Принцип разделения властей и его роль в организации и деятельности органов государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип разделения властей и его роль в организации и деятельности органов государства



Принцип разделения властей- это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему издержек и противовесов. В своем классическом виде принцип разделения властей сводится к тому, что задачи единой государственной власти должны осуществляться различными органами независимо друг от друга. Принцип разделения властей существует также на уровне судебной федерации. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Оно не сводится к механическому разделению труда, функций и полномочий между различными органами государстввенной власти. Разделение властей должно сопровождаться системой издержек и противовесов. Каждому органу власти-законодательному, исполнительному, судебному предоставлен закон права контролировать работу других. Так, согласно конституции РФ, исполнительная власть может воздействовать на сферу законодательных полномочий парламента. Парламент- утверждает бюджет, контролирует деятельность исполнительных органов. Президент имеет право не подписать законы принятые парламентом. Разделение властей выражается в разграничении компитенции, взаимном контроле, в системе издержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотребелением властью.

Законодательная власть – это представительная власть, осуществляемая как правило выборными коллегиальными органами, основная функция которых принятие законов. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая функция. Утверждает государственный бюджет страны, контролирует работу исполнительной власти, участвует во внешнем политическом процессе, решает вопрос обороны страны, осуществляет определенные судебные функции.

Исполнительная власть – в отличии от законодательной, по своей сути носит вторичный производный характер. Все действия и акты исполнительных органов основываются на законе, не должны ему противоречить и все действия направлены на организацию исполнения закона. Одним из существенных признаков исполнительной власти является то, что она опирается на людские,материальные, финансовы и иные ресурсы. Используют чиновников, административно вооруженные формирования(армия, полиция и т.д.). Силовой характер исполнительной власти составляет объективную основу для возможной узурпации (сосредоточение) всей полноты государственной власти в исполнительной форме. Поэтому необходим действенный контроль за деятельностью исполнительных органов со стороны законодательной и судебной власти. Исполнительная власть реализуется государством через правительство, а иногда через президента (юридически или фактически) и его органы. Правительство призвано обеспечить охрану существующего общественного порядка, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Судебная власть – эта власть призванная от имени государства осуществлять правосудие. Она представляет собой единую общегосударственную систему судебных органов.

Типология государств.

Типология – это классификация отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объеденить группы на основе определенных критерий.

Формационный подход. С точки зрения марксизма под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно экономической информации, одному и тому же экономическому базису. Согласно данной типологии, 4 видам общественно-экономической информации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической) соответствует 4 вида государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Существуют иные подходы типологии государства: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Цивилизационный подход. Предложил Тойнби(американский историк). Каждой цивилизации соответствует свое государство.

Форма государства

Монократическая форма государства

В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанатеОман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (фашистский режим вГермании и Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии[3].

Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:

· Теократическая монократия, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);

· Экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская Германия и Италия, диктатура Франко в Испании, режим красных кхмеров в Камбодже);

· Милитаристская монократия, когда государственная власть принадлежит военному совету, а фактически — его руководителю (Ирак при Саддаме Хусейне, в настоящее время (Мьянма, Фиджи);

· Монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР).

Поликратическая форма государства

Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.[3].

Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:

· Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);

· Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).

Сегментарная форма государства

Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:

· Сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);

· Более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).

Форма правления

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. единство)- форма правления при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства, монарха. Признаки монархии:

  1. Власть передаётся по наследству.
  2. Власть осуществляется бессрочно.
  3. Не зависит от воли изъявления населения.

Монархии можно подразделить на ограниченные и не ограниченные.

Не ограниченная, она же абсолютная монархия, характеризуется тем, что в таких монархиях отсутствует представительное учреждение народа. А единственным носителем суверенитета является монарх.

Ограниченные монархии, они же конституционные, характеризуются тем, что наряду с монархом, носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства, монарха. (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия). Ограниченная монархия подразделяется на парламентскую и дуалистическую.

Парламентская монархия, характеризуется следующими признаками:

  1. Правительство формируется из представителей определённых партий или партии.
  2. Лидер партии, обладающий большинством числом мест в парламенте, становится главой государства.
  3. В законодательной, исполнительной и судебной сфере власть монарха практически отсутствует и является символической.
  4. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом.
  5. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Дуалистическая монархия. В таких монархиях власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. В таких монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, так же монарху принадлежит право вето (может не подписать созданный парламентом закон), право роспуска парламента. Правительство в дуалистических монархиях формируются в независимости от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но и религиозное управление государством. Такие монархии именуются теократическими. (Саудовская Аравия). В современных условиях существуют нетипичные монархии, в которых глава государства не пожизненный, не наследственный, а избирается на определённый срок.

Республика (власть народа) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и изменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки:

  1. Выборность власти.
  2. Ограниченность срока полномочий власти.
  3. Зависимость от избирателей.

В зависимости от того кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия и т.д.) именно президент формирует правительство. В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция и т.д.) эту роль выполняет парламент. В смешанных республиках (Австрия, Болгария, Португалия, Польша, Финляндия) эту роль выполняют совместно и президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он одновременно является главой государства и правительства. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путём голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству или главе государства. Официально главой государства в таких республиках является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо населением. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место, его обязанности сводятся, как правило, к представительным функциям.

Смешанная республика. Характерной чертой является двойная ответственность президента и перед президентом и парламентом. В таких республиках и парламент и президент избирается населением. Главой государства является президент, он назначает главу правительства с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях правительства и утверждает его решения.

Парламент в свою очередь также имеет средство воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.012 с.)