Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенитет государства. Проблемы понимания суверенитета.

Поиск

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст. 11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что "власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться" Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 241-246, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Право и мораль.

Правовые и моральные нормы имеют общее целевое назначение - воздействие на поведение людей. Право и мораль лежат в одной плоскости. Оба этих института нормируют поведение человека в отношении других людей с социальной точки зрения. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют социальное происхождение и социальную поддержку Вместе с тем, право и мораль являются различными социальными регуляторами, каждый из которых обладает особой спецификой.

Правовые нормы имеют широкий диапазон действия. Вне правовых норм оказываются сравнительно небольшие сферы общественных отношений, регуляторами которых выступают нормы морали и религиозные нормы.

Правовые нормы функционируют в самых разных сферах предметной деятельности людей. Действие чисто моральных регуляторов распространяется на небольшой круг общественных отношений, таких как любовь, дружба, сострадание, взаимопомощь.

Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношение друг к другу и обществу, к определенному классу, социальной группе, государству и поддерживающихся личными убеждениями, традицией, воспитания, силой общественного мнения.

Нормы права допускают гораздо большую свободу и способность к видоизменениям нежели нормы морали. Общественные взгляды меняются гораздо медленнее, общественное мнение отличается большей устойчивостью, чем право, поэтому требованиям морали свойственно большее постояннство. Напротив, правовая санкция находится в руках законодателя. Сегодня - осуждается один тип поведения, завтра - другой, прямо противоположный. Если в действительности резкие колебания довольно редки, то это объясняется тем, что законодатель не в состоянии оторваться от окружающей среды.

Нормы права и морали не отделены друг от друга непреодолимой преградой. Если моральная норма, охраняемая общественным мнением будет снабжена юридической санкцией и обеспечена государственным принуждением, то эта норма, не переставая быть моральной, становится в то же время правовой нормой. Наоборот, если норма права лишается юридического обеспечения, то она, если встретит поддержку общества, станет моральной нормой, если же такой поддержки не встретит, то потеряет всякое значение.

Необходимо отметить, что нет таких сфер, где действовали исключительно нормы права или нормы морали. Единство действия права и морали обусловлено единством целей, а именно воздействием на поведение индивида. Мораль и право имеют общее функциональное назначение - они формируют стандарт, модель поведения. Нормы права запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещанного. То же буквально повторяют нормы морали. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму морали и норму права, приводит и к правовому и моральному осуждению. Таким образом, сферы действия морали и права не обособлены, между ними существует общность и тесное взаимодействие.

Для права и морали характерно структурное единство. И право и мораль имеют одинаковую структуру - в обоих видах норм есть указание на условия действия нормы, сформулировано само правило поведения, а также указаны последствия за неисполнение нормы. То есть структура права и морали тождественна.

Право и мораль являются фиксацией объективной действительности, выступают в качестве своеобразной системы оценок объективной реальности. Кроме того, право и мораль формулируют, закрепляют ценности, определяют приоритет каких-либо установок.

И право и мораль представляют собой модель поведения. При этом право не затрагивает мотивов поведения человека. Мораль же направлена на регулирование мотивации поведения людей, требует внутреннего самоопределения личности. Моральная свобода означает, что человек внутренне оценивает свое поведение, мотивирует и оправдывает свои действия.

Право и мораль имеют все же глубокое отличие. Право характеризуется тесной связанностью с государством. Государство - это основной источник появления правовых норм, государство устанавливает или санкционирует правовые нормы. Мораль всегда исходит от общества. Каждый народ, а также отдельные категории населения могут обладать своей моралью. Право действует на всей территории государства, едино для всех его граждан.

Право всегда формализовано. Оно обязательно содержится в соответствующих документальных актах. Мораль не имеет строго определенных форм выражения. Моральные нормы зависят от конкретно-исторических условий, могут содержаться религиозных заповедях, устных преданиях, обычаях.

Право обеспечивается принудительной силой государства. Государство располагает аппаратом принуждения, с помощью которого обеспечивается реализация правовых норм. Мораль располагает силой общественного мнения. Именно общественное мнение является обеспечительным средством соблюдения моральных норм.

Право и мораль обладают различными санкциями. Для права характерно воздействие на внешнюю сторону жизни человека. Право, в случае совершения правонарушения применяет меры воздействия, связанные с определенными лишениями. Моральное осуждение может вызывать внутренние переживания человека.

Необходимо отметить, что по своей сути право все же является категорией этической. Не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций допустимого или недопустимого. С другой стороны, мораль отдельных социальных групп может противостоять праву. Более того, право может запретить то, что могут требовать нормы морали. Такое столкновение между правом и моралью возможно потому, что право вырабатывается только частью общества и навязывается всему обществу посредством использования власти.

Право и мораль влияют друг на друга. Так мораль может сдержать государственный произвол, право всегда находится под влиянием нравственности. В то же время правовые установки могут изменять нравственные устои общества.


16. Признаки и понятие государства.

Философская категория «сущность» означает начало понимания всех вещей. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность государства означает выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии выявить его назначение, понять для чего оно необходимо.

История человечества позволила создать множество концепций о сущности государства. Например, в сознании древних китайцев государственность представлялась «поднебесной», верховной всеобщностью, а древние греки воспринимали государство как соединение многих людей, связанных между собой общностью интересов и согласием в вопросах права. Примечательно, что русский народ - народ негосударственный. Он отделил себя от государства, предоставив тем самым правительству неограниченную верховную власть. Славянофилы признавали опорой государства нравственную связь людей. Их взгляды послужили созданию концепции евразийского или гарантийного государства. По мнению основателя теории евразийского государства западная индивидуалистическая трактовка права и правового государства неприемлема для России.

По мнению русского философа Б.Н. Чичерина (1828-1904) государство - это не учреждение, а союз народа, граждан, живущих по общим законам. Государственный союз управляется верховной властью для общего блага. В этой трактовке чувствуются отголоски теории общественного договора, солидаризма. Маркс, Энгельс, Ленин видели сущность государства в его классовой природе. Государство рассматривалось как продукт непримиримости классовых противоречий. Однако примечательно, что уже в 70-е годы в советской правовой литературе при рассмотрении характера государства акценты сместились от сугубо классового понимания сущности государства в сторону трактовки его как общеполитического института. Уже тогда некоторые авторы называли государство политической организацией общества, чье существование обусловлено социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел», а также необходимостью организации легализованного принуждения, выполняющего в определенной степени функции арбитража.

В юридической и политологической литературе государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая власть, придающая праву общеобязательное значение.

Государство - это объективная организация, связующее звено между индивидами и группами людей. Оно влияет на направление деятельности людей, социальных групп, организаций, упорядочивает общественные отношения. Почему именно государству, а не какому-нибудь другому институту присуща такая способность? Дело в том, что государство обладает таким признаком как публичная власть. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, карательными органами. Авторитет государства основывается на его власти и силе. Оно выступает как регулятор между классами и социальными группами. Социальные группы с их противоречивыми интересами останутся всегда, следовательно, государство необходимо для того, чтобы быть арбитром, стабилизирующей силой общества. Назначение государства состоит в том. чтобы управлять, воздействовать на эти группы. Иногда сущность государства ограничивают деятельностью государственного аппарата. Это не совсем так. Государство не противостоит обществу, оно обеспечивает свободу и безопасность своих граждан. Просто общая воля государства превалирует над частной волей.

Еще одной принципиально важной характеристикой государства. его признаком является то, что оно представляет собой территориальную организацию общества. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их племенной или национальной принадлежности. Государство имеет свою территорию, определяет её границы, разделяет её на адмнистративно-территориальные единицы и защищает от нападения из вне. Постоянное население данной территории, как правило имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за её пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц без гражданства, хотя они имеют особое правовое положение. Территория - это главный объединяющий фактор, придающий целостность. На территорию государства распространяются нормы права, следовательно территория государства подпадает под его юрисдикцию.

Для содержания публичной власти, государственного аппарата, а также для решения общих дел необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде налогов и сборов. Существование налогов и сборов также является существенным признаком государства.

Суверенитет – признак государства. Теория суверенитета получила впервые свое развернутое толкование и попытку научного объяснения в учениях естественного права - Ж. Бодена(1530-1596), Т. Гоббса (1588-1679), Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Представители естественно- правовой доктрины исходили в этом вопросе из двух моментов: 1) из факта существования общества и 2) существования власти, обеспечивающей достижение единых целей общества. Оба этих момента служили в то же время определяющими критериями государства.

Все философы естественного права сходились на том, что суверенитет всегда считался присущим самой идее государства и его неотъемлемым атрибутом. Поэтому понятие государство не разделялось с понятием суверенитета.

Великий немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) рассматривал государство в его целостности, как единый целостный организм. Суверенитет по мнению Гегеля выражается 1) в особых функциях и власти государства и 2) преобладании целостной власти государства над волей индивидов. Суверенитет по Гегелю не означает деспотизма, но это превалирование целого над частным.

Для австрийского ученого Г. Кельзена(1881-1973) суверенитет государства означает суверенитет права. Государство - это правопорядок. Кельзен считал, что государство есть само по себе высшая цель, и задача государства состоит в организации, самосохранении и безопасности общества.

Все теоретики суверенитета сходятся на том, что главное в суверенитете - это власть. Суверенитет государственной власти состоит в том, что она является единственным органом социального принуждения. Принуждение составляет абсолютную монополию государства. Ему принадлежит право наказания, принудительного удовлетворения притязаний. Государственная власть достигает главенства над всеми субъектами общественных отношений. Свобода индивидов простирается до тех пор, пока не начинается прерогатива государственной власти.

Верховная власть при суверенитете едина и всеобъемлюща. Совокупность принадлежащих ей прав представляют полновластие внутреннее и внешнее. Юридически она ни чем не ограничена, не подчинена ничьему суду. Ведь если бы такой суд существовал, то верховная власть принадлежала бы ему. Всякие ограничения носят только нравственный, а не юридический характер.

Полновластие не означает, что верховная власть принадлежит какому-либо одному субъекту. Субъект власти может быть коллективным. Власть может строиться на различных принципах - монархии, демократии, олигархии и др. Конечно, в обществе могут присутствовать различные политические течения, например, в монархическом государстве могут господствовать демократические настроения. Но господствующая идея должна существовать, иначе может возникнуть гражданская война, опасность гибели государства.

У верховной власти есть определенные проявления: законодательная власть, исполнительная и судебная власть. Но эти проявления имеют смысл как проявление единой силы.

Важным является вопрос о соотношении суверенитета и плюрализма. На этот счет существуют разные теории, например, теория дистрибутивного суверенитета. В соответствии с ней, существенной чертой федерализма является разделение власти между центром и составляющими частями федерации: части уступают свою долю власти центру, а центр передает частям некоторую власть. В этом просматривается «договорная теория» государства. При дистрибутивном суверенитете важное значение имеет баланс сил между субъектами федерации, они должны обладать строго определенной частью суверенитета.

Говоря о суверенитете, выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний означает, что никакая иная сила кроме государства не имеет права издавать общеобязательные властные веления и применять принуждение. Внешний суверенитет характеризует государство как целостный и самостоятельный субъект международных отношений.

Наряду с суверенитетом государства в философской и юридической литературе используются термины «суверенитет народа» и «суверенитет нации».

Суверенитет народа означает право народа, проживающего на территории государства определять свою судьбу, свой путь государственного строительства. Народ избирает государственный строй, правительственные органы и органы местного самоуправления, имеет право решать вопросы территории. В Декларации независимости США 1776 г. говорилось: народ имеет право на свержение правительства, если его политика противоречит интересам народа. Следует сказать, что Гегель не признавал суверенитет народа, отмечая, что народ суверенен только тогда, когда является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет государство. Народ без государства - это бесформенная масса.

Суверенитет нации включает в себя вопрос о праве нации на самоопределение. Но в государстве - национальный вопрос не должен быть главенствующим, иначе это приводит к национализму и шовинизму. Интересы нации должны решаться в рамках государственных интересов.

К числу признаков государства относится возможность издавать законы. Т.Н. Радько указывает, что «государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью, издавать правовые акты – обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение». Деятельность по изданию нормативных актов – исключительная прерогатива государства. Никакая другая сила, организация не способны это сделать, так какие обладают для этого необходимыми атрибутами власти, а именно аппаратом управления и принуждения.

Как и всякое явление, государство внутренне противоречиво. Как уже говорилось, в любом обществе имеются противоречия между классами и социальными группами. Эти противоречия были всегда, и государство в большей мере отражает интересы той или иной социальной группы. Кроме того, в государстве существует противоречие между частным интересом и интересом целого - государства и чтобы обеспечить свободу всех, необходимо ограничить свободу одного человека. Однако на разных стадиях эти противоречия меняются. Сейчас государство заявляет, что оно защищает интересы всех. Но это заявление отражает лишь общую направленность развития государства. В последнее время все больше внимания уделяется конкретному индивиду, обращение к интересам конкретного человека.

Таким образом, можно дать следующее определение государства. Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, существующим за счет налогов и сборов с населения, издает обязательные властные веления.

Вопрос о сущности государства не решался однозначно. Существуют различные взгляды и концепции по поводу раскрытия сущности государства, на некоторых из которых следует остановить внимание.

Представители течений анархизма видели сущность государства в насилии. Понятия «насилие» и «государство» отождествлялись. Анархисты рассматривали государство как карающий понуждающий орган. М.А. Бакунин (1814-1876) отмечал, что государство - это и есть насилие, порой скрытое, а порой жестокое и бесцеремонное. Такое восприятие государства искаженно. Насилие может иметь место как рычаг налаживания цивилизации. В этом случае оно приемлемо, но отнюдь не универсально. Государство должно осуществлять власть, но совсем не обязательно посредством насилия.

Иногда государство отождествляется с правопорядком. Согласно нормативизму - «чистой теории права», государство - это и есть правопорядок. Правовой порядок способен обеспечить дисциплину социальных связей, очерчивает свободу лица в границах дозволенного. Право не просто формулирует запрет, но и воздействует на людей, регулирует их поведение через сознание, через осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Право регулирует поведение граждан, определяет полномочия государственных органов. Но оно является не эксклюзивным атрибутом государства. Государство праводостаточно до определенных пределов, а именно до вступления на авансцену народной силы. Право может отступать перед патриотической национальной оппозицией. В критические моменты государство способно пожертвовать правовыми началами, в то время как народными началами оно не жертвует никогда.

Некоторыми учеными - философами и правоведами государство приравнивается к этносу, рассматривается как модель этнократии. В соответствии с этой концепцией государствообразующим признаком является «чистота крови», принадлежность к этносу. Выдвигается лозунг: государство принадлежит людям определенной национальности. Однако против такого подхода восстает вся социальная практика. На достаточно большой территории нельзя соблюсти чистоту нации ввиду множественности связей и их интенсивности. Кроме того, опыт свидетельствует, что государство - это машина для перемалывания этносов, оно стимулирует формирование межэтнических и надэтнических общностей. Известные до сих пор попытки совместить государство с этносом приводили к геноциду и политическому экстремизму.

Представители исторического материализма рассматривали государство как класс. Если выше рассмотренная концепция утверждала, что субъектом государственности является этнос, то сторонники этой теории утверждают, что субъектом государственности являются классы. Доклассовый и догосударственный период отождествляются. Утверждается, что с классовой дифференциацией формируется и государство и своим становлением оно обязано аппарату принуждения. До появления классов господствовал «золотой век», но с появлением классов возникает государство как продукт непримиримости классовых противоречий, как машина для угнетения. Такое утверждение не является истинным. Государство - это не машина для угнетения. Государство - это способ организации совместной жизни классов, это инструмент баланса сил. Государство сильно внутренним миром, защищенными гражданами. Поляризация государства - верный признак его деградации и упадка.


17. Право и религия.

Как уже говорилось, в процессе жизнедеятельности люди вступают а определенные отношения, следовательно возникает потребность регулирования их взаимоотношений. Вначале появляются мононормы, которые еще не дифференцируются на моральные, религиозные, правовые. Мононормы не давали преимущества одному члену рода перед другими, они закрепляли первобытное равенство, хотя суть этого равенства - поглощение человека обществом, жесточайшая регламентация жизни. В целесообразности определенных правил, запретов, предписаний люди убеждались на практике. Со временем возникает потребность подкрепить установленные правила авторитетом высшего божества, которое может послать кару на их нарушителей. В примитивных обществах религия выполняла функции объяснения и легитимации социальных норм. Постепенно религиозное сознание глубже проникает в сознание членов общества. Религия становится главным регулятором общественной жизни. В первобытнообщинных обществах была велика роль жрецов, которые брали на себя функции толкователей воли богов и оказывали существенное воздействие на жизнь всего племени.

С развитием общества, переходом к государству роль религии усиливается. В странах восточной деспотии религия становится главным социальным регулятором, где механизм этого регулирования отличается нерасчленностью. В странах восточной деспотии наблюдалась сакрализация личности монарха, он обожествлялся, считался полубогом. Так, в Китае титул императора звучит как Сын неба. По сути дела нет ни одной правовой системы древности, которая бы не включала в себя религиозных предписаний. Особенно четко можно это проследить на примере индусского права, которое представляло собой неразрывную взаимосвязь религии и права. Нормы индусского права носят одновременно правовой и религиозный характер, и сами нормы содержатся в религиозных источниках. Индуизм представляет собой систему тщательно разработанных правил, которые детально регламентировали общественную жизнь и жизнь отдельных людей.

В античном обществе различали религиозные и правовые нормы, так, различали понятие «преступление» и «грех». Тем не менее правовые системы Древней Греции и Древнего Рима были также тесно связаны с религией. Например, оскорбление весталок, жриц богини Весты считалось серьезным преступлением и одновременно нарушением религиозных норм.

В период средневековья правовые системы также имеют тесную связь с религией. Прежде всего, это относится к мусульманским странам, где право и религия составляют единое целое. Даже само название - мусульманское право указывает на эту теснейшую связь. Здесь основным источником права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Они представляют собой божественное откровение, которое не подлежит изменению со стороны людей. Допускалось только толкование этих священных источников.

Тесная связь права и религии существовала в феодальных обществах. Так в ведение церкви отдавалась регламентация брачно-семейных отношений. В этот период получает развитие каноническое право, то есть совокупность религиозно-правовых норм, регулирующих внутрицерковные отношения и преступления против религии и церкви. Церковная юрисдикция имела очень широкое распространение, особенно в XII- XIII вв. В Италии существовала территория, куда распространялась светская власть римских пап. При этом церковная юрисдикция не ограничивалась рамками одного государства.

В эпоху Возрождения борьба буржуазии против феодальных устоев имела также религиозную окраску. В XVI в. велась ожесточенная борьба против католичества. Мартин Лютер, Жан Кальвин провозгласили новую религию - протестантизм, которое стало самостоятельным течением христианства.

Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в рамках отдельных культур, различных религиозных системах. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Так, в современный период мусульманское право в своей сути мало чем отличается от средневекового. Системы традиционного права проникнуты религиозными началами. В современных Западноевропейских системах право и религия не противоречат друг другу. Нормы права зачастую находят в религии нравственную опору. Следует отметить, что разрушение религиозных основ где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия.


18. Концепция разделения властей: ее сущность и критика.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л.Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга". Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие". Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий".

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание... ". Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти (что видно из приведенных цитат). В наше время, как правило, "законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей".

Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монте<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.016 с.)