Проблема взаимоотношений государства и Церкви. Западная и Восточная Христианские Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимоотношений государства и Церкви. Западная и Восточная Христианские Церкви.




22. Предмет правового регулирования.

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения. На каждом конкретно-историческом этапе должна быть достаточно полно определена сфера правового регулирования. В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, то с неизбежностью возникает угроза хаоса, произвола, непредсказуемости. Если сфера правового регулирования расширена (в данном случае речь может идти о тоталитарном государстве), то это приводит к социальной пассивности граждан, готовности возлагать ответственность на государство.

Таким образом, предмет правового регулирования - это сфера действия права, это разнообразные общественные отношения, которые составляют непосредственный объект воздействия права. Предмет правового регулирования образуют те общественные отношения, которые носят волевой характер. Право регулирует именно волевую сторону жизни людей. Отношения или действия, не зависящие от сознания людей, право регулировать не в состоянии. С другой стороны, предмет правового регулирования образуют такие общественные отношения, которые могут быть опосредованы при помощи юридических средств. Правовое регулирование достигает своих целей лишь тогда, когда с помощью специфических правовых средств оказывается возможным подвергнуть данные отношения внешнему контролю и вызвать к жизни такое поведение, которое требуется правом. Общественные отношения, регламентируемые правом, способны непосредственно, то есть сразу, немедленно вслед за наступлением необходимых жизненных обстоятельств, предусмотренных в юридической норме, реагировать на правовое воздействие. С.С. Алексеев считает, что в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки: 1) Это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и общесоциальные интересы; 2) В отношениях, составляющих предмет правового регулирования, реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого; 3) эти отношения строятся на основе соглашения выполнять определенные правила, признание обязательности этих правил; 4) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена государственной силой.

У предмета правового регулирования существуют объективные пределы. Общественные отношения не могут быть целиком урегулированы в правовом порядке, так как юридические нормы регламентируют общественную жизнь только через волевую сторону. Ряд общественных отношений не может быть предметом правового регулирования, так как данное поведение людей не допускает внешнего контроля и не может быть инициировано с помощью юридических средств, то есть право не может в данном случае «заставить» что-либо делать. Это касается отношений дружбы, любви, внутрипартийных отношений и т.д.

Существует мнение, что право может регулировать те общественные отношения, которые требуют правового регулирования, то есть они не могут существовать или развиваться без помощи права. В разное время различные общественные отношения не могли обходиться без правового регулирования. История правовой жизни показала, что в сферу правового регулирования, как правило, входили три группы общественных отношений.

К первой группе относятся отношения людей по обмену ценностями как материальными, так и нематериальными. Здесь наиболее ярко выражается возможность и необходимость правового регулирования. Ко второй группе относится властное управление обществом, которое должно реализовываться по строгим правилам, обеспеченным силой государственного принуждения. Наконец, к третьей группе относится обеспечение правопорядка. Нормы, регулирующие эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления.

Итак, говоря о предмете правового регулирования следует иметь ввиду три момента: 1) право не может и не должно регулировать все общественные отношения. При этом, объект или предмет правового регулирования может меняться. Надо сказать, что в тоталитарных государствах естественные пределы правового регулирования шире, чем в демократических государствах; 2) право воздействует на жизнь людей через субъективную сторону, то есть через волевые действия людей; 3) право должно активно воздействовать на экономические и иные отношения, вплоть до инициирования новых отношений.

Таким образом, предмет правового регулирования - это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регулирования.


23. Правопонимание. Позитивистские концепции.

Для юридического позитивизма характерны следующие черты:

1) Правом являются те веления, которые исходят от власти.

2) Право имеет определённую форму, может существовать в виде законов, подзаконных актов и так далее.

3) Право всегда создаётся в соответствии с определённой процедурой.

Суть юридического позитивизма состоит в том, что под правом понимается не содержание, а форма.

Позитивизм впервые возник в Англии и был сформулирован англичанином по имени Джон Остин.

Гарантии содержания права, гарантии от диктатуры, от злоупотребления государства, являлась мораль, религия, традиция, наличие гражданского общества, правовая культура.

Правовые документы могут исходить от государственной власти, как от законодательного органа (парламент), так и от судебного органа. В Англии судебное правотворчество.

Юридический позитивизм отвергает естественное право, но при этом не спорит с тем, что есть высшие человеческие ценности, просто эти ценности не являются правовыми (на них нельзя сослаться в решении суда).

 

Одной из разновидностей позитивизма является социологический позитивизм.

Основоположником социологического позитивизма является Огюст Конт (середина XIX века, Франция).

Социологический позитивизм утверждает, что государство не может издавать правовые нормы, поскольку правовые нормы складываются постепенно в процессе практической жизни людей. И в ходе обыденной жизни люди сами приходят к каким-то нормативам.

Если норма получает признание со стороны общества и общество добровольно ей следует, то такая норма называется правовой нормой независимо от того, признаётся ли эта норма государством или не признаётся, внедрилась ли она в общество или не внедрилась.

Если источником права признаётся веление государства в позитивизме, то в социологическом позитивизме нормами признаются договоры, сложившиеся торговые обычаи, уставы и т.д.


24. Понимание субъективного права.

Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения.

В трактовке субъективного права имеются два подхода, в зависимости от существующего в юридической науке и практике правопонимания.

Первый из них связан с существующей характеристикой права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию.

Представители естественно-правовой теории происхождения и трактовки права считают, что субъективные юридические права – следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений. Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые затем должны получить официальное признание (санкционирование) со стороны государства или же судебную защиту.

Субъективное юридическое право характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, это возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению. Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т. е. один субъект отношений обязан не нарушать право другого. (Пример: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.) В-третьих, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган. Центральным элементом является возможность собственных действий, в том числе возможность обладания, пользования и распоряжения социальными благами и ценностями. Однако без второго и третьего элементов возможность собственных действий не подкреплена обязанностью другого лица и его ответственностью.

Исторически субъективное право зарождается раньше, чем право объективное. Природа субъективного юридического права заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены принудительной силой государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление.

Право как мера свободы немыслимо вне общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным правом.

Виды правоотношений.


Возникающие и существующие в жизни правоотношения крайне многообразны и могут быть классифицированы в зависимости от оснований, на различные виды.

Так, если взять за основание функции права, то правоотношения можно разделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения представляют собой правомерное поведение субъектов, то есть поведение, возникающее на основе нормы права и им строго соответствующее. Их подавляющее большинство. Это имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения.

Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов, как реакция государства на такое поведение. Цель охранительных отношений - защита общества, общественного порядка, наказание правонарушителя. В рамках охранительных правоотношений, ответчик, к примеру, обязан возместить нанесенный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности. Целиком охранительной отраслью является уголовное право.

Виды правоотношения, различаются по отраслям права. Каждой отрасли соответствуют свои особенности правового регулирования, которые определяют особенности соответствующих отраслевых правоотношений. Например, гражданские правоотношения характеризуются принципом равенства сторон. Кроме них, выделяют, уголовные правоотношения, трудовые, семейные, финансовые и другие

Большое значение имеет разделение правоотношений на материально-правовые и процессуально-правовые. Первые возникают на основе норм материального права. Суть их определяют права и обязанности, составляющие интерес субъекта. Процессуальные правоотношения возникают на основе норм процессуального права, они производны от материальных правоотношений и предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей, порядок разрешения юридического дела. Особенность процессуальных правоотношений состоит в том, что их существование, связано с существованием процессуальных норм. Если материальные правоотношения - это результат правового оформления уже существующих отношений, то процессуальные правоотношения целиком порождаются процессуальной нормой.

В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения характеризуются тем, что одна сторона правоотношения располагает только правами, а другая несет обязанности. В таких правоотношениях отсутствует взаимность прав и обязанностей. Абсолютным правоотношением является, например, право собственности.

В относительных правоотношениях их участники обладают взаимными правами и обязанностями. Так, в договоре купли продажи продавец обязан передать вещь покупателю и имеет право получить за нее деньги, покупатель обязан заплатить условленную цену и имеет право получить вещь.

По структуре взаимосвязей следует различать простые и сложные правоотношения. Простым является правоотношение, для которого характерна одна взаимная связь права и обязанности. Например, договор о единичной услуге, договор бытового займа.

Сложным является правоотношение в котором стороны связаны двумя и более правами и обязанностями. Таковы почти все хозяйственные договоры, отношения в области образования, здравоохранения.

Правоотношения также можно разделить на односторонние и многосторонние. Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны. К таким правоотношениям относится договор дарения, составление завещания. В многосторонних правоотношениях участвуют две и более стороны, каждая из которых несет права и обязанности по отношению к другой.

Говоря о классификации правоотношений, следует отметить, что в юридической литературе присутствует их деление на общие и конкретные. Это объясняется тем, что конкретные правоотношения, где стороны определены, не могут охватить всего разнообразия правового регулирования общественных отношений.

«Кроме конкретных правоотношений, возникающих результате применения норм права к частным случаям, событиям фактам, существуют еще и общие правовые отношения, возникающие в результате воздействия таких норм, которые направлены на регулирование явлений более широкого порядка (например, установление правового статуса (положения)граждан в государстве)».

Существование общих отношений, как пишет Т.Н. Радько, объясняется особенности государственной организации общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.016 с.)