Правоотношения: понятие, признаки, структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоотношения: понятие, признаки, структура



Правовое отношение - особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещённом государством. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Признаками правоотношений являются:

1) Правоотношение носит волевой характер, т.к. является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон.

2) Правоотношение носит дву- или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками через их взаимные субъективные права и юридические обязанности.

3) Правоотношение, как правило, возникает на основе фактов, предусмотренных юридическими нормами. В некоторых случаях правоотношение само является основанием для формирования этих норм.

Структура правоотношения.

Правоотношение состоит из следующих элементов:

1) содержание правового отношения: субъективное право (мера возможного, дозволенного поведения субъекта) и юридическая обязанность (мера должного, необходимого поведения субъекта);

2) субъект правоотношения - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять лично или через представителя принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности;

3) объект правоотношения - это реальное благо, на использование или охрану которого направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих субъективных прав и юридических обязанностей;

4) основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения, в качестве которых выступают:

а) норма права – как юридическое основание;

б) юридический факт (конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений) – как фактическое основание;

5) форма правоотношения – элемент, указывающий на способ внешнего закрепления содержания правоотношения (различные варианты письменной формы, конклюдентные действия, молчание). Указанный элемент играет важное значение в частно-правовых отношениях (например, несоблюдение формы сделки может повлечь ее недействительность).

Вопрос 25 Понятие формы государственного устройства. Унитарные и федеративные государства. Унии.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство выражается в делении территории государства на определенные административные единицы. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Унитарное государство - это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, обладающие равными правами. То есть административное деление характеризуется равным положением всех субъектов. Такие государства появляются там, где есть одна (табельная) нация.

Федерация - сложное государство, образованное на основе заключения союзов между самостоятельными субъектами, объединившимися для создания единого государства и решения общих задач.

Наряду с федерацией в науке выделяется понятие конфедерации. Конфедерация - временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенитета, созданный для решения общих экономических, политических целей. Со временем оно трансформируется в более прочный союз и становится федерацией либо распадается на самостоятельные суверенные государства.

  • Уния как форма государственного устройства – государственное образование на основе совмещения высших органов власти нескольких государств (обычно глав государств).

Признаками унии можно считать следующие:

  1. монархия как форма правления (обычно);
  2. возникновение на основе общей традиции престолонаследия;
  3. часто на основе унии может возникать империя (или наоборот), то есть империя и уния не являются принципиально разными формами государственного устройства, в отличие от унитарного государства и федерации;
  4. фактическое объединение высших органов власти нескольких государств. То есть высший орган власти одного государства является таковым и в другом. Возможны и варианты: существование объединенных органов власти при сохранении собственных властных и управленческих инстанций (Австро-Венгерская уния под властью династии Габсбургов: нормотворческий законотворческий орган – имперская делегация, исполнительные органы – три имперских министерства). Здесь просматривается значительное сходство с империей как формой государственного устройства;
  5. относительно высокая (хотя бы формально, а часто – и фактически) политическая самостоятельность входящих в унию государств. Если империя характеризуется абсолютной властью имперского центра над периферией, то в унии противопоставление «метрополия – периферия» может отсутствовать. Единство унии основано на единстве, прежде всего, традиции управления. Государства, входящие в унию, имеют образуемые самостоятельно, без участия «центральных» властей,, образуемые высшие органы власти и управления (парламент, правительство). Участники унии хотя бы формально сохраняют свой суверенитет;
  6. возможно образование унии с использованием договоров, договорное регулирование отношений в унии.

Различают унии личные (персональные) и реальные (органические).

Личная уния подразумевает объединение двух или более государств под властью одного правителя, монарха. Формальное основание личной унии – династические браки, пресечение правящей династии в случае определенного порядка престолонаследия (предполагающего приглашение правителя). При этом условия и порядок наследования престола, получения статуса главы государства во входящих в унию государствах могут быть различны.

В силу этого личная уния является довольно нестабильным образованием. В случае различий в порядке определения личности главы государства рано или поздно возникает ситуация, когда престол одного из них займет лицо, не признаваемое государем по закону другого. В качестве примера можно привести распад унии между Англией и Ганновером в XIXв. (в Ганновере лица женского пола не допускались к наследованию трона).

Реальная уния формализована законодательно, ее единство обусловлено общими традициями управления и правовыми установлениями. В случае наследственного монархического правления наследник трона в одном из государств реальной унии является таковым и в другом. Реальная уния часто скрепляется системой совместно принимаемых государствами – членами унии законов (Австро-Венгрия объединялась не только на основе правления Габсбургов, но и на основе законов, одобренных австрийским и венгерским парламентами), системой договоров между ними.

В настоящее время единственным примером реальной унии может служить Британское содружество. Его структура является сложной. Собственно в унию объединены семнадцать стран, которые можно считать его «ядром»: Великобритания, Канада, Австралия, Гренада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Маврикий, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу. Во всех этих государствах официальным главой государства является британский монарх. Причем королевская власть считается верховной властью не только для входящих в эту унию федераций как единого целого, но и для каждого их субъекта.

Интересно, что единство Британской унии обеспечивается единой правовой и политической традицией, а не единой властью формального главы государства, который даже в Великобритании «царствует, но не правит». Постепенно прекращают свое существование единые органы управления в рамках содружества (уже упразднено британское министерство по делам содружества). Государства под властью британской короны уже абсолютно самостоятельны политически и суверенны, хотя объединение в унию все же имеет для них реальные политические и правовые последствия. Например, правовые и судебные системы стран содружества весьма схожи, широко распространено заимствование из права Великобритании. Невозможно представить нахождение государств Британской унии в состоянии войны друг с другом: военное положение должно быть ратифицировано (хотя бы формально) монархом. Состояние в унии налагает на государства Британского содружества и некоторые «моральные» обязательства: применительно к военному времени все государства унии автоматически являются союзниками против общего врага, как это было во Второй Мировой войне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.008 с.)