Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды функций государства.

Поиск

Понятие и виды функций государства.

В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

1. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.

2. Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.

Рассмотрим основные формы государственных функций.

1. Правовые, которые подразделяются на следующие формы:

o правотворческую (правоустановительную);

o правоприменительную;

o правоохранительную.

2. Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).

Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.

10. Правовые формы осуществления функций государства.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая — деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная — деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная — деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

11. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства — это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.

Форма правления — это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:

· древневосточную (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя);

· феодальную (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии);

· конституционную, включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии.

Республика — форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.

12. Понятие, признаки и виды монархий.

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Признаки монархии как формы правления

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

. наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);

. наследственный порядок преемственности верховной власти;

. юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия

Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие, каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. В полномочия входят (законодательный, исполнительный, судебный процесс), а также духовный (религиозный). Т. е. вся власть в руках монарха.

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ограниченная монархия

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно — представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

2.2.1. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения.Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

2.2.2. Парламентарная монархия — более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

13. Понятие, признаки и виды республик.

Республика- власть народа.

Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки республики:

· Во главе государства — президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).

· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.

· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин «систему сдержек и противовесов» и взаимодействие всех ветвей власти.

Виды республик.

Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики — отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики — США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики — Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры — Франция, Россия, Югославия.

14. Характеристика унитарной формы государственного строя.

Унитарное государство.

Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не имеют признаков государственности. В таких государствах, как правило, существует одна конституция, один высший представительный, орган, одно правительство и т.д. Однако в состав унитарного государства могут входить автономные образования — национально-территориальные единицы с особым статусом, они образуются, как правило, на территориях проживания национальных меньшинств. Автономии могут иметь признаки государственности — конституцию, законодательство, высшие государственные органы и т.п. В зависимости от взаимоотношений центральных и территориальных органов власти и порядка формирования последних унитарные государства подразделяются на централизованные (органы власти административно-территориальных единиц формируются центром) и децентрализованные (органы власти административно-территориальных единиц избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью). Большинство всех государств — унитарные, эта форма государственного устройства обеспечивает хорошую управляемость и государственное единство, оно идеально подходит для государств с небольшой или средней территорией.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания и др.

15. Характеристика федеральной формы государственного строя.

Федерация - представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерации могут быть образованы в результате договора между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это в большинстве своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках — ФРГ, Россия, США, Австрия, Австрали� и т.д.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. Субъекты, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация — единое суверенное государство. Суверенность власти означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, а в принципе неограниченность и неделимость.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеративной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германии земли имеют свои законодательные органы: однопалатные ландтаги (в Баварии — двухпалатный), правительства во главе с премьер-министром и земельные суды.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах — наличие двух уровней высших государственных органов — федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

16. Конфедерация как форма объединения государств.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. «союз») — фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко.

Таким образом, конфедерацияпредставляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и вбольшинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

17. Государственно-политический режим: понятие и виды.

Характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим характеризуется как демократический, авторитарный или тоталитарный.

2. Демократический режим (демократия).

Демократия — такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.

В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.

3. Авторитарный режим.

Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

4. Тоталитарный режим.

Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

5. Анархия.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

18. Понятие механизма и аппарата государства. Принципы организации и деятельности аппарата современных государств.

под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно — распорядительная функция.

Механизм (аппарат) государства — это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие:

· механизм государства — это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

· механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

· органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

· каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

· для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Основными принципами механизма государства являются:

1. Принцип разделения властей;

2. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;

3. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны:

o принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов;

o принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства

Виды правоотношений.

Виды правоотношений строятся на основании 1.предмета правового регулирования: это конституционные, административные, уголовные, гражданские и др.; 2.характера правового регулирования: материальные и процессуальные;3.функциональной роли: регулятивные (определяющие содержание прав и обязанностей) и охранительные (применение санкций);4.природы юридической обязанности: пассивные и активные; 5.степени определенности сторон (по субъектам): общие (правоотношения возникают в силу закона), абсолютные (определена лишь управомоченная сторона) и относительные (конкретно определены обе стороны); 6.продолжительности действия: на кратковременные и долговременные; 7.состава участников: на простые (которые не делятся на составные части, элементарные) и сложные (включающие в себя систему элементарных правоотношений, например, уголовно-исполнительные, исправительно-трудовые); 8.целей правоотношения: статические (закрепляющие определенный объем прав и обязанностей) и динамические (стимулирующие положительные изменения).

Общие правоотношения, в отличие от конкретных, выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, обязанностей. Эти правоотношения возникают на основе норм Конституции и являются базовыми для отраслевых правоотношений. Общие правоотношения именуются также общерегулятивными. В абсолютных правоотношениях точно известна одна сторона — управомоченная, которой противостоит круг обязанных лиц (все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного). В относительных правоотношениях конкретно определены все участники (управомоченные и обязанные).

Виды правонарушений.

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Основными критериями разграничения преступлений и проступков являются: характер и степень общественной вредности, субъективный фактор и др. Меры ответственности определены санкциями правовых норм, которые содержат итоговую правовую оценку деяния. Санкции бывают право-восстановительными и штрафными (карательными). Преступления (уголовные правонарушения) — это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства. Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, причиняют более тяжелый вред охраняемым в законодательстве интересам. Преступление — это только деяние общественно опасное, противоправное, виновное, наказуемое. Проступки — это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Проступки бывают: Гражданские проступки (деликты) — это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, исполнение неисполненной обязанности и др. Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок. Виды административных взысканий (штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и др.) Дисциплинарные проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе. Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность (замечание, выговор, увольнение и др.).

Виды правосознания.

Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Профессиональное правосознание – понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы. Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям…… но это другой вопрос!!!

96.Понятие и элементы правовой культуры лица, его значения для формирования правового государства в Украине. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. «Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей». Элементы правовой культуры имеют количественные характеристики, анализ которых позволяет, выделяют три типа правовой культуры личности: гражданский, подданнический и переходный.
Гражданский тип характеризуется высокой степенью правовой просвещенности, использованием специальных источников информации о своих правах и свободах, активными действиями и значительной активностью и реактивностью в правовом поведении. Под реактивностью понимаются ответные реакции на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В оценочном аспекте гражданскому типу присуще отношение к правозащитным и судебным системам как значимым инструментам, несмотря на имеющиеся недостатки. Подданнический тип является противоположностью гражданского. Он характеризуется низкой правовой просвещенностью, нежеланием пополнять свои знания о правах и свободах. Представители данного типа склонны полагать, что защита прав и свобод граждан — дело государственных органов. Вместе с тем для данного типа характерно принципиально негативное отношение к правоохранительным и судебным органам. В случае нарушения прав и свобод субъекты данной ориентации прибегают к самым примитивным, чаще всего аффективным или силовым средствам. В вопросах реформирования правозащитной сферы делают акцент на административных, карательных мерах. Переходный тип характеризуется сочетанием черт, принадлежащих как гражданскому, так и подданническому типам. Преобладание тех или иных черт свидетельствует о существующей тенденции развития правовой культуры личности. Развитие правовой культуры для формирования правового государства в Украине имеет самое огромное значение, если в обществе не будет сформирована правовая культура понимание, этой культуры, ее развитие, то ни о каком правовом государстве и речи не может быть во всяком случаи на должном уровне…… гражданин любого правового государства должен уметь пользоваться и уметь доказывать свои права и свободы, закрепленные за ним в основном законе (Конституции), а основной закон и есть то самое главное начало строения правового государства с него все начинается, на основе Конституции уже строиться вся правовая система государства…

Понятие и виды функций государства.

В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

1. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.

2. Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.

Рассмотрим основные формы государственных функций.

1. Правовые, которые подразделяются на следующие формы:

o правотворческую (правоустановительную);

o правоприменительную;

o правоохранительную.

2. Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).

Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.

10. Правовые формы осуществления функций государства.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая — деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная — деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная — деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

11. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства — это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.

Форма правления — это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:

· древневосточную (первая в истории человечества форма правления)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.016 с.)