Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация прав и свобод человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В доктрине международного права нет единых подходов к классификационным критериям. По мнению российского ученого С. В. Бахина, в зависимости от целей классификации различаются систематизация прав и свобод (объединение связанных между собой прав и свобод в отдельные группы) и установление иерархии отдельных прав и свобод (определение приоритетов одних прав над другими).1 Кроме того, выделяется официальная и неофициальная классификация. К первой относится систематизация, предусмотренная конвенциями по правам человека, ко второй – доктринальные концепции по вопросу классификации. При рассмотрении классификации прав и свобод человека будем руководствоваться всеми известными классификационными критериями. Критерий содержания прав и свобод человека По содержанию все права и свободы делятся на гражданские и политические, экономические, социальные и культурные. Указанные права закреплены в различных конвенциях: гражданские и политические – в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., в Европейской конвенции о защите основных прав и свобод 1950 г.; экономические, социальные и культурные – в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Европейской социальной Хартии 1961 г. Под гражданскими правами понимаются права и свободы, которые принадлежат любому члену гражданского общества – как гражданам, так и иностранцам, проживающим на территории государства. К таким правам и свободам относятся: право на жизнь (ст. 6 Пакта), недопустимость рабства и иного подневольного состояния (ст. 8), недопустимость применения пыток или жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 7), право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (ст. 12), право на свободу мысли, совести и религии и свободу выражения мнений (ст. 17–19), право на свободу собраний, свободу ассоциаций с другими, право на создание семьи (ст. 21–23), право на судебную защиту и равенство всех перед законом (ст. 26). Политические права включают: пользование избирательными правами, право на занятие государственных должностей. Решающее значение для них имеет наличие гражданства, хотя в настоящее время, особенно в странах–членах Европейского Союза, избирательные права предоставляются и иностранцам для выборов в местные органы власти. К экономическим правам относятся право на труд и справедливое вознаграждение за труд (ст. 6–7 Пакта), право на создание профсоюзов, право каждого на достаточный жизненный уровень (ст. 8, 11). Социальные права включают право на социальное страхование, право на социальное обеспечение семьи и защиту материнства и детства (ст. 10–11), право на наивысший достижимый уровень здоровья (ст. 12), право на образование (ст. 13). К культурным правам относятся право на участие в культурной жизни и право пользования наивысшими достижениями научного прогресса и их практическим применением (ст. 15). Следует отметить, что в западной доктрине гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права долго различались по статусу и юридической природе, что и привело к их регламентации в отдельных международных договорах как на универсальном, так и на региональном уровнях. Еще со времен американского философа Пэйна гражданские права относились к негативным правам, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные – к позитивным, реализация которых возможна только с помощью государства.2 Причем первые объявлялись юридическими правами, вторые – программными, имеющими характер рекомендаций и пожеланий. Указанная концепция нашла отражение в разных механизмах реализации гражданских и политических прав и экономических, социальных и культурных прав как в универсальных конвенциях (пактах), так и в Европейских международных соглашениях (Конвенция 1950 г. и Хартии 1961 г.). Если Пакт о гражданских и политических правах обязывает государства принять законодательные и иные меры для реализации его положений (ст. 2), то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства постепенно в максимальных пределах имеющихся у них ресурсов осуществлять закрепляемые в Пакте права (ст. 2). В дальнейшем изложенная позиция западной доктрины претерпела изменения, что отразилось в новых международно–правовых документах. Так, Венская декларация и Программа действий 1993 г. провозгласили, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы (п. 5). Кроме того, изменениям содержательного характера подверглась Европейская социальная хартия в 1996 г. В Хартии о правах человека, принятых в рамках Европейского Союза в 2000 г., все права человека изложены в одном документе без каких–либо различий их юридической силы и механизма реализации.3 Критерий субъектности В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся на индивидуальные и коллективные. Международно–правовые документы посвящены индивидуальным правам и свободам, хотя в Пактах о правах человека имеются статьи, касающиеся коллективных прав. Единственный международно–правовой документ регионального характера – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. – регламентирует и конкретизирует индивидуальные и коллективные права.4 Инициатором выделения коллективных прав были развивающиеся страны. Иначе коллективные права называются правами третьего поколения (по времени их закрепления в международном праве и национальном законодательстве гражданские и политические права относятся к правам первого поколения, социально–экономические – к правам второго поколения). Рассмотрим подробнее трактовку коллективных прав. В международном праве отсутствует единый документ, в котором бы коллективные права были систематизированы (попытка такого обобщения сделана Африканской хартией прав человека и народов, но она не является вполне завершенной). Исходя из анализа существующих международно–правовых документов, к таким правам относится право наций (и народов) на самоопределение, право народов на свободное распоряжение своими богатствами и ресурсами, право на мир, право на развитие, право на благоприятную окружающую среду. Право нации (народа) на самоопределение впервые было провозглашено в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, где оно трактовалось как свободное установление любым народом своего экономического, социального и культурного развития (п. 2). Право народов на самоопределение подтверждается в идентичной по содержанию статье 1 обоих Пактов о правах человека и во всех документах СБСЕ, начиная с 1975 г. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., подчеркивая, что любой народ имеет безусловное право на самоопределение, толкует это право применительно к народам, находящимся в колониальной зависимости. Она предусматривает, что такие народы имеют право на освобождение от колониального господства путем использования любых мер, признанных международным сообществом, и имеют право на помощь со стороны государств–участников Хартии в деле освободительной борьбы против иностранного государства, будь оно политическим, экономическим или культурным (ст. 20 п. 1, 2, 3). Следует обратить внимание на специфику права народов на самоопределение, которое имеет статус принципа международного права и, следовательно, имеет императивный характер для всех государств, независимо от их участия в международном договоре, где они закреплены. При этом формы самоопределения, как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., могут быть различны: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного этим народом».5 Однако следует отметить, что абсолютизация права народа свободно, без всякого вмешательства из вне, устанавливать свой политический статус, в последующих документах подверглась ограничению. Так, в Копенгагенском документе Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. подтверждается уважение права друг друга выбирать свои политические, социальные и культурные системы, но акцент делается на «соответствие их международным стандартам в области прав человека» (п. 2).6 Право народа на свободное пользование
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.012 с.) |