Причины возникновения государства. Особенности форм возникновения государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения государства. Особенности форм возникновения государства.



Причины возникновения государства. Особенности форм возникновения государства.

В догосударственный период основой организации общества была родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства. Таким образом, в догосударственный период существовала общая собственность.

Высшим органом общественной власти в роде было собрание всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин.

Если основные вопросы жизни рода решались сообща на собрании, то для оперативного управления решение текущих вопросов из числа уважаемых членов рода избирался старейшина.

На более поздних этапах развития первобытного общества несколько родов объединялись в племена. Управлялось племя советом старейшин, который избирался из членов род. Совет избирал племенного вождя.

Зачастую племена объединялись в союз племен.

На пороге цивилизации начался процесс разложения первобытного общества.

Причины и условия распада родоплеменного строя коренятся в развитии производственных сил, в расширении производства, в переходе от присваивающей экономики к производящей.

Усложнение производства привело к крупному общественному разделению труда:

1. отделение скотоводства от земледелия.

2. отделение ремесла

Два основных пути (формы) возникновения государства

 

1. Восточный (азиатский) 2. Западный

Восточный путь (азиатский) : Древний Восток, Африка, Америка, Океания – устойчивые традиционные оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земледельная община и коллективная собственность. Управление общей собственностью становится важной функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращается в обособленную социальную группу (сословную касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

2. Западный ( европейский) – главным государственно-образующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю и другое имущество.

Теории происхождения государства.

1. Теологическая теория (религиозные деятели Древнего Востока идеологи ислама и современной католической церкви). Наиболее широкое распространение теория получила при феодализме. «Государство создано Богом».

2. Патриархальная теория.

Представители – Аристотель, Михайловски. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи – глава государства, монарх. Его власть – продолжение отцовской власти.

3. Органическая теория (19в – Спенсер, Прейс) – человечество возникает как результат революции животного мира.

4. Теория насилия – возникновение государства факторами военно-политического характера. Завоевание одним племенем другого.

5. Психологическая – 19в. – появление государства как свойство человеческой психики : желание подчиняться, подражать, потребность индивиду жить в коллективе, поиск авторитета, желание подчинять.

6. Теория общественного договора или естественного права. Согласно этой теории, до появления госудрства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось по-разному (война всех против всех, всеобщее благоденствие). В большинство концепций входит идея естественного права, т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых естественных прав, полученных от Боги или от природы. В процессе развития, права одних противоречат правам других. Нарушается порядок, возникает насилие. Из этого следует договор о создании государства, добровольна передавая ему часть своих прав. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.

7. Историко-материалистическая – Маркс, Энгельс..

Государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, экономическое развитие которого обеспечивает материальные условия развития государства, определяет социальные изменения развития общества.

Признаки государства и его определение.

1. Наличие в обществе учреждений политической (публичной власти). Публичная власть характеризуется как организованная сила. Она обеспечивает единство действий больших групп населения, народа в целом и поддерживает устойчивый порядок. Государственная власть для своего осуществления имеет определенные структуры (механизмы), особую категорию лиц, главным назначением которой является управленческий труд. Никакого участия в производстве материальных благ этот аппарат правления не принимает. Наличие аппарата принуждения – особое подразделение, которое организует исполнение государственного веления (полиция).

2. Наличие территории. Власть государства осуществляется в пределах определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Наличие налогов и сборов, установленных государством, государственных займов.

4. Издание государственных законно и других правовых актов, обязательных для всего населения.

5. Наличие суверенитета. Роль суверенитета определяется тем, что он означает верховенство государственной власти внутри государства (внутренний суверенитет), независимость от других государств (внешний суверенитет).

Государство – это политическо-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

 

Сущность государства

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется.

Подходы к определению сущности государства:

1. Теория элит

2. Технократический

3. Классовый

4. Общесоциальный

5. Религиозный

6. Национальный

7. Расовый

 

1. Теория элит:

Сторонники этой теории (20в) считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять государственными делами; государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества (элите) до тех пор, пока одна властвующая элита не сменит другую.

2. Технократическая:

Властвовать и управлять могут и должны профессионалы-управленцы.

3. Классовая:

Политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и исполняется в его интересах.

4. Общесоциальный:

Механизм преодоления общественных противоречий путем достижения общественного компромисса.

 

Правовое государство.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления.

Признаки:

1) верховенство правового закона;

2) все нижестоящие нормативно-правовые акты должны соответствовать нормативно-правовым актам более высшего уровня;

3) законосодержательность;

4) в правовом государстве должен действовать принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Данный принцип должен действовать в отношении всех граждан. В отношении государственных организаций, должностных лиц должен действовать обратный принцип.

5) принцип взаимной ответственности государства и личности;

6) направленность всей деятельности государства на защиту прав и свобод и законных интересов личности;

7) определенный уровень правосознания и правовой культуры;

8) наличие в обществе эффективных и надлежащих механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных признаков. Прежде всего это достигается эффективной работой праоохранительных органов;

9) наличие разделения властей;

10) наличие гражданского общества

Гражданское общество – общество способное противостоять государству, контролировать его деятельности, и в случае необходимости, указать государству его место. Это общество, которое способно сделать свое государство правовым.

Условия существования гражданского общества:

- экономическая свобода

- многообразие форм собственности

- рыночные отношения

Функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций государства:
1) функция государства это не любое, а именно основное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении всего своего существования обойтись не может.
2 ) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни
3) выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность
4) функция государства - понятие управленческое, они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества
5) реализуется функция в определенных, преимущественно правовых формах и особыми характерными для государственной власти методами.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства. У последнего нет выбора - выполнять их или нет. Не выполненные государственные функции вызовут цепную реакцию негативных последствий общественной жизни. Функции государства следует отмечать как функции его отдельного органа. Последнее раскрывает социально целевое назначения конкретного органа, который через свои функции реализует свои компетенции. В отличие от функций государственных органов, функции государства выполняются всеми или многими его органами.
Классификация функции государства:
1) по продолжительности действия выделяют след функции:
- постоянные - характеризуется тем, что они выполняются на протяжении всех этапах его существования (функция обороны);
- временные - характеризуются непродолжительностью своего существования
2) по социальной значимости функции делятся на:
- основные
- не основные
3) по правовым формам осуществления делятся на:
- правотворческие
- правоохранительные
- управленческие
4) сфера деятельности
- внутренние функции нацелены на решение внутренних задач и показывают степень активности воздействия государства на общество (экономическая функция, социальная, политическая)
- идеологическая состоит в поддержке религиозной идеологии в организации образования, поддержания науки.
- экологическая функция
- внешние функции государства проявляются в его внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, а так же взаимоотношения с другими государствами. К числу внешних функций относятся:

А) обороны
Б) международного сотрудничества: внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

 

5) по причинам возникновения:
- классовые функции - защита существующего государства и общественного устройства , охрана господствующих форм собственности, подавления сопротивления эксплуатируемых классов.
- общесоциальные функции

Механизм государства

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов, учреждений и государственных предприятий , практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
1) целость механизма обеспечивается едиными принципами организации деятельности государства, органов, учреждений и предприятий, едиными задачами и целями их деятельности.
2) первичными частями и элементами механизма государства являются государственные органы, учреждения и предприятия, в которых работают государственные служащие.
7. При помощи механизма государства практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.
Механизм и аппарат государства признают совпадающими по объёму понятиями.
Структура механизма государства составляют след
1.Государственный аппарат,
Это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Следующие виды органов:
Органы законодательной власти, исполнительной власти, судебные органы - составляют аппарат государства.
2. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах.
3. Государственные предприятия - они учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли.

Орган государства

Органы государства - это элемент механизма государства , участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями.
Признаки государственных органов:
Органы государства - это часть единого государства, при этом он наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
Гос. орган состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органами.
Гос. органы имеют внутреннее строение и внутреннюю структуру.
У гос. органа имеется компетенция , т.е. список гласных полномочий определенного содержания и объекта. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решают и выполняют.
Согласно своей компетенции, гос. орган, обладает властными полномочиями, которые выражаются:

1) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты, которые могут быть нормативными или индивидуально определенными.
2) В обеспечении выполнения правовых актов органов государства, путем применения различных методов, в том числе метода принуждения.
Государственные органы в рамках своей компетенции выполняют от имени государства свойственные ему функции.
Каждый орган государства имеет территориальный масштаб своей деятельности.
Орган государства активно участвует в реализации функции государства, использует для этого соответствующие формы и методы.
Виды органов государства
1) по способу возникновения органы государства можно разделить на:
- первичные органы государства - никакими другими органами государства не создаются, они либо возникают в порядке наследования ( монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей ( Гос. дума);
- производные - они создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы.
2) по объему полномочий, органы государства можно разделить на:
- высшие ОГ - наиболее полно олицетворяют гос. власть и распространяются на всю территорию государства ( президент...).
- местные ОГ функционируют в административно-территориальных единицах;
3) по широте компетенции выделяются:
- общие - уполномочены решать широкий круг вопросов.
- специальные - специализируются на выполнение какой-либо одной функции.
4) по способу принятия решения делятся на
- коллегиальные
- единоначальные
5) в соответствии принципом разделения властей разделяются на
- законодательные
- исполнительные
- судебные
6) по длительности действия
- постоянные
- временные - создаются для решения какой то определенной задачи.

Типология государств.

Типология – это классификация отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объеденить группы на основе определенных критерий.

Формационный подход.С точки зрения марксизма под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно экономической информации, одному и тому же экономическому базису. Согласно данной типологии, 4 видам общественно-экономической информации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической) соответствует 4 вида государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Существуют иные подходы типологии государства: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Цивилизационный подход. Предложил Тойнби(американский историк). Каждой цивилизации соответствует свое государство.

Форма государства

Форма правления

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия ( от греч. единство)- форма правления при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства, монарха. Признаки монархии:

  1. Власть передаётся по наследству.
  2. Власть осуществляется бессрочно.
  3. Не зависит от воли изъявления населения.

Монархии можно подразделить на ограниченные и не ограниченные.

Не ограниченная, она же абсолютная монархия, характеризуется тем, что в таких монархиях отсутствует представительное учреждение народа. А единственным носителем суверенитета является монарх.

Ограниченные монархии, они же конституционные, характеризуются тем, что наряду с монархом, носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства, монарха. (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия). Ограниченная монархия подразделяется на парламентскую и дуалистическую.

Парламентская монархия, характеризуется следующими признаками:

  1. Правительство формируется из представителей определённых партий или партии.
  2. Лидер партии, обладающий большинством числом мест в парламенте, становится главой государства.
  3. В законодательной, исполнительной и судебной сфере власть монарха практически отсутствует и является символической.
  4. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом.
  5. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Дуалистическая монархия. В таких монархиях власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. В таких монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, так же монарху принадлежит право вето (может не подписать созданный парламентом закон), право роспуска парламента. Правительство в дуалистических монархиях формируются в независимости от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но и религиозное управление государством. Такие монархии именуются теократическими. (Саудовская Аравия). В современных условиях существуют нетипичные монархии, в которых глава государства не пожизненный, не наследственный, а избирается на определённый срок.

Республика (власть народа) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и изменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки:

  1. Выборность власти.
  2. Ограниченность срока полномочий власти.
  3. Зависимость от избирателей.

В зависимости от того кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия и т.д.) именно президент формирует правительство. В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция и т.д.) эту роль выполняет парламент. В смешанных республиках (Австрия, Болгария, Португалия, Польша, Финляндия) эту роль выполняют совместно и президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он одновременно является главой государства и правительства. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путём голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству или главе государства. Официально главой государства в таких республиках является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо населением. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место, его обязанности сводятся, как правило, к представительным функциям.

Смешанная республика. Характерной чертой является двойная ответственность президента и перед президентом и парламентом. В таких республиках и парламент и президент избирается населением. Главой государства является президент, он назначает главу правительства с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях правительства и утверждает его решения.

Парламент в свою очередь также имеет средство воздействия.

Политический режим

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений вобществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизмаи означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

· социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

· социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

· идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

· единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

· организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

· монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

· централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

· милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Президент РФ

Согласно положению гл.4 Конституции РФ Президент России является главой государства. Согласно Конституции Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти. Президент является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости, государственной целостности. Обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование всех органов государственной власти. Президент, как глава государства, представляет нашу страну во внутренних и международных отношениях. Также он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть только гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Вновь избранный президент вступает в должность по истечении срока полномочий предыдущего президента. При вступлении в должность президент приносит присягу. Президент РФ обладает широкими полномочиями. Он реализует их как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами. Президент РФ имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. В отношении формирования исполнительной власти он, во-первых, назначает с согласия государственной думы председателя правительства РФ. По предложению председателя правительства назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров; утверждает по предложению председателя правительства структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент принимает решение об отставке правительства. Имеет право возглавлять заседания правительства. Формирует и возглавляет совет безопасности, формирует администрацию президента, назначает и освобождает от должности полномочного представителя президента (в федеральных округах, гос. думе).

В сфере обороноспособности и безопасности страны утверждает военную доктрину и концепцию национальной безопасности. Является верховным главнокомандующим. Назначает и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает дипломатических представителей России.

На президента возложены полномочия, связанные с деятельностью государственной думы. Этой сфере президент назначает выборы государственной думы, распускает государственную думу на основании и в соответствии с Конституцией. Вносит законопроекты в государственную думу. Подписывает и обнародует законы, также обладает правом вето.

В отношении органов судебной власти предлагает совету федерации кандидатуры для назначения на должность судей конституционного суда, верховного суда и высшего арбитражного суда. Назначает всех федеральных судей. Вносит в совет федерации кандидатуру на должность генерального прокурора.

В социальной сфере президент РФ решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ, присваивает высшие специальные звания, осуществляет помилование.

В соответствии с конституцией РФ президент может быть отрешен от должности на основании обвинения, выдвинутого государственной думой РФ. Обвинение должно быть подтверждено заключение верховного суда, конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Отрешает президента от должности совет федерации.

Конституционный статус Федерального Собрания.

Согласно Конституции РФ Федеральное собрание является представительным и законодательным органом государственной власти. Федеральное собрание состоит из двух палат – государственной думы и совета федерации. Палаты ФС заседают раздельно. Совместные заседания палат проводятся для заслушивания послания президента, конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания палат парламента проходят открыто, гласно.

В совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному представителю от исполнительного органа гос.власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся отцверждение изменения границ между субъектами федерации, утверждение указов президента о введении военного положения, решение о вопросе использования вооруженных сил РФ за ее пределами, отрешение президента от должности, назначение судей, генерального прокурора.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе всеобщего избирательного права путем тайного голосования. Депутаты избираются сроком на 5 лет. Депутатом гос. Думы может быть гражданин РФ 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов ГД установлен Ф.З., в котором закреплена пропорциональная избирательная система. Это означает, что депутаты избираются по общефедеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутыми политическими партиями. Мандаты про этом распределяются пропорционально количеств набранных голосов между партиями, набравшими не менее 5% голосов избирателей.

Депутаты государственной думы работают на профессиональной основе, могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности на государственной основе.

В период осуществления своих полномочий депутаты государственной думы обладают неприкосновенностью.

К ведению государственной думы относится:

1) дача согласия президенту РФ о назначении председателя правительства;

2) решение вопроса о доверии правительству;

3) назначение и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ;

4) назначение и освобождение от должности уполномоченного по права человека;

5) объявление амнистии;

6) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности

С целью осуществления контроля над деятельностью правительства РФ и исполнением бюджета, обе палаты парламента образуют счетную палату.

Государственная дума может быть распущена президентов с следующих случаях:

1)после трехкратного отклонения кандидатуры председателя правительства;

2) в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия правительству;

3) при отказе в доверии правительству, если глава правительства сам поставил вопрос о доверии

Законодательные полномочия занимают особое место в полномочиях государственной думы.

Конституция РФ регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов.

Право законодательной инициативы принадлежит президенту РФ, совету федерации, членам совета федерации, депутатам гос.думы, правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному суду, верховному суду, высшему арбитражному суду по вопросам их ведения. Федеральные закон принимает государственная дума большинством голосов от общего числа её депутатов. При голосовании по проектам федерально-конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов. Принятые государственной думой законы в течение 5 дней направляются в совет федерации. Федеральный закон является одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа совета федерации, либо, если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения ФЗ советом федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению гос.думой. В случае несогласия гос.думы с решением совета федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов гос.думы. одобренный закон направляется на подпись президенту. Если президент отклонит закон, то гос.дума и совет федерации могут повторно его рассмотреть. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов гос.думы и членов совета федерации

Правительство РФ.

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет правительство. Правительство – это коллегиальный орган, в его состав входит председатель правительства, его замы и федеральные министры.

Председатель правительства назначает президентом с согласия государственной думы. Заместители председателя правительства и министры назначаются на должность президентом по предложению главы правительства. Члены правительства не могут занимать иную должность на государственной службе, а также в коммерческих, общественных органах и в политических партиях. Правительство может подать в отставку по своей инициативе, президент может принять эту отставку или отклонить. Президент имеет права отправить правительство в отставку по своей инициативе.

Полномочия правительства.

Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства. Осуществляет государственной управление и регулирование во всех сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение конституции и федеральных законов.

В области управления экономикой правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики, осуществляет управление государственной собственностью, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

В области социальной политики правительство разрабатывает программы социального развития, реализует единую политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры, а также в области социального обеспечения и социальной защиты.

В области обеспечения законности защиты прав и свобод граждан правительство принимает меры по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и т.д.

Помимо правительства в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Судебная власть в РФ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.058 с.)