Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 2. Форма государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, (1883-1954г.г.) форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. Форма государства – это достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства. Таким образом, понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением – форма правления; б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями – форма государственного устройства; в) методы и способы осуществления государственной власти – государственный режим. Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Форма правления показывает как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и государственными органами на местах; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия – это государство в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются: 1) существование единоличного носителя верховной власти-монарха; 2) монарх как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству; 3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; 4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства. Примером абсолютной монархии сегодня могут служить государства - Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической. В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции. Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии сегодня - Иордания и Марокко. В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы сегодня Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония. Республика – это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Признаки республики следующие: 1) выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти; 2) осуществление государственной власти от имени народа; 3) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 4) обязательность решений верховной государственной власти. Основными видами республик являются: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент и парламент избираются народом. Родина президентской республики - США. В условиях парламентарной республики президент является только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония. Во второй половине ХХ века во Франции возникла смешанная полупрезидентская республика. Глава государства – президент избирается народом как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. Россия также является полупрезидентской республикой. Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации. Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный. Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков: 1) единая конституция; 2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система); 3) единое гражданство; 4) единая система права; 5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль, и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др. Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Отличительные признаки федеративного государства следующие: 1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза); 2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации); 3) субъект федерации имеет право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций); 4) субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную системы; 5) одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства (каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего субъекта федерации); 6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия. Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй — Россия. Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны). Если федерация — это союзное государство, то конфедерация — это «государственный союз государств». Иными словами, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерация представляет собой союз, в котором образующие его государства сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций. Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. перед законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, антигитлеровская коалиция, НАТО. Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции. Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее, можно выделить и общие характеристики имперских систем: 1) обширная территориальная основа; 2) сильная централизованная власть; 3) стремящиеся к экспансии элиты; 4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп; 6) разнородный этнический и культурный состав. На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система –Китай. Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок, представляющий собой совокупность методов и способов осуществления государственной власти, именуется государственным режимом. Его не следует смешивать с понятием политического режима, который значительно шире. Для абсолютной монархии характерен полуфеодально-теократический политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом. Для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим, а государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. В условиях парламентарной монархии и парламентарной республики возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. В президентской и смешанной (полупрезидентской) республиках принцип разделения властей проведен достаточно последовательно. Ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую. Государственный режим при этих формах правления только дуалистический. Наконец, в условиях советской республики, где реальная власть принадлежала на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета, действовал партократический государственный режим. Сегодня он наблюдается только в четырех странах - Вьетнаме, Китае, Северной Корее (КНДР) и на Кубе. Схема №1.2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.012 с.) |