Понятие, признаки, сущность государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки, сущность государства.



Понятие, признаки, сущность государства.

Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государству присущи следующие признаки:

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. Суверенитет.

Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.

Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное пространство, континентальный шельф и др. Населени е, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население гос-ва может состоять из одного народа или быть многонациональным. Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой слоем людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм гос-ва позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Гос-во осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и др. нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому гос-ву в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощь правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Насилие является последним аргументом, к которому прибегают политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности гос-ва. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных гос-в. Поэтому вооруженное силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого гос-ва. Но армия применяется не только для защиты территориальной целостности, но также может использоваться и в критических внутренних конфликтах (хотя это и не является ее прямой задачей). Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного гос-ва не обязаны юридически выполнять приказы других гос-в. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет- это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет- это независимость во внешних делах.

Формы и функции государства.

Понятие формы государства и её основные элементы.

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

2. Форма правления.

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики.

В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия.

В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики - президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики - советская республика, суперпрезидентская республика

3. Форма государственного (территориального) устройства.

Форма государственного устройства -способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) - сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями

4. Государственный (политический) режим.

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный

5. Взаимосвязь элементов формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Структура нормы права.

Структура нормы права -совокупность элементов нормы, согласованных между собой, что позволяет обеспечить норме способность регулировать общественные отношения.

 

Всякая норма-правило поведения имеет следующую структуру:

1) Гипотеза — часть нормы права, в которой содержится условие или обстоятельство при наступлении или наличие которых правило поведение начинает действовать

- содержит юридические факты, т. е. Конкретные жизненные обстоятельства, возникающие по воле людей или независимо от их воли и приводящее в действие правило поведения («если»)

- может быть указано одно или несколько условий

 

2) Диспозиция — центральная часть нормы, в которой выражено само правило поведения, т.е. определены права и обязанности сторон

- 3 элемента: права, обязанности, стороны

 

3) Санкция — часть правовой нормы, в которой содержится вид и мера ответственности, наступающей в соответствии нарушения диспозиции, т. е. совершения правонарушений

- без нее норма бессильна, т. к. не может работать. Поддерживает силу нормы.

Санкции делятся на:

*штрафные

*восстановительные

*предупредительные

 

По определенности:

* абсолютно определенные санкции (строго)

* относительно определенные (от... до...; или)

*альтернативные

 

Источники права

способы внешнего выражения права путем письменного закрепления в официальных документах, нормативных индивидуальных предписаний с целю придания им четкости, стабильности, единообразия. Формы права и источники права отождествляются

 

1. Нормативно-правовой акт — официальный письменный документ, принятый/изданный уполномоченным государственным органом (или путем референдума), содержащий нормы права и являющийся обязательным для исполнения

Признаки:

- исходит от лица государства каким-либо государственным органом (или референдумом)

- содержит нормы права, которые регулируют наиболее типичные общественные отношения

- адресован неопределенному числу субъектов

- например, Гражданский кодекс (типовой) — действует неоднократно, опирается на государственную силу (санкция)

2. Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, являющейся обязательным для применения при принятии решения судом по аналогичному делу

Признаки:

- создается судом

- прецедент всегда представляет собою решение по определенному делу и в отношении определенного лица

- судебный прецедент является обязательным для судов такой же или низшей инстанцией

- В России: прецедент конституционного, верховного и арбитражного суда

3. Правовой обычай — санкционированный государством обычай, применяемый в какой либо сфере жизни общества путем ссылки на него в законе

Признаки

- не записывается в законе (НПА), не излагается в законе, а в законе только указывается, когда возможно применении обычая

- по юридической силе обычай ниже закона, договора. Применяется если таковые отсутствуют

- применении запрещено в публичном праве

- В гражданском кодексе ст.5 — закрепляет правовой обычай

4. Правовой договор — договор (согласие) между двумя или более лицами, в соответствии с которым устанавливаются их права и обязанности в соответствие с интересами этих сторон

Признаки:

- может иметь как нормативный характер, так и индивидуальный. Нормативный — общие установления (международный договор)

- может заключаться как государственными органами, так и конкретными лицами

- носит письменный характер (может иметь и устный)

5*. Правовая доктрина

 

Законы и подзаконные акты.

Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно правовой акт выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Признаки закона:

1Принимаются только высшими представительными органами власти или народом.

2Регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений.

3Обладают высшей юридической силой.

4Имеют особую структуру, состоят из определённого набора элементов называемых реквизитами.

Конституция РФ это государственно политический документ учредительного характера основополагающая начло всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Федеральные конституционные законы – такие акты необходимость принятия которых предусмотрена самой конституцией (о правительстве, о конституционной системе, о гербе, о флаге).

Обыкновенные законы

Издаются в процессе текущей законодательной деятельности и составляют основную массу законов. Обыкновенные законы делятся:

3) Кодификационные. Определяет нормативные основы отдельной отрасли (института законодательства), регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений. Кодификационные законы могут выражаться в формах:

А) Основ законодательства (об охране окруж. среду)

Б) Кодекс – крупный сводный акт детально регламентирующий отдельную сферу отношений. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (уголовный кодекс), либо содержит основную по объему самую важную часть таких норм (трудовой кодекс, гражданский кодекс).

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов.

4) Текущие законодательство, основная масса законов.

Подзаконные акты – принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строиться на их строгой соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа издающего подзаконный акт в общий иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа принявшего подзаконный нормативный акт их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные.

6) Общие подзаконные акты, издаются правотворческими органами общей компетенции (указы главы государства). Указы обладают большей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внешней и внутренней политики государства.

7) Акты правительства, принимаемые на основе закона и указов президента (постановление), по разным вопросам.

8) Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции, министерствами, гос. Комитетами и иными ведомствами. Регулируют отношение складывающийся внутри соответствующего ведомства. Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, уставав и т.д. В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативны акты действие которых распространяется на неподчинённые непосредственно им объекты управления а также граждан. Такие акты принимаются в частности министерством финансов, миннздравсоцразвитие и т.д.

9) Местные нормативные акты (акты органов МЦУ) принимаются представительными и исполнительными органами на местах.

10) Локальные нормативные акты (внутриорганизационные) принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций, для регулирования их внутренней деятельности. Распространяют своё действие на работников в соответствующих предприятиях (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

 

Понятие, признаки, сущность государства.

Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государству присущи следующие признаки:

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. Суверенитет.

Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.

Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное пространство, континентальный шельф и др. Населени е, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население гос-ва может состоять из одного народа или быть многонациональным. Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой слоем людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм гос-ва позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Гос-во осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и др. нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому гос-ву в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощь правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Насилие является последним аргументом, к которому прибегают политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности гос-ва. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных гос-в. Поэтому вооруженное силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого гос-ва. Но армия применяется не только для защиты территориальной целостности, но также может использоваться и в критических внутренних конфликтах (хотя это и не является ее прямой задачей). Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного гос-ва не обязаны юридически выполнять приказы других гос-в. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет- это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет- это независимость во внешних делах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.037 с.)