Лекция № 2. Форма государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 2. Форма государства.



Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, (1883-1954г.г.) форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

Форма государства – это достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением – форма правления;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями – форма государственного устройства;

в) методы и способы осуществления государственной власти – государственный режим.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и государственными органами на местах; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия – это государство в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.

Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной власти-монарха;

2) монарх как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;

3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить государства - Оман, Бутан, Бруней.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии сегодня - Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы сегодня Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика – это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Признаки республики следующие: 1) выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти; 2) осуществление государственной власти от имени народа; 3) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 4) обязательность решений верховной государственной власти.

Основными видами республик являются: президентская, парламентская и смешанная.

Президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент и парламент избираются народом. Родина президентской республики - США.

В условиях парламентарной республики президент является только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

Во второй половине ХХ века во Франции возникла смешанная полупрезидентская республика. Глава государства – президент избирается народом как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. Россия также является полупрезидентской республикой.

Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков: 1) единая конституция; 2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система); 3) единое гражданство; 4) единая система права; 5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль, и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй — Россия.

Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедерация — это «государственный союз государств». Иными словами, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором образующие его государства сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. перед законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, антигитлеровская коалиция, НАТО.

Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее, можно выделить и общие характеристики имперских систем: 1) обширная территориальная основа; 2) сильная централизованная власть; 3) стремящиеся к экспансии элиты; 4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп; 6) разнородный этнический и культурный состав.

На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система –Китай.

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок, представляющий собой совокупность методов и способов осуществления государственной власти, именуется государственным режимом. Его не следует смешивать с понятием политического режима, который значительно шире.

Для абсолютной монархии характерен полуфеодально-теократический политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим, а государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

В условиях парламентарной монархии и парламентарной республики возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм.

В президентской и смешанной (полупрезидентской) республиках принцип разделения властей проведен достаточно последовательно. Ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую. Государственный режим при этих формах правления только дуалистический.

Наконец, в условиях советской республики, где реальная власть принадлежала на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета, действовал партократический государственный режим. Сегодня он наблюдается только в четырех странах - Вьетнаме, Китае, Северной Корее (КНДР) и на Кубе.


Схема №1.2.


 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.017 с.)