Понятие «система права». Соотношение понятий «система права» и «система законодательства», «система права» и «правовая система». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «система права». Соотношение понятий «система права» и «система законодательства», «система права» и «правовая система».



Система права – это исторически складывающаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений, отражающая исторические и культурные особенности права конкретного государства.

Система законодательства - состав, отношения, построение нормативных актов, которые обособляются по предмету и по целям, это совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения права.

Система права - объективно существующее деление внутри самого права, характеризующееся определенным его строением, расположением по институтам и отраслям.

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.


Право как система характеризуется следующими признаками:


Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые “мертвые” законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.


Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.


В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

 

1) между элементами нормы права;

 

2) между нормами, объединенными в правовые институты;

 

3) между институтами соответствующей отрасли права;

 

4) между отдельными отраслями права.


Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.


52. Юридические факты. Юридический состав. Виды юридических составов.

Субъекты права вступают в правоотношения в силу тех или иных жизненных условий и обстоятельств. Нормы права определяют кто именно может быть субъектом правоотношений, каким образом должно осуществляться поведение субъектов. Право определяет вид тех жизненных обстоятельств и фактов, которые признаются им юридически значимыми, то есть порождающими юридические последствия. Эти факты носят название юридических.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Юридические факты играют важную роль: они являются «мостиком» между нормой права и конкретными правоотношениями, поскольку в гипотезе указаны условия, факты и обстоятельства её применения, то есть условия, факты и обстоятельства, с которыми законодатель связывает юридические последствия. К таким обстоятельствам относятся самые разнообразные явления мира, которые с учетом свойственных им признаков могут быть классифицированы.

Основным видовым делением юридических фактов является их дифференциация на события и действия. Различия между ними проводятся по источнику происхождения.

Событие - происходит помимо и независимо от воли людей. Это естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенные воздействие на общественные отношения, регулируемые нормами права. Они могут влиять на материальный объект (уничтожение предмета), могут обусловить определенную направленность действий. Например, непреодолимая сила может воспрепятствовать исполнению обязательств. От событий вообще зависит существование человека.

Действия - это явления общественного порядка, они совершаются людьми, организациями, занимают решающее место в системе юридических фактов, так как право регулирует именно действия людей. Действия можно различать с точки зрения соответствия праву или несоответствия. По этому основанию действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные - соответствуют требованиям закона и влекут за собой определенные юридические последствия, которые выражены в возникновении, изменении, прекращении правоотношений.

Неправомерные действия противоречат требованиям правовых норм и влекут за собой привлечение правонарушителя к ответственности.

Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридический акт имеет место там, если есть специальное намерение породить определенный юридический результат. Например, совершение сделки. Юридические акты могут совершаться только дееспособными лицами. Если лицо недееспособно, оно не может породить своими действиями юридические последствия.

Юридический поступок - совершается без специального намерения породить правовые последствия, однако эти последствия наступают в силу указаний закона. Например, создание художественного произведения.

Неправомерные действия можно классифицировать в зависимости от степени общественной опасности на преступления и проступки, которые в свою очередь делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Следует знать, что бездействие также является юридическим фактом. Например, когда субъект не выполняет необходимых действий, в частности своих обязательств, причиняет своим бездействием вред, то это порождает правоотношение между правонарушителем и соответствующим органом государства по поводу привлечения правонарушителя к ответственности.

Все указанные юридические факты классифицируются по волевому основанию. В юридической науке приводятся классификации юридических фактов и по другим основаниям

Юридические факты также делят на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Теория государства и права в качестве юридических фактов выделяет также юридические состояния. Состояние гражданства (подданства) становится юридическим фактом, порождая определенные правоотношения между гражданином и государством, юридическим фактом можно назвать также состояние в браке.

Обычно правоотношения вызываются не единичными юридическими фактами. Например, чтобы принять наследство необходимо наличие завещания, факта смерти наследодателя, заявления о вступление наследство. Совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для возникновения предусмотренных законом правовых последствий называется юридическим составом. Юридический состав может образовываться сочетанием действий и событий. В тех случаях юридическими составом является совокупность неправомерных действий, это называется составом правонарушения.

Для того, чтобы соответствующие последствия признавались другими лицами, эти лица должны быть убеждены, что юридические факты действительно имели место. Это достигается путем очевидного, например, продажа имущества и доказанного, например, преступление. Иногда юридический факт невозможно доказать. Тогда может иметь место предположение. Предположение о существовании юридического факта, вызвавшего наступление правовых последствий данного вида, называется презумпцией. Презумпция заменяет или сама представляет юридический факт, следовательно имеет такое же значение как юридический факт.

Теория права различает опровержимые и неопровержимые презумпции. Опровержимые признаются за истину до тех пор, пока не будет установлено иное - виновность, рождение детей в браке. К неопрвержимым презумпциям относятся, например, такие действия, которые отбрасывают сомнения по поводу существования какого-либо факта. Например, уплата стороной штрафа презюмирует наличие правонарушения.

Кроме презумпций к юридическим фактам относятся также фикции. Это те фактически несуществующие положения, которые правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Например, днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим. Еще одна фикция - признание, что судимости не было у субъекта, если она была снята в установленном порядке.


53. Правонарушение: понятие и признаки.

Поведение, которое противоречит требованиям, установленным правом является правонарушением. Правонарушения составляют особую разновидность действий, которые являются юридическими фактами и влекут за собой возникновение правоотношений по привлечению правонарушителей к ответственности.

Правонарушение характеризуется следующими признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью, наказуемостью, наличием вреда, наличием причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. Рассмотрим подробнее указанные признаки.

Общественная опасность. Этот признак означает, что правонарушение посягает, то есть наносит вред интересам общества, личности, государства. Ряд ученых считают, что общественная опасность присуща только преступлениям, другие же правонарушения не несут в себе общественную опасность. Их можно назвать социально вредными. Не соглашаясь с этой точкой зрения, следует заметить, что все правонарушения общественно опасны, но с разной степенью опасности. И эта степень является критерием для разграничения преступлений и иных правонарушений - проступков.

Преступление - это виновное противоправное деяние, нарушающее нормы уголовного права и наносящее вред наиболее важным общественным отношениям. Это наиболее серьезный вид правонарушения. Проступками называют правонарушения, не являющиеся преступлениями. На степень общественной опасности влияют род общественных отношений, на которые посягает правонарушитель, характеристика личности, количество ранее совершенных правонарушений.

Противоправность. Это юридическое выражение общественной опасности. Связь между общественной опасностью правонарушения и его противоправностью рассматривается как связь между социальным содержанием правонарушения и его правовой формой. Государство берет на себя обязанность защиты прав и свобод, запрещает определенные виды деяния, и этот запрет оформляется нормами права в форме прямых запретов и косвенных, когда норма права излагает то поведение, которое требуется и имеется ввиду, что отклонение от нормы будет правонарушением. Следовательно, совершая правонарушение, правонарушитель действует против права в целом.

Виновность. Вина - это состояние психики человека, выражающееся в волевом и эмоциональном отношении к совершенному правонарушению.

Наличие вреда. Вред - это совокупность отрицательных последствий материального, физического, нравственного плана. В юридической литературе можно встретить суждение, согласно которому совершение правонарушения не обязательно имеет следствием нанесение вреда. Такие деяния в науке уголовного права именуют правонарушениями с формальным составом..

Причинная связь между противоправным деянием и вредом означает что правонарушение явилось прямой или косвенной причиной наступления вредных последствий.

В юридической литературе выделяется такой признак правонарушения как наказуемость, которая представляет собой претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий.


54. Концепция правоотношения.

Следует отметить, что, несмотря на значительное число работ в этом направлении, проблематика правоотношения по-прежнему остается одной из наиболее дискуссионных в отечественной правовой науке.

Сегодня в теории права существуют две основные концепции правоотношения. Первая точка зрения, наиболее ярко изложенная в широко известной работе Ю.К.Толстого, характеризуется тем, что правоотношения рассматриваются в качестве особых идеологических отношений, через которые нормы права регулируют фактические общественные отношения. Ю.К.Толстой полагает необходимым признать, что «...нормы права регулируют фактические общественные отношения, но регулируют их через посредство правоотношений; последние выступают в качестве посредствующего звена между нормой права и теми общественными отношениями, на которые норма права воздействует, как на свой объект (выделено нами - Д.О.)».

Вторая точка зрения на правоотношение заключается в том, что под правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение является результатом упорядочивающего воздействия норм права на определенные общественные отношения, после чего эти общественные отношения становятся правовыми и с этого момента существуют уже как правоотношения.

В то же время согласно первой точке зрения регулируемое общественное отношение и собственно правоотношение существуют одновременно, параллельно друг с другом. Подобное определение правоотношения основано на признании в правоотношении как фактически существующего общественного отношения, так и специфической правовой составляющей, привнесенной в результате правового упорядочения. Будучи юридически урегулированным, общественное отношение не утрачивает своих прежних свойств. С точки зрения своего материального содержания оно остается общественным отношением того же вида (экономическим, политическим и др.), однако при этом оно дополнительно приобретает качества правового.

Сторонники этой точки зрения особо подчеркивают, что правоотношение необходимо рассматривать как неразрывное единство его правового аспекта и материального содержания.1 В частности, В.И.Сенчищев, анализируя правовую и общественную составляющую правоотношения, обращает внимание на необходимость понимания абстрактности такого разделения правоотношения, так как в действительности вряд ли «...есть какая-либо возможность отделить общественную и правовую составляющую друг от друга. Видимо, под общественной составляющей в некоторых случаях следует понимать экономическое значение отношения, в некоторых - личное (моральное) его значение, в некоторых - психологическое и т.д.».

Таким образом, на наш взгляд, наиболее обоснованным представляется понимание правоотношения как урегулированного общественного отношения, взятого в неразрывном единстве правовой и фактической составляющей. На эту точку зрения мы будем опираться в настоящей работе при рассмотрении специальных вопросов правовых отношений в информационной сфере.

Если Вам понадобилась бесплатная юридическая консультация по своему правовому вопросу, то Вы можете задать его используя форму обратной связи.
55. Пробелы в праве и их виды. Англо-саксонская правовая система и пробелы в праве.

В русском языке слово «пробел» в переносном смысле означает упущение или недостаток. О пробеле в праве можно говорить как о несовершенстве права, об отсутствии в нем необходимых компонентов. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие правовых норм в той сфере общественных отношений, которая требует правового регулирования.

Следует отличать такие понятия как «пробелы в законе» и «пробелы в праве». Пробел в законе имеет место тогда, когда нормативный акт регулирует общественные отношения в общей форме, оставляет какие-либо аспекты этих отношений без правового регулирования, в то время как оно должно быть в данном нормативном акте. О пробелах в праве говорят в тех случаях когда полностью отсутствует нормативный акт, то есть там, где большой круг общественных отношений не получил правового опосредования. Пробел в праве называют еще правовым вакуумом. Такое деление условно, так как отсутствие в нормативном акте отдельных норм уже говорит о наличии пробелов в праве.

Причины возникновения пробелов разнообразны. В общем, их можно разделить на объективные и субъективные. Объективные причины состоят в том, что человек не в состоянии предусмотреть всё многообразие жизненных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе реализации правовой нормы, что ведет к возникновению пробелов.

Субъективные причины в меньшей степени влияют на возникновение пробелов. К ним относят несоблюдение правил законодательной техники, например, неудачное расположение правовых норм в нормативном акте.

Среди причин возникновения пробелов следует назвать такое явление как «ошибка в праве».[xiii] Это означает неверную оценку объективно существующих условий и, соответственно осуществление правового регулирования не так как это следовало бы в конкретной ситуации. Это бывает тогда, когда законодатель намеренно оставляет общественные отношения без правового регулирования, считая, что в нем нет необходимости, а также тогда, когда предполагается, что конкретизация нормы произойдет в процессе правоприменения, в то время как правоприменитель не располагает возможностями для такой конкретизации.

Причиной возникновения пробелов в праве может быть противоречия в законодательства. В этом случае говорят о наличии так называемых коллизионных пробелах, которые появляются в силу абсолютного противоречия между нормами одного нормативного акта или различными нормативными актами. Коллизионные пробелы могут возникать тогда, когда новые нормы вступают в противоречие со старыми, но не отмененными нормами. Следовательно, по большей части причины возникновения коллизионных пробелов имеют субъективный характер. Правда иногда противоречие между правовыми нормами может быть обусловлено противоречивыми общественными отношениями, и тогда имеют место объективные причины возникновения пробелов.

По времени появления пробелы разделяются на первоначальные и последующие. Первоначальные имеют место в момент создания нормативного акта. Они являются следствием того, что законодатель не знал о наличии обстоятельств, требующих нормативного регулирования или не осознавал необходимость такого регулирования. Последующие пробелы появляются после издания нормативного акта. Они обусловлены появлением общественных отношений, которых ранее не существовало или возникновением необходимости правового регулирования тех общественных отношений, которые ранее были праву безразличны. Иногда государственный орган не знал и не мог знать о том, что возникнут такие общественные отношения, которые необходимо урегулировать правом. В этих случая говорят о простительных пробелах.

От пробелов следует отличать квалифицированное молчание. Здесь имеет место нежелание законодателя регулировать отношения посредством правовой нормы. Он может отдавать их на усмотрение правоприменителя. Законодатель может прямо или косвенно уполномочивать правоприменителя на конкретизацию существующих норм или дозволять ему решение дел по собственному усмотрению. Тем не менее, правоприменитель не может пойти вопреки воле законодателя.

Юридический язык имеет определенные особенности, поэтому норма права может быть изложена непонятно. В этом случае проблема реализации таких норм может быть решена путем толкования. При этом, нельзя однозначно ответить на вопрос является ли «темнота» нормы пробелом или нет. Во всяком случае это явление можно рассматривать как пробел, поскольку установление содержания «темных» норм возможно только путем толкования.

Большое значение в праве имеет проблема выявления и установления пробелов, так как без этого невозможно решить вопросы об устранении или преодолении пробелов. Выявление пробелов происходит в ходе реализации правовых норм. На практике государственный орган или должностное лицо сталкиваются с недостаточным правовым регулированием общественных отношений либо и вовсе с отсутствием такого регулирования, что не позволяет или существенно затрудняет разрешение юридического дела. В последствии правотворческий орган обобщает данные о пробелах и проводит работу по их устранению.

Выявление пробелов осуществляется с помощью таких методов как формально-юридический и конкретно социологический. При формально-юридическом методе берутся во внимание логические, языковые особенности правовых норм. Правоприменитель или иные субъекты реализации права, используя такие приемы как соотнесение имеющихся норм и реальных общественных отношений, уяснение истинного смысла нормы, выявляют пробелы в праве. Однако, чтобы сделать конечный вывод о необходимости принятия новых норм или нормативных актов необходимо применять конкретно социологический метод. Это значит, что только при исследовании общественных отношений можно сделать вывод о необходимости принятия новых норм права.


56. Понятие и формы реализации права.

Реализация права - это претворение права в жизнь, воплощение юридических норм в конкретных жизненных ситуациях, в поведении конкретных людей.

Реализацию права можно рассматривать с двух сторон - как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение соответствия между требованиями норм и фактическими действиями субъекта. Это тождество позволяет достичь той цели, которую преследует законодатель. Реализация права имеет объективную и субъективную сторону. С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных юридическими нормами. С субъективной стороны она характеризуется отношением субъекта к тем требованиям, которые предусмотрены правом. Мотивы следования правовым предписаниям могут быть различны и для права они имеют второстепенное значение. Поэтому субъективный момент не так важен как объективный, состоящий в следовании правовым предписаниям.

По субъекту реализации права можно выделить две формы: коллективную и индивидуальную. Это объясняется тем, что некоторые требования права нельзя провести в жизнь иначе как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.

Классифицировать формы реализации права можно исходя из того реализуется ли права с помощью правоотношений или же вне сферы правоотношений. Многие нормы оказывают активное действие на поведение субъектов независимо от правоотношений. Под реализацией права вне сферы правоотношений понимаются правовые запреты. Запрет осуществляется не тогда когда он нарушен, а в повседневной жизни, когда люди не совершают проступков. Следовательно соблюдение права - это форма реализации права вне правоотношения.

Реализация права вне правоотношения может также происходить и в результате активных действий субъектов права по осуществлению предусмотренных правовыми нормами правомочий и по исполнению юридических обязанностей. В последнем случае возможность и необходимость таких действий прямо диктуется правом, причем вследствие этих правомерных действий не возникает юридически значимых последствий.

Другую форму реализации права, а именно реализацию в рамках правоотношений, можно подразделить на два вида: 1) правоотношения, где взаимосвязь между субъектами основана на формальном равенстве сторон. Это гражданско-правовая форма; 2) правоотношения, где взаимосвязь основана на власти-подчинении. Это административно-правовая форма. В данном случае необходим правовой акт, и следовательно такая форма реализации права является правоприменением, о чем речь пойдет ниже.

Реализация права имеет разный характер воплощения в зависимости от того кем именно реализуется право - отдельными субъектами или государственными органами, наделенными властными полномочиями. На этом основании различают простые формы реализации права, такие как соблюдение, исполнение, использование и сложную форму - правоприменение.

Соблюдение - это такая форма реализации права, при которой субъекты общественных отношений реализуют возложенные на них юридические обязанности. В большинстве случаев соблюдение юридических норм, в особенности исполнение пассивных обязанностей, проходит незаметно для человека, в ходе обычной повседневной жизни.

Для этой формы характерно пассивное поведение субъектов. Они не совершают действий, запрещенных правом, тем самым выполняют возложенные на них пассивные обязанности. Следовательно, суть соблюдения состоит в воздержании от активных действий, которые являются неправомерными.

Использование - это форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, предусмотренных управомочивающими нормами права. Использование предполагает активное поведение, направленное на осуществление субъективных прав. Использование права предполагает осуществление правомочий субъектов. Поэтому здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение участников общественных отношений.

Исполнение - такая форма реализации права, которая выражается в действиях субъекта по осуществлению обязывающих норм. При данной форме реализации поведение субъектов имеет активный характер. Однако, если при использовании действия субъектов направлены на осуществление возможностей, то при исполнении они совершают те действия, которых требует от них право. Следовательно, исполнение представляет собой активное поведение, которое состоит в выполнении возложенных на субъектов обязанностей.

Следует отметить, что в наиболее точном смысле исполнение является собственно реализацией права. Здесь в юридических нормах закладываются определенные программы поведения, исполнение которых обеспечивает реализацию права.

Первые же две формы реализацией права можно назвать условно. Так, используя или соблюдая юридические нормы, субъект не ставит перед собой специальной цели воплощения этих норм. Задачи у него другие, он стремится реализовать свой собственный интерес. При исполнении имеет место элемент принуждения: субъект не стал бы совершать конкретные действия, если бы этого не требовало право.

Необходимо также отметить, что само деление реализации права на соблюдение, использование и исполнение имеет условный характер. Может быть так, что воздержание от неправомерных действий осуществляется активным поведением и это последнее также может быть истолковано по разному. Кроме того, использование права возможно в ряде случаев при осуществлении исполнении, то есть при выполнении обязывающих предписаний.

Применение права - это комплексная властная деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на осуществление права.


57. Элементы механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояния, которые наступают в волевых общественных отношениях в результате воздействия на них права.

Особенности «механизма правового регулирования» как юридической категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и акты реализации права.

Этот механизм образуют следующие элементы

1. Нормы права и принципы права;

2. акты толкования права;

3. акты применения права;

4. юридические факты;

5. правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.

Нормы права по большей части содержатся в нормативных актах. Задача норм права - определение круга лиц, на которых они распространяют свое действие, тех обстоятельств, при которых эти лица должны руководствоваться данными нормами, наконец, определение самого правила поведения с указанием на права и обязанности участников общественных отношений.

Принципы права составляют те основные базовые идеи, на которых основывается отрасль права и вся правовая система в целом.

В актах толкования норма права нет правовых положений, но они являются средством для единообразного понимания и применения действующих нормативных актов.

Нормы и принципы права, а также акты толкования права составляют первый уровень правового регулирования.

Второй уровень - это индивидуализация общих правил поведения применительно к конкретным лицам. С помощью индивидуальных правовых актов закрепляются соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Как известно, индивидуальные правовые акты называют актами применения права. Их задача состоит в индивидуализации прав и обязанностей. Акты применения права обеспечиваются принудительной силой государства, так что частное требование может выполнено принудительно.

Следует помнить, что индивидуализация норм права может осуществляться помимо актов применения права. Нормы права могут индивидуализироваться через правоотношения, основанные на юридических фактах. Здесь нормы права индивидуализируются самими участниками общественных отношений. Не всегда индивидуализация связана с оформлением каких-либо документов. Например, сам факт рождения ребенка налагает на родителей обязанности по его воспитанию.

В зависимости от того как используются элементы механизма правового регулирования можно говорить о простом и сложном процессах правового регулирования.

В простом используется только один государственно-властный акт - нормативный акт. Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими участниками общественных отношений, то есть теми субъектами права. к которым этот акт обращен. Например, заключение договора.

В сложном используется два акта: нормативный акт и акт применения права. Например. норма уголовного права, то есть статьи уголовного кодекса и приговор суда по конкретному делу.

Цель механизма правового регулирования - это упорядочение общественных отношений, влияние на общественные отношения с тем. Чтобы создать такие отношения, которые были выгодны обществу и государству. Непосредственным результатом действия механизма правового регулирования является правомерное поведение.

Характеризуя механизм правового регулирования, нельзя не обратить внимание на позицию Т.Н. Радько, который предлагает свою концепцию механизма правового регулирования. Он считает, что процесс правового регулирования состоит из взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется следующими особенностями.

Начальная (организационная) стадия, в которую входят

- определение праводееспособности граждан;

- установление правового статуса граждан;

- определение компетенции органов власти;

- установление правового положения различных юридических лиц.

Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия. Эта стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействия), влекущих определенные юридические последствия. Как пишет Т.Н. Радько, «эта стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт и конкретное правоотношение – две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии».

Заключительная стадия (результат правового регулирования) – это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

- реализованные гражданами субъективные права и обязанности

- выполненные органами государства задачи;

реализованная юридическая ответственность.


58. Формы Российского государства на современном этапе.

На форму РФ повлияло стремление уйти от советской формы организации власти, а также приблизиться к передовым демократическим гос-вам.

Форма правления- республиканская.

Но в конституции не названа форма республика поэтому есть 2а варианта:

1)Президентская республика с элементами парламентской

2)Смешенная республика со значительным уклоном в сторону президентской власти

От президентской:

1) Всенародные выборы

2) Огромные полномочия президента в области исполнительной власти. В частности президент формирует правительство, а правительство ответственно перед президентом, президент может отправить правительство в отставку, президент определяет систему и структуру исполнительной власти)

От парламентской:

1) участие гос.думы в формировании правительства

2) дума дает согласие на кандидатуру председателя правительства

3) дума может выставить вотум недоверия правительству (но последнее слово за президентом)

По факту - супер президентская т.к. полномочия правительства ограничены а президента- нет

Форма гос. Устройства - Федеративная обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) Огромное число субъектов федерации (на данный момент 83)

2) ассиметричный характер (республики, автономные округа, автономная область, края, области, города федерат значения) (в америке симметричный - штаты)

3) смешенный принцип выделения субъектов федераций: часть по национальным признакам, часть по территориальным (края, области, города федерат значения)

4)Неравноправное положение субъектов (республики имеют больше возможностей и действуют на основе собственных конституций)

5) не четкое разграничение полномочий м/д федерацией и субъектами (есть вопросы которые решает только федерация, есть те которые совместные, а все остальное за субъектами)

Государственно-правовой режим РФ- демократический.

Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления


59. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность - это понятие, которое характеризуется рядом признаков.

Во-первых, юридическая ответственность представляет собой негативную государственно-правовую оценку совершенного противоправного деяния. Реакция государства в виде юридической ответственности может наступить только в результате правонарушения, то есть виновного, противоправного деяния.

Во-вторых, юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, то есть при привлечении к юридической ответственности всегда имеет место государственно-правовое принуждение к исполнению обязанностей. Конечно, как уже говорилось, не каждый случай применения государственного принуждения может содержать в себе привлечение к ответственности. Важной проблемой в юридической литературе является проблема соотношения юридической ответственности как вида государственного принуждения с иными его видами. Государственное принуждение является неотъемлемым признаком всех охранительных средств. Юридическая ответственность - это часть государственного принуждения, которое также может включать в себя меры защиты, то есть принудительное исполнение обязанностей (как правило в гражданском праве), меры предупреждения, меры пресечения.

В-третьих, юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпевать лишения, связанные с изменением его юридического статуса. Признание субъекта правонарушителем изменяет его юридический статус. Лишения или негативные последствия для правонарушителей могут носить личный и имущественный характер: ограничение свободы, умаление чести и достоинства, материальные издержки.

В-четвертых, реализация юридической ответственности происходит в определенных зако



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.102 с.)