Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17 Основные подходы к определению государства.

Поиск

Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при попытке определения государства акцентируется внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению

•Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Населения, проживающее на территории государства, представ­ляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства1.

Органиизационно-структурный подход выделяет государство из

Общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерар­хический административный аппарат, а также нормы права. Осново­положником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Жан Бодэн (1529-1596 гг.), который трактовал государство как особую организацию верховной политической влас­ти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражает­ся в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы4. Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Согласно институциональному подходу, для выражения и пред­ставительства частных и общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты. Институты служат поддержанию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (legal), но также и легитимны (legitimate).

Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой.

Государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы.

Однако примирение разнородных интересов может осуществляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего класса рассматривал государство марксизм (классовый подход). Один из основоположников марксизма К. Маркс (1818—1883 гг.) отмечал, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению соратника К. Маркса - Ф. Энгельса (1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «который при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»1.

Другой подход— позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внешние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798—1857 гг.). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук и ограничением анализа государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рассматривался как пережиток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым,

В рамках позитивизма сложился арифметический подход, который интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является «теория трех элементов», согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населения и власти2. Естественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и тер­риториальной организации1.

На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные ха­рактеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характеристик современного понимания государства дана французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие признаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суверенитета); институционализированную форму власти2.

На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого являлся австрийский правоведX. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, - отмечал Кельзен, - проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка»3. ПоX. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.

Функциональные определения государства исходят из выделения в деятельности государства тех функций, посредством которых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что перед нами полицейское государство.

Если управляющая и организационная функции государства опираются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое государство.

Учитывая все вышеперечисленные подходы, современные правоведы под государством понимают - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных правовых актов.

4.Сущность государства. Несмотря на многообразие подходов в изучении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчивое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Главным в определении государства является раскрытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе.

Однако руководство и управление обществом осуществлялось на протяжение человеческой истории не только в интересах большинства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства, экономически господствующего класса. В этой связи под социальной сущностью государства понималась его классовая природа (марксизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъективных факторов стали акцентировать внимание исключительно на классовой природе его репрессивной функции. Виднейший теоретик пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870-1924 гг.) подчеркивал, что «государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса»1.

Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические периоды специфической функции господства и подавления, общесоциальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг другу классы, классы собственников были вынуждены для собственного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стремились достичь социального компромиса, если желали оставаться у власти. От политики изоляции и отчуждения неимущих и зависимых классов от собственности и государственной власти правящий класс был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в гражданское общество через рыночную экономику, право и политическую демократию. Эти способы интеграции населения свойственны правовому демократическому государству.

Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-технической революции, породившей новые виды деятельности и группы работников, заметно расширили социальную базу современного государства. Это явилось основанием появления концепций, в которых обосновывается надклассовый характер государства и его общесоциальная сущность.

Отрицание классовой сущности обосновывается в теории элитарной демократии. Ее центральным тезисом является положение о неизбежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годахXIXстолетия стояли социологи Г. Моска, В. Парото, идеи которых развивали в 50-х годахXXв. их последователи: американцыX. Лассуэл, Дж. Сартори, испанецX. Ортега-и-Гассет и др.

Инвариантом теории элитарной демократии являются представления о сущности государства, которые развивались авторами технократического государства. Среди них следует выделить американских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления общества на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами становятся знания и информация.

Значительно дальше в социальной обезличенности государственной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912 г.), использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движениегосударства к осуществлению оставленных общезначимых целейпроисходитна основе поступающей из общества информации, всоответствии с которой корректируется политический курс правительства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе.

Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эффективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие государства. На этой основе сформировалась теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой стал английский ученый Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в последнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколониальных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве, которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф (кстати, это не миф, а теория — О. К.) подкреплялся теми сверхприбылями, которые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социально уязвимых групп населения.

Один из разработчиков концепции «государства всеобщего благо­денствия» — американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие

«народное государство», которое он характеризовал как государство, способное обеспечить всем членам общества относительно высокий уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается возможным благодаря достижениям научно-технической революции и модернизации системы управления, эффективно реагирующей на постоянно изменяющиеся потребности населения.

Достаточно близкой к теории «народного государства» является теория «социального государства», развиваемая европейской социал-демократией в 50-е гг.XXв. Практика последних лет показывает, что провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конкуренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего меньшинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства сегодня могут быть причислены к ряду социальных государств, а лишь те, где большинство населения имеют высокий уровень потребления товаров первой необходимости на душу населения, доступные большинству населения услуги, то есть, имеют высокий жизненный уровень. Например, к социальным государствам можно отнести Норвегию, Швецию, Японию, США, Францию, Германию, Швейцарию, и др. Так, во всемирном докладе о человеческом развитии за 2004 год, самый высокий индекс человеческого развития ВВП надушу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня грамотности взрослого населения и охвата обучением подрастающего поколения занимает Норвегия. На 2-м месте стоит Швеция, США - на 9-м, Франция - на 16-м, Германия - на 19-м. Чтобы достичь такого уровня, страна должна обеспечить объем ВВП на душу населения в размере 40 тысяч долларов США1. Страны СНГ по этому показателю занимают позиции, начиная с 57-й строчки, в ней значится Россия. Беларусь - на 62-й, Украина - на 70-й. Казахстан на постсоветском пространстве оказался в пятерке лидеров, среди 177 стран мира, которые включены в этот список.

Социальное государство характеризуется следующими признаками. Во-первых, социальное государство создает достойный для человека уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, причем этот минимум должен гарантировать достойное существование человека. Эту функцию государство выполняет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров, услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека. Однако, это не означает, что взрослый, здоровый человек должен ожидать социальное пособие, он обязан зарабатывать сам и кормить свою семью. Государство берет на себя ответственность только за тех граждан, которые самостоятельно не могут удовлетворить собственные потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т. д. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7—10 тыс. долларов на человека в год.

Во-вторых, социальное государство стремится обеспечить социальное равенство. Разговор не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т. д. Государство стремится смягчить, а где возможно - и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека.

В-третьих, задачей социального государства является социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы. Сюда же входит бесплатное медицинское обслуживание. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования.

В-четвертых, социальное государство стремится к подъему благосостояния всего общества. Eraпоказателем является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10 %, а в Швеции — чуть большее 5 %. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата за жилье, стипендии учащимся, пособия на детей и т. д ) все более широкий круг лиц.

5.Признаки государства. Сущность государства развертывается в со­держании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, догосударственных образований, политических партий, движений, и т. д.), оказывающих существенное влияние на развитие общества. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации догосударственного общества, приходит территориальное объединение. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принудительность, которая осуществляется через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в догосударственном обществе самим населением, с возникновением государства происходит отделение публичной политической власти от общества, обособление и концентрация политических функций в руках профессионалов-управленцев.

В-третьих, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя­зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены остановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легальность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения. Формой легального господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая группа получает власть из рук населения, не менее важным для государственной власти становится ее легитимность, то есть одобрение власти в силу ее привлекательности, вера в то, что данная власть, ее институты являются самыми лучшими. А коль это так, то население, признавшее данную власть, обязано подчиниться ее решениям.

7.Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В правовом плане можно назвать три функции государства: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную. Правотворческая функция предполагает путем санкционирования, разработки, а также принятия новых нормативных правовых актов или отмены старых государством. Правоприменительная деятельность государства — это выполнение нормативных правовых актов путем принятия мер по их исполнении. Правоохранительная функция осуществляется через контроль и надзор за соблюдением и исполнением правовых норм и применением к нарушителю принудительных мер.

Другие функции государства. Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая. Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

6.Формы государства. Форма государства —это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима

Монархия это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом — Парламентом. Ог­раничение власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху - исполнительная; б) поскольку разделение властей является не завершенным, король обладает правом вето на решения Парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и министров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчетны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по на­следству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэтому говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики. В качестве критериев для такого разделения выступают следующие признаки: а) парламентский и внепарламентский способы избрания главы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между законодательной и исполнительной власти.

Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента.

В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основнымипризнаками смешаннойреспублики являются: а) двойная ответственность Правительстваперед Президентом и Парламентом; б) внепарламентскийспособизбрания главы государства; в) Президент является главой государства и главой исполнительной власти; г) сосредоточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества.

Формы государственного устройства. Одним из главных признаков любого государства является то, что оно ограничено определенной территорией, на которой проживают его граждане. Население государства может состоять из различных национально-этнических компонентов и говорить на нескольких языках, иметь разную культуру, традиции, религию, письменность и другие отличия. Для эффективного управления страной при достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность разделить территорию на территориальные единицы (село, район, город, область, край, округ, штат, землю, губернию, уезд).

Для этого в территориальных единицах создаются органы госу­дарственного управления. Однако эти территориальные единицы образуют единую территорию государства, в связи с чем появляется необходимость распределения властных полномочий между центральными и местными органами власти.

Таким образом, территориальная организация власти выражает характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральным и местными органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства.

Унитарное государство —это такая форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ни политической, ни юридической самостоятельностью.. Основными признаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю территорию и полномочия которых не ограничиваются местными властями; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а также существование единой судебной системы, осуществляющей правосудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов.

В отличие от унитарного, федеративное государство— это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы го­сударственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и действующим законодательством, собственным гражданством.

В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Кон­федерация —это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемых для осуществления согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие единого высшего законодательного органа; г) отсутствие единого гражданства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме самостоятельно осуществляют международную деятельность; е) верховенство национального законодательства над законодательством конфедерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфедерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.012 с.)