Теории происхождения государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения государства.



1. Теологическая теория (религиозные деятели Древнего Востока идеологи ислама и современной католической церкви). Наиболее широкое распространение теория получила при феодализме. «Государство создано Богом».

2. Патриархальная теория.

Представители – Аристотель, Михайловски. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи – глава государства, монарх. Его власть – продолжение отцовской власти.

3. Органическая теория (19в – Спенсер, Прейс) – человечество возникает как результат революции животного мира.

4. Теория насилия – возникновение государства факторами военно-политического характера. Завоевание одним племенем другого.

5. Психологическая – 19в. – появление государства как свойство человеческой психики : желание подчиняться, подражать, потребность индивиду жить в коллективе, поиск авторитета, желание подчинять.

6. Теория общественного договора или естественного права. Согласно этой теории, до появления госудрства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось по-разному (война всех против всех, всеобщее благоденствие). В большинство концепций входит идея естественного права, т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых естественных прав, полученных от Боги или от природы. В процессе развития, права одних противоречат правам других. Нарушается порядок, возникает насилие. Из этого следует договор о создании государства, добровольна передавая ему часть своих прав. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.

7. Историко-материалистическая – Маркс, Энгельс..

Государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, экономическое развитие которого обеспечивает материальные условия развития государства, определяет социальные изменения развития общества.

Признаки государства и его определение.

1. Наличие в обществе учреждений политической (публичной власти). Публичная власть характеризуется как организованная сила. Она обеспечивает единство действий больших групп населения, народа в целом и поддерживает устойчивый порядок. Государственная власть для своего осуществления имеет определенные структуры (механизмы), особую категорию лиц, главным назначением которой является управленческий труд. Никакого участия в производстве материальных благ этот аппарат правления не принимает. Наличие аппарата принуждения – особое подразделение, которое организует исполнение государственного веления (полиция).

2. Наличие территории. Власть государства осуществляется в пределах определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Наличие налогов и сборов, установленных государством, государственных займов.

4. Издание государственных законно и других правовых актов, обязательных для всего населения.

5. Наличие суверенитета. Роль суверенитета определяется тем, что он означает верховенство государственной власти внутри государства (внутренний суверенитет), независимость от других государств (внешний суверенитет).

Государство – это политическо-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

 

Сущность государства

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется.

Подходы к определению сущности государства:

1. Теория элит

2. Технократический

3. Классовый

4. Общесоциальный

5. Религиозный

6. Национальный

7. Расовый

 

1. Теория элит:

Сторонники этой теории (20в) считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять государственными делами; государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества (элите) до тех пор, пока одна властвующая элита не сменит другую.

2. Технократическая:

Властвовать и управлять могут и должны профессионалы-управленцы.

3. Классовая:

Политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и исполняется в его интересах.

4. Общесоциальный:

Механизм преодоления общественных противоречий путем достижения общественного компромисса.

 

Правовое государство.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления.

Признаки:

1) верховенство правового закона;

2) все нижестоящие нормативно-правовые акты должны соответствовать нормативно-правовым актам более высшего уровня;

3) законосодержательность;

4) в правовом государстве должен действовать принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Данный принцип должен действовать в отношении всех граждан. В отношении государственных организаций, должностных лиц должен действовать обратный принцип.

5) принцип взаимной ответственности государства и личности;

6) направленность всей деятельности государства на защиту прав и свобод и законных интересов личности;

7) определенный уровень правосознания и правовой культуры;

8) наличие в обществе эффективных и надлежащих механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных признаков. Прежде всего это достигается эффективной работой праоохранительных органов;

9) наличие разделения властей;

10) наличие гражданского общества

Гражданское общество – общество способное противостоять государству, контролировать его деятельности, и в случае необходимости, указать государству его место. Это общество, которое способно сделать свое государство правовым.

Условия существования гражданского общества:

- экономическая свобода

- многообразие форм собственности

- рыночные отношения

Функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций государства:
1) функция государства это не любое, а именно основное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении всего своего существования обойтись не может.
2 ) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни
3) выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность
4) функция государства - понятие управленческое, они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества
5) реализуется функция в определенных, преимущественно правовых формах и особыми характерными для государственной власти методами.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства. У последнего нет выбора - выполнять их или нет. Не выполненные государственные функции вызовут цепную реакцию негативных последствий общественной жизни. Функции государства следует отмечать как функции его отдельного органа. Последнее раскрывает социально целевое назначения конкретного органа, который через свои функции реализует свои компетенции. В отличие от функций государственных органов, функции государства выполняются всеми или многими его органами.
Классификация функции государства:
1) по продолжительности действия выделяют след функции:
- постоянные - характеризуется тем, что они выполняются на протяжении всех этапах его существования (функция обороны);
- временные - характеризуются непродолжительностью своего существования
2) по социальной значимости функции делятся на:
- основные
- не основные
3) по правовым формам осуществления делятся на:
- правотворческие
- правоохранительные
- управленческие
4) сфера деятельности
- внутренние функции нацелены на решение внутренних задач и показывают степень активности воздействия государства на общество (экономическая функция, социальная, политическая)
- идеологическая состоит в поддержке религиозной идеологии в организации образования, поддержания науки.
- экологическая функция
- внешние функции государства проявляются в его внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, а так же взаимоотношения с другими государствами. К числу внешних функций относятся:

А) обороны
Б) международного сотрудничества: внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

 

5) по причинам возникновения:
- классовые функции - защита существующего государства и общественного устройства , охрана господствующих форм собственности, подавления сопротивления эксплуатируемых классов.
- общесоциальные функции

Механизм государства

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов, учреждений и государственных предприятий , практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
1) целость механизма обеспечивается едиными принципами организации деятельности государства, органов, учреждений и предприятий, едиными задачами и целями их деятельности.
2) первичными частями и элементами механизма государства являются государственные органы, учреждения и предприятия, в которых работают государственные служащие.
7. При помощи механизма государства практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.
Механизм и аппарат государства признают совпадающими по объёму понятиями.
Структура механизма государства составляют след
1.Государственный аппарат,
Это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Следующие виды органов:
Органы законодательной власти, исполнительной власти, судебные органы - составляют аппарат государства.
2. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах.
3. Государственные предприятия - они учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли.

Орган государства

Органы государства - это элемент механизма государства , участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями.
Признаки государственных органов:
Органы государства - это часть единого государства, при этом он наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
Гос. орган состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органами.
Гос. органы имеют внутреннее строение и внутреннюю структуру.
У гос. органа имеется компетенция , т.е. список гласных полномочий определенного содержания и объекта. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решают и выполняют.
Согласно своей компетенции, гос. орган, обладает властными полномочиями, которые выражаются:

1) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты, которые могут быть нормативными или индивидуально определенными.
2) В обеспечении выполнения правовых актов органов государства, путем применения различных методов, в том числе метода принуждения.
Государственные органы в рамках своей компетенции выполняют от имени государства свойственные ему функции.
Каждый орган государства имеет территориальный масштаб своей деятельности.
Орган государства активно участвует в реализации функции государства, использует для этого соответствующие формы и методы.
Виды органов государства
1) по способу возникновения органы государства можно разделить на:
- первичные органы государства - никакими другими органами государства не создаются, они либо возникают в порядке наследования ( монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей ( Гос. дума);
- производные - они создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы.
2) по объему полномочий, органы государства можно разделить на:
- высшие ОГ - наиболее полно олицетворяют гос. власть и распространяются на всю территорию государства ( президент...).
- местные ОГ функционируют в административно-территориальных единицах;
3) по широте компетенции выделяются:
- общие - уполномочены решать широкий круг вопросов.
- специальные - специализируются на выполнение какой-либо одной функции.
4) по способу принятия решения делятся на
- коллегиальные
- единоначальные
5) в соответствии принципом разделения властей разделяются на
- законодательные
- исполнительные
- судебные
6) по длительности действия
- постоянные
- временные - создаются для решения какой то определенной задачи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.01 с.)