Гражданское общество как выражение дуализма общества и государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество как выражение дуализма общества и государства.



Гражданское общество представляет собой ассоциацию людей, которые организованы в различные группы, эти группы призваны защищать как общественный, так и индивидуальный интерес и способны к самоорганизации и к самоуправлению помимо государства.

Признаки: ассоциация людей, способны защищать интерес (индивидуальный и общественный) и способны к самоорганизации и самоуправлению.

Гражданское общество – это не есть нечто целое, которое противостоит государству. Гражданское общество – это состояние жизни людей, способных объединяться по различным критериям и по различным интересам.

Гражданское общество базируется на определённом типе мировоззрения и на определённом типе психологии.

Этот тип мировоззрения и психологии включает несколько элементов:

1) Психология свободы. Это означает наличие у человека чувства, что он всегда может выбрать.

2) Равенство членов гражданского общества. В своих ассоциациях люди равны между собой как члены данного общества.

3) Уважение к другому и признание у другого таких же качеств, как и у себя.

Психология уважения к другому основывается на индивидуализме. Суть индивидуализма заключается в признании цели и средства. То есть каждый человек сам для себя является целью, но одновременно каждый человек признаёт, что он может служить средством для других, и эту же модель он применяет по отношению к другим.

При применении модели «цель-средство» необходима психология дистанцирования.

Психология дистанцирования – каждый имеет право на закрытость внутреннего мира и каждый должен и готов уважать закрытость внутреннего мира.

4) Дисциплина, готовность принимать мнение большинства.

5) Компромисс, готовность к компромиссу.

Мировоззрение складывается из внутренних (психологических) свойств и внешних.

 

Гражданское общество возникло ещё в древние времена и оно было первой формой сосуществования людей. Пример – афинские города-полиса (негосударственные, самоуправляющиеся системы). Римская республика возникала из гражданского общества.

С течением времени стал появляться государственный аппарат и элементы государства, но после падения Римской империи (V век, 476 год падение западной Римской империи) Европа оказалась в хаосе. Восточная римская империя – это Византия.

Так вот, Европа погрузилась в хаос, племена враждовали друг с другом и люди были вынуждены сами строить свою жизнь, без участия государства.

Государство стало оформляться примерно в XII-XIII веках в Европе. В это время в Европе сформировалась своя армия, система налогов, система управления, но гражданское общество в виде таких организаций, ассоциаций, было уже сформировано. И государство столкнулось с обществом которое может защитить себя.

Прежде всего в средневековое гражданское общество входили: ремесленные цехи (объединения по профессии: были даже цехи поварих; прообраз профсоюзов), города (городское право и городские обычаи отличались от территориальных), сословия различные (говорят, что было – дворянство, духовенство и третье – от самого нижнего бомжа до самого зажиточного крестьянина).

Никола Макиавелли впервые ввёл слова «патриотизм» и «нация».

В то время были разрешены «частные войны» (один герцог воевал против другого, а король прикрывает на это глаза).

Три дня в неделю: понедельник, среда и пятница – дни Господни, в эти дни нельзя было воевать, иначе – отлучение от церкви. Это папа римский энциклику пришёл, потому что войны уже разорили много людей, рыцарство редело, вытаптывали поля и т.д.

Впоследствии в XVII, XIX века гражданское общество усилилось партиями, профсоюзами, и в настоящее время государство идёт на сближение с гражданским обществом. И более того, современное государство – это государство социальное, то есть оно берёт на себя заботу о своих подданных (здравоохранение, образование, безопасность). В то же время государство стремится расширить зону своего влияния, следовательно, в настоящее время позиция гражданского общества состоит в охране своих позиций, своих достижений.

Традиционно государства отказывается от управления там, где может управлять само общество (это и для бюджета экономней).

 

Для восточных цивилизаций наличие гражданского общества нехарактерно. Там происходит полное огосударствление сверху донизу, и все структуры управления являются государственными, поэтому таким государствам присущ тотальный контроль над обществом.

 

Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и из политического режима (три элемента).

Форма государства – это явление (понятие, категория), которое состоит из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и из политического режима.

Форма правления даёт характеристику высшим органам власти, порядку их формирования и взаимоотношениям между различными ветвями власти.

Форма правления делится на монархии, республики.

Однако в западной учебной литературе от такого деления отказались и считают, что не стоит говорить о монархии как о государственном органе, поскольку в настоящее время монарх не осуществляет прямые функции управления, поэтому в западной литературе принято делить государства на два типа: парламентские и президентские. Президентский тип всегда подразумевает республику, а парламентский тип может быть как монархией (Англия, Бельгия, Норвегия, Дания, Лихтенштейн, Испания, Швеция), так и республикой (Италия и Германия – ярко выраженные парламентские республики).

 

Восточная деспотия.

Для восточной деспотии характерна очень сильная центральная власть, формально эта власть принадлежит одному человеку и этот человек по мнению общества имеет мистические свойства (шейх – он не просто шейх, а потому что пророк его таким сделал).

Центральная власть исходит от бога, а монарх – наместник бога на земле.

Монарх воспринимается не просто как глава государства (как король), а как отец нации, её патриарх. Следовательно, всё общество не просто подчиняется верховному правителю, но оно принадлежит ему. В таком обществе может быть имущественная стратификация, но правовое положение у всех равно (они все принадлежат верховному правителю).

В таких государствах устанавливается единая религия, единая идеология, и не просто идеология, а «высокая идея». Причём в отличие от европейской цивилизации, где на первом месте стоит индивид и его жизни, в восточных деспотиях на первый план ставятся идея, родина и самопожертвование. Человек растворяется в государстве, становится его принадлежностью.

Сословий в таких государствах нет. В восточных деспотиях отсутствует диалог между обществом и властью, поскольку власть очень глубоко проникает в общество. Светский лидер и духовный лидер сочетаются в одном лице либо они очень близки и не могут спорить друг с другом.

В настоящее время в странах ислама и в странах дальнего востока происходят изменения и некоторые государственные формы заимствуются от запада. Более того, в таких странах, особенно в странах ближнего и среднего востока, элита как правило воспитывается за рубежом, поэтому психология элиты – это не совсем восточная психология.

Жёсткая вертикаль на всех уровнях, и на каждом уровне руководитель обладает абсолютной властью.

Зачастую восточную деспотию называют не типом государства, а цивилизационно-культурным типом общества.

Правоприменительный акт и его характеристика. Требования к правоприменительному акту.

Принятое правоприменителем решение, вывод, к которому он приходит в результате правоприменительной деятельности воплощается в правоприменительном акте. Решение, принятое в порядке процедуры предусмотренной законом, составляет содержание правоприменительного акта. В нем обосновывается и мотивируется применение нормы права, гипотеза которой предусматривает данный случай, дается его юридическая оценка.

Акты применения права должны соответствовать нормативно-правовым актам, издаваться в пределах компетенции применяющего права органа или должностного лица, содержать грамотную убедительную мотивировку. Акты применения права должны быть эффективными, то есть обеспечивать оптимальное достижение реализации права.

Акты применения права - это акты индивидуального значения. В них компетентный орган не предписывает общее правило поведения, установленное правотворческим органом, а применяет его к конкретным субъектам и по поводу конкретного случая. В акте применения права указывается как в условиях конкретного случая должны вести себя участники общественных отношений.

Акт применения права характеризуется следующими признаками. К ним относятся следующие: 1) властный характер, издание его компетентными государственными органами или должностными лицами (этот признак роднит его с нормативно-правовыми актами); 2) характер веления индивидуализирует общее правило поведения, то есть правоприменительный акт адресуется к конкретным субъектам; 3) акт применения права является юридическим фактом, влечет за собой возникновение, изменения, прекращение правоотношений; 4) имеет письменную документальную форму; 5) действие правоприменительного акта завершается его исполнением.

Индивидуально-правовой акт должен отвечать таким требованиям как законность, обоснованность, целесообразность.

Суть требования законности состоит в том, чтобы компетентный орган или должностное лицо осуществляя правоприменительную деятельность правильно выбирали правовые нормы, надлежащим образом их истолковывали и принимали решение в строгом соответствии с предписаниями этих норм. Неправильный выбор нормы, а равно непонимание или несоблюдение надлежащей нормы приводит к принятию неправильных решений.

Обоснованность заключается в том, чтобы правовые нормы применялись лишь к тем случаям, для которых эти нормы права созданы. При этом юридическая квалификация осуществляется только тогда, когда фактические обстоятельства дела установлены с объективной достоверностью, то есть тогда, когда выявлена объективная истина по делу. Все сомнения должны быть устранены.

Требование целесообразности означает, что компетентный орган в каждом конкретном случае должен принять решение, которое наилучшим образом приводит к достижению правовой цели, оказывает наиболее полное воздействие на общественные отношения.

Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям. Общепринятым является их деление в зависимости от субъекта применения права.

Если иметь ввиду такое основание, как функции индивидуально-правовых актов, то их можно разделить на два вида - исполнительные и правоохранительные.

Исполнительные акты регулируют общественные отношения в сфере правомерного поведения, вне правонарушения. Они, как правило издаются органами исполнительной власти. Для этого вида актов характерна незначительная регламентация их форм, порядка, сроков, условий издания, свобода выбора подходящих организационных форм. Вместе с тем, определенная форма существует, а сам акт должен содержать ссылку на необходимые нормы права.

Значение правоохранительных актов состоит в охране права от правонарушения. Необходимость в них возникает, когда имеет место действительное или предполагаемое нарушение нормы права.

Правоохранительные акты также можно разделить на виды: 1) акты, содержащие решение вопроса о применении или отказе от применения санкций правовой нормы (приговоры, решения суда); 2) акты применения процессуальных норм - многочисленные акты гражданского, уголовного, административного законодательства, которые определяют процедуру правоприменения. В отношении правоохранительных актов, закон определяет их наименование, форму, сроки вступления в силу, порядок обжалования.

В литературе иногда применяют деление правоохранительных актов на основные и вспомогательные, которые лишь предваряют дело или носят промежуточный характер. Например, определение суда об отклонении ходатайства.

В отношении правоохранительных актов повышены требования к их исполнению. Также большинство таких актов имеют наименование, закрепленное в законе за ними - приговор, определение, решение.

Важным элементом структуры правоприменительного акта является его структура, обеспечивающая изложение его содержания наиболее ясным образом. Правоприменительный акт состоит из нескольких взаимосвязанным между собой частей: вводной части, описательной, мотивировочной и резолютивной.

 

9. Парламентский и президентский типы современных государств.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть формируется путем выборов, является срочной и коллегиальной. Республики присущи определенные признаки: 1) коллективное правление. Это значит, что высшие государственные органы формируются путем выборов, а решения принимаются ими коллегиально в результате обсуждения, путем голосования; 2) зачастую имеет место разделение властей; 3) народ всегда участвует в формировании органов власти; 4) присутствует ответственность должностных лиц, предусмотрена возможность их импичмента.

Существует такие виды республик как президентская, парламентская, смешанная.

В президентской республике президент является главой государства и правительства должность премьер-министра, как правило, отсутствует. Президент избирается всеобщим прямым или косвенным голосованием, по избрании самостоятельно формирует состав правительства из представителей своей партии, некоторых членов правительства утверждает парламент. Таким образом, президент является главой исполнительной власти. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент в некоторых случаях имеет право роспуска парламента. Президентскими республиками являются США, страны Латинской Америки.

В парламентской республике партия получившая большинство в парламенте в результате выборов получает право формирования правительства. Как правило, лидер партии становится премьер-министром, то есть главой исполнительной власти. При этом, существует должность главы государства - президента. Полномочия его очень невелики. В парламентских республиках члены правительства как правило, являются депутатами нижней палаты парламента. Таким образом правительство опирается на законодательную поддержку парламентского большинства. Правительство несет солидарную ответственность перед парламентом. Это означает, что отстранение от должности члена правительства влечет за собой отставку всего кабинета министров. Затем вновь происходит утверждение состава правительства, даже если фактически происходит замена одного министра. Нижняя палата парламента может выразить правительству недоверие, что влечет за собой отставку правительства. Однако премьер-министр может предложить главе государства распустить парламент, в этом случае правительство слагает с себя полномочия до новых выборов. Примером парламентских республик являются ФРГ, Израиль, Турция, Италия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.023 с.)