них демократические принципы носили декларативный, формальный характер.

Дальнейшая история российского конституционализма связана со сменой модели общественного развития в конце 80-х годов, когда был провозглашен курс на формирование в российском геополитическом пространстве правового государства и рыночной экономики. Важнейшим фактором становления подлинно демократической государственности и гражданского общества стала конституционная реформа.

Конституционная реформа предполагает изменение основных институтов конституционного строя и переустройство государственных органов. Она отражает общую тенденцию к прогрессу, и, в отличие от революционного процесса, носит созидательный характер.

Новая конституция России была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет приоритетное значение по отношению к конституциям субъектов федерации и другим нормативно-правовым актам. Она обладает высшей юридической силой и прямым действием. Все граждане обязаны соблюдать Конституцию, а законы и другие правовые акты, принимаемые на территории РФ, не должны ей противоречить. Конституция является фундаментом правовой системы, направляющей силой в развитии законодательства. Её отличает особый порядок пересмотра и внесения поправок.

Конституция РФ состоит из введения и двух разделов. Первый включает собственно Конституцию и состоит из 9 глав. Второй раздел посвящён "Заключительным и переходным положениям". Здесь речь идет о прекращении действия прежней конституции, о соотношении конституции и Федеративного договора, о порядке применения законов и иных правовых актов, действовавших прежде. Конституционный строй – это система регулируемых Конституцией экономических, политических, социальных, правовых и нравственных отношений, обеспечивающая подчинение государства и любого лица справедливым, цивилизованным предписаниям. Основная задача Конституции заключается в закреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права.

Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции, закрепляющая демократизм, народный суверенитет, разделение властей, республиканскую форму правления, местное самоуправление, правовое государство, федерализм, а также приоритетный характер прав и свобод граждан. Являясь основами российской государственности, эти принципы могут быть изменены только в особом порядке, предусмотренном 16 статьёй Конституции.

К основам конституционного строя относятся федерализм и суверенность Российского государства, а также республиканская форма правления с сильной президентской властью.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на равноправии и самоопределении народов.

Первая статья Конституции закрепляет демократический, правовой характер российского государства, в котором народ является носителем суверенитета и единственным источником власти.

Принципиальное значение для существования демократического режима в Российской Федерации имеет принцип разделения властей, закрепленный в 10 статье основного закона. Он предполагает, что законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом. Исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом. Судебные органы обладают в соответствии с Конституцией независимостью от исполнительной и законодательной властей. Ни одна из ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой, а споры относительно разграничения полномочий и объёма компетенции разрешаются в судебном порядке.

Принцип разделения властей предусматривает систему сдержек и противовесов, направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении. Принцип разделения властей призван обеспечить рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур, а следовательно, повышение эффективности всего механизма управления.

Важным признаком и одновременно гарантией демократизма государственно-политической системы является многопартийность, представляющая собой основу парламентской демократии. Если в советский период, характеризовавшийся однопартийностью, легально существовала лишь одна партия - КПСС, то в современной России присутствует несколько десятков партий. Партии, ориентирующиеся на работу в представительных органах, называются парламентскими. Они выступают составной частью механизма народовластия, и их функции в этом качестве закреплены в Конституции или в иных законодательных актах.

Государство обязано гарантировать равенство политических партий в борьбе за власть независимо от их численности и влияния, а политические партии в свою очередь должны добиваться осуществления программных целей только на основе закона, нести ответственность за свою политическую деятельность, политическую деятельность органов партии, ее руководителей и должностных лиц. Формирование многопартийности началось в России в конце 80-х г.г. когда стали складываться оппозиционные КПСС политические течения. В начале 80-х гг. были учреждены первые альтернативные партии: Российская социал-демократическая партия (О. Румянцев), Либерально-демократическая партия (В. Жириновский), Демократическая партия (Н. Травкин), Христианско-демократическая партия и др.

Сегодня наиболее влиятельными политическими партиями, представляющими интересы своих избирателей, являются: Единая Россия, Либерально-демократическая, Коммунистическая.

В специфических условиях незавершенности формирования многопартийности в России, выбор формы правления с сильной президентской властью, наделение главы государства широкими полномочиями по формированию правительства представляется наиболее оптимальным, и является стабилизирующим фактором.

Помимо конституционных основ государственного строя и политической системы Конституция закрепляет основы экономической и социальной систем.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает свободную конкуренцию, принимая меры к предотвращению монопольных привилегий.

Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансов. В Российской Федерации действует Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на создание условий, способствующих эффективному функционированию товарных рынков. Закон предусматривает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Законом охраняется частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.

Конституционное регулирование определяет главной задачей юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Седьмая статья Конституции провозгласила Российскую Федерацию социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный прожиточный минимум. Оно предусматривает в этой связи в качестве одного из основных право на труд как право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция гарантирует это право, предусматривая защиту от безработицы.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства. Она направлена на регулирование отношений между социальными группами и индивидуумами, связанных с изменениями в социальной структуре общества и ростом благосостояния граждан. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования.

Главная задача социальной политики Российской Федерации – достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является охрана труда. Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу. Оно гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т.д.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается охрана здоровья граждан. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

Важным инструментом проведения социальной политики государства являются социальные службы, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости; обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т.д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется: реформированием пенсионной системы, ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.01 с.)