Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Общая характеристика основных отраслей российского права.

Поиск

Вопрос 4.Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Отрасль права – это совокупность однородных правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений присущей ей методом правового регулирования.

Виды: 1) Профилирующие (базовые) – те, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, они делятся на материальные и процессуальные. Материальные – отрасли, которые непосредственно посвящены правам и обязанностям субъектов, а также другим юридическим вопросам по существу: гражданское, конституционное, уголовное, административное. Процессуальные – те, которые посвящены вопросам продцедурно-процессуального характера и направлены на реализацию юридических возможностей, закрепленных в материальных отраслях (арбитражно-процессуальное права, гражданско-процессуальное право).

Процессуальная отрасль без материальной беспредметна, а материальная без процессуальной бессильна.

2) Производственные (специальные) – упорядочивание относительно узкие группы общ. отн. и являются производными от базовых отраслей. К ним относится труд., сем., жилищное, земельное, финансовое и др.

3) Комплексные – имеющие комплексный предмет и метод регулирования и включает нормы 2 и более отраслей права (Например: муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным, предпринимательское - между гражданским и финансовым).

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет - то, что регулирует отрасль совокупность общ-ных отн-ий. Это фактически отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен: трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Метод правового регулирования то, как регул-тся отн-ния, совокупность приемов юр-го воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Вопрос 8.Понятие правовой системы. Характеристика основных правовых систем.

Понятие правовой системы.

Правовая система (от англ. legal system) - правовая организация общества, совокупность институтов, согласованных и взаимосвязанных юридических средств, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение человечества. Методами этого воздействия есть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция и др. В таком смысле правовую систему можно разбирать как совокупность 3-х состовляющих: норм права, правовых принципов и институтов (нормативный элемент); правовых учреждений; правовых идей, взглядов, традиций правовой культуры. Так же система права может быть одним из слагаемых правовой системы. Определение правовой системы в данном значении больше понятия права в объективном смысле, они относятся друг к другу как целое и часть.

Исходя из этого получил обоснование и больше точный подход к понятию правовой системы: его нужно отграничить от эл-ов, затрагивающими понятиями «государство» и «политическая система» (органы, учреждения, структуры). В такой ситуации понятие правовой системы включает 4 подгруппы элементов:

а) правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм);

б) правотворчество (как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов, а также других правовых актов);

в) правовой массив (структурно оформленная совокупность официально установленных и связанных между собой правовых актов);

г) правоприменение (способы реализации правовых актов и обеспечения законности).

Данные элементы непосредственно связаны друг с другом. Удаление или частичное приглушение одного из них может привести к сбоям внутрисистемных связей и понижению эфффективности всей правовой системы В этом понимании правовая система может быть рассмотрена как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права.

В более узком понятии правовая система расспознается как целостное единство правовых норм и актов национального права, разделенных на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права. В контексте ст. 15 Конституции РФ понятие «Правовой системы» допустимо толковать именно таким образом. Правовая система включает правовые акты федеральных органов гос-ной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права тоже являются частью правовой системы нашего государства. В рамках единой правовой системы эти акты взаимосвязаны и находятся в определенном иерархическом соотношении друг с другом.

Термином «Правовая система» иногда обозначают также структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов. Принято различать следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

  1. Классификация правовых систем. Характеристика основных правовых семей народов мира: романо-германской, англосаксонской, религиозно- традиционной.

В мире существует множество государств и, соответственно, правовых систем. Все они в той или иной мере оказывают влия­ние друг на друга, и поэтому имеют общие признаки.

Для обозначения отдельных групп правовых систем на осно­ве общности их признаков используется понятие «правовая се­мья». Каждая правовая система и правовая семья складывались под воздействием традиций, правосознания, образа мышления и культурного уровня людей и т. п. Однако основным критерием классификации правовых семей остается источник права.

Правовая семья представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Исхо­дя из этого, можно выделить следующие основные правовые се­мьи:

  • романо-германскую,
  • англо-американскую,
  • религиозно-тра­диционную.

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (в которую входят Россия, Франция, ФРГ, Австрия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Италия, Испания и др.) сложилась в стра­нах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как ос­новные законы, за нормами которых признается высшая юриди­ческая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

В романо-германской правовой семье законы имеют разно­видности в виде конституционных законов (по наиболее важ­ным вопросам государственного значения), кодексов (комплекс­но регулирующих большую группу однородных общественных отношений) и обычных (всех остальных) законов, названных так в юридической доктрине. Действуют гражданские, уголов­ные, налоговые и некоторые другие кодексы. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, причем это регули­рование со временем детализируется и усложняется, вовлекая все новые и новые отношения, подчас не нуждающиеся в зако­нодательном регулировании.

Обилие законов и иных нормативно-правовых актов в государ­ствах романо-германской правовой семьи, с одной стороны, обус­ловливает наличие между ними противоречий, подчас довольно серьезных. Их разрешением занимаются судебные органы. Это дает простор для развития судебной практики и юридической доктрины, влияющих на законодателя и правоприменителя. В связи с обширной практикой системы судебных органов в ней не­редко высказывается мнение об отнесении к источникам права судебных решений.

С другой стороны, значительный массив актов не устраняет так называемых пробелов в праве, когда общественные отноше­ния, объективно нуждающиеся в законодательном регулировании, такового не имеют. Для преодоления пробелов законы применя­ются по аналогии, т. е. на основании правовых норм, регулирую­щих сходные общественные отношения. Если же нет и таких норм, то для преодоления пробелов используется аналогия права, т. е. общие начала (принципы) и смысл законодательства.

По этой же причине — детализации нормативно-правового ре­гулирования — роль неписаного обычая как источника права в романо-германской семье уменьшается. В светском государстве континентальной правовой семьи принадлежность к источникам права каких-либо религиозных текстов полностью отрицается.

В государствах англо-американской правовой семьи (Англии, США, Австралии, Канаде и др.) основным источником права является судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные в судебных решени­ях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конститу­ций (в США ей уже более двухсот лет и она мало изменилась). Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к по­требностям общественной практики.

Родоначальником этой правовой семьи является Англия, в которой в силу настороженного отношения к высшей власти в противовес ей поддерживался высокий престиж судебной систе­мы. При признании судебного прецедента основным источни­ком права суд при решении того или иного вопроса связан ре­шением по аналогичному вопросу, принятому судом такой же инстанции или вышестоящим судом. Однако фактически при подборе прецедента, его толкования, принятии или непринятии под предлогом значительного отличия обстоятельств рассматри­ваемого дела от уже рассмотренного, суды обладают значитель­ным усмотрением, т. е. фактически творят свое право.

Другое отличие англо-американской правовой семьи от рома-но-германской состоит в том, что в английской правовой систе­ме нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обус­ловлено тем, что судебная деятельность ориентирована прежде всего на решение конкретных дел, а не на формулирование об­щих правил поведения.

Коммунистическая концепция.

Роль государства в обществе максимальна. Государство – главное орудие социальных преобразований, его задача – довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства – это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства – проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Виды правотворчества

Критериями выделения видов правотворчества служат:

1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;

2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);

3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

Выделяют следующие виды правотворчества:

законотворчество;

— правотворчество органов исполнительной власти;

— правотворчество органов местного самоуправления;

— непосредственное правотворчество граждан;

— договорное правотворчество;

— локальное правотворчество.

Законотворчество — это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

а) принятие закона Российской Федерации;

б) принятие федерального конституционного закона;

в) принятие федерального закона;

г) принятие закона субъекта Российской Федерации.

Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, ПравительствомРФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Федерации также осуществляется подзаконное правотворчество. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласовании, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Основы правотворчества органов местного самоуправления заложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Этот процесс регулируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы. Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;

б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;

в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;

г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Договорное правотворчество это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида — согласование интересов сторон, добровольность. Примером нормативного договора является также Федеративный договор, явившийся правовой базой для создания Российской Федерации на новой основе. Примером нормативного договора является коллективный договор. Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и работниками. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, вневедомственной принадлежности и численности работников.

Локальное правотворчество это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. акты.

Признаки:

1) является преимущественно деятельностью государства; 2) имеет организационную направленность; 3) отображается в нормативных правовых актах ("продукте правотворчества"); 4) строго регламентируется правовыми нормами. Специфика правотворчества заключается также в его субъекте. Субъектами правотворчества являются государство, его органы, компетентные принимать нормативно-правовые акты, и уполномоченные на то должностные лица. В том случае, если акт правотворчества является результатом непосредственного волеизъявления народа, его субъектом признается народ. Кроме того, юридическая возможность "творить право" признается также и за некоторыми другими субъектами.

Субъекты правотворчества – общая характеристика:

К субъектам правотворчества относятся государственные органы (органы управления и власти), народ, должностные лица. С учетом субъектов правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества:

Вопрос 2. Общая характеристика основных отраслей российского права.

Критериями разграничения отраслей права между собой являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это обособленный вид общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования. Это главный, материальный критерий.

Метод правового регулирования — это совокупность определенных приемов и способов регулирования общественных отношений. Это дополнительный (вспомогательный), юридический критерий.

Различаются прежде всего императивные и диспозитивные методы. Императивный предполагает властное разрешение юридической ситуации посредством воли государственного органа или должностного лица. Правоотношения возникают здесь по воле правоприменительного органа. Императивный метод регулирует общественные отношения путем запретов, властных указаний, обязывания. Диспозитивный метод предполагает возникновение правоотношения вследствие воли всех сторон правоотношений, а разрешение конкретной юридической ситуации посредством договора, соглашения и т.д. на основе равенства сторон. Только в случае недостижения консенсуса по разрешаемому вопросу решение по делу принимает компетентный орган.

Следует иметь в виду, что практически всем отраслям права присуще сочетание императивного и диспозитивного методов. Так, диспозитив имеет место и в гражданском праве — право заключения договора купли-продажи, и в уголовном праве — необходимая оборона, и в конституционном праве — право на жизнь. Это относится к запрету и обязыванию. Поощрение применяется и в уголовном праве — применение условно-досрочного освобождения, и в трудовом — премирование. Убеждение, рекомендации также имеют место в различных отраслях права. Логично говорить лишь о преобладании того или иного метода правового регулирования в определенной отрасли права.

Учитывая относительную объективность деления общественных отношений на виды, представляется возможным выделить следующие отрасли права:

1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является императивный, реализуемый посредством реализации учредительно-закрепительных функций государственных огранов. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ «О гражданстве РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общественных объединениях» и т.д.

2. Административное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основной метод — императивный, реализуемый посредством властных контрольных и правоохранительных полномочий государственных органов. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон РФ «О полиции», Федеральный закон РФ «Об оружии» и т.д.

3. Финансовое право. Предмет — денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод — императивный. Основные источники: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», «О банках и банковской деятельности» и т.д.

4. Экологическое право. Предмет — отношения, складывающиеся по поводу правового режима владения, распоряжения и пользования природными ресурсами - земельными, водными, горными, воздушными, лесными. Базируется на соблюдении закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Основной метод — императивный. Основные источники — Федеральные законы РФ «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.

5. Гражданское право. Предмет — имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский кодекс РФ.

6. Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Семейный кодекс РФ.

7. Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Трудовой Кодекс РФ.

8. Уголовное право. Предмет — общественные отношении, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод — императивный. Основной источник — Уголовный кодекс РФ.

9. Уголовно-исполнительное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, а также порядка отбывания уголовного наказания лицами, совершившими преступления, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда. Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

10. Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод — императивный. Основной источник — Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

11. Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Основной метод — диспозитивный. Основной источник — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое, космическое и др. отрасли права. Однако необходимо ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из обозначенных нами отраслей права.

Особое место занимает международное право. Собственно отраслью права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.54 (0.01 с.)