Формы международного таможенного сотрудничества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы международного таможенного сотрудничества



Принцип сотрудничества государств является одним из основных принципов международного права. Этот принцип проходит через все содержание устава Организации Объединенных Наций (ООН). Его нормативное содержание изложено в Декларации о принципах международного права (далее - Декларация), касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН 1970 г.

В Декларации сказано: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях межгосударственных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия".

Под формами сотрудничества можно понимать те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами. Существуют две такие формы: многостороннее и двустороннее сотрудничество.

Многостороннее сотрудничество в свою очередь подразделяется на универсальное сотрудничество, т.е. сотрудничество в рамках мирового сообщества, и сотрудничество в рамках региона, т.е. региональное сотрудничество.

К универсальному сотрудничеству можно отнести сотрудничество в рамках ООН, где решаются наиболее важные вопросы мирового сообщества. Прежде всего речь идет о вопросах мира и международной безопасности. Примером регионального сотрудничества является сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Здесь обсуждаются и решаются политические, экономические, научно-технические и многие другие вопросы и проблемы. В сфере двустороннего сотрудничества на сегодняшний день двусторонних договоров и соглашений между государствами во много раз больше, чем многосторонних, что объясняется тем, что чем больше государств участвуют в решении проблемы, тем сложнее им договориться между собой.

Говоря о соотношении многостороннего и двустороннего сотрудничества, следует отметить, что они не противопоставлены друг другу, а, как правило, дополняют друг друга, действуя в одном направлении. Это в полной мере относится к сотрудничеству в рамках СНГ.

Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества государств, в частности в сфере таможенных отношений, осуществляется на основе:

1) международных договоров;

2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций;

3) решений межгосударственных экономических конференций;

4) международных обычаев.

Нормы международных таможенных правоотношений составляют основу внешнеэкономической и таможенной политики, а международные стандарты - ее реализацию: порядок перемещения через государственные границы товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль, различные таможенные ограничения, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное и административное регулирование).

В России внешнеэкономическая и таможенная деятельность использует два основных стандарта: тарифное регулирование (экономическое) и нетарифное регулирование (административное).

Регулирование международных таможенных отношений имеет три основных направления:

- унификация и стандартизация процесса таможенной оценки;

- оценка товаров для взимания таможенных пошлин, унификация таможенных процедур и таможенных формальностей;

- унификация товарной номенклатуры, обеспечение ее сопоставимости с номенклатурой, используемой во внешнеэкономических связях.

Взаимодействие государств осуществляется в рамках международных экономических организаций, которые представляют собой организационную форму международного сотрудничества, созданных на основе универсальных многосторонних договоров организации таможенного сотрудничества, прежде всего связанных с системой органов ООН.

В рамках ООН действует Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая рассматривает вопросы, относящиеся к таможенной сфере. Конференция разработала Общую систему преференций (ОСП) и Генеральную систему преференций развивающихся стран (ГСП), которые направлены на предоставление развитыми странами односторонних уступок развивающимся странам при перемещении товаров через таможенную границу.

Унификация норм международного таможенного права и координация деятельности государств в области международных таможенных отношений осуществляется также и Международным союзом по публикации таможенных тарифов, Всемирной таможенной организацией (далее - Организация), членом которой является и Российская Федерация. Организация создана с целью стандартизации и гармонизации таможенных процедур.

К основным целям Организации относится изучение всех вопросов, касающихся сотрудничества государств в таможенной сфере, исследование и анализ процессуальных аспектов национальных таможенных систем государств-участников, согласование и унификация при подготовке проектов конвенций, соглашений и рекомендаций, разработка таможенно-тарифных документов. Она осуществляет сотрудничество с другими международными организациями по таможенным вопросам.

Таможенное сотрудничество государств - одно из важнейших направлений общего процесса экономической интеграции в современном мире, среди форм которой наиболее распространенной, по мнению ряда исследователей, является таможенный союз.

Таможенный союз можно определить как экономическое пространство, участники которого согласились на основании договора отказаться от наложения друг на друга любых таможенных пошлин, сборов, имеющих равнозначный эффект, или количественных ограничений и принять внешний общий таможенный тариф в отношении третьих стран.

Смежными терминами, от которых необходимо отграничить понятие "таможенный союз", являются термины "тарифное сообщество" и "ассоциация свободной торговли". Тарифное сообщество - это сообщество, в котором государства-члены имеют один общий тариф, действующий против третьих стран. В свою очередь пошлины на импорт товаров из других государств-членов по большей части отменяются. В зоне свободной торговли (классическим примером которой является Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ) не существует общих пошлин на импорт. Лишь товары, произведенные или подвергшиеся существенной переработке в странах-участницах зоны, не облагаются пошлинами на импорт.

Создание Таможенного союза в рамках Европейского Союза было закреплено в ст. 9 Договора о Европейском экономическом сообществе (ныне ст. 23 Договора о ЕС): "Сообщество должно основываться на таможенном союзе, который должен охватывать всю товарную торговлю и включать в себя запрещение таможенных пошлин на импорт и экспорт, всех сборов, имеющих равнозначный эффект между государствами-членами, а также предусматривать принятие общего таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами".

Таможенный союз состоит из двух равнозначных компонентов: свободы передвижения товаров, т.е. запрещения как экспортных, так и импортных таможенных пошлин и любых эквивалентных им мер, а так же количественных ограничений между государствами-членами; общего таможенного тарифа, т.е. единой системы регулирования экспортно-импортных отношений государств-членов ЕС с третьими странами.

Совершенствуется механизм международно-правового регулирования сотрудничества в таможенных делах государств-участников СНГ. Устанавливаются прямые связи между территориально-таможенными органами России и других государств СНГ.

Мировая история доказывает, что интеграционные экономические объединения всегда выгодны. В зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах.

Таможенный союз – это проверенная форма интеграции. Почти век назад проявилась актуальность вопроса создания интеграционных объединений. Вопрос оценки интеграционных процессов в Европе был поднят еще в 1915 г. В.И. Лениным в работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы». Не менее актуален он и сейчас.

Несмотря на то, что Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации отличается от таможенного союза в ЕС, при его формировании очень внимательно изучался европейский опыт. Так, в Европе процесс создания Таможенного союза начался с подписания в 1957 г. Договора о ЕЭС. Переходный период, который проходил с 1 января 1958 г. по 1 июля 1969 г., обязывал государства-члены ЕС постепенно отменять таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект. После 1968 г. начался процесс отмены таможенных процедур на границах между государствами-членами ЕС, который завершился к 1993 году. Потребовалось более 20 лет, чтобы устранить решениями Совета Комиссии и Суда многие факторы, мешавшие свободной торговле между государствами-членами. Таким образом, можно резюмировать, что на построение Таможенного союза у Европы ушло почти 33 года. Перед Россией, Белоруссией и Казахстаном поставлена задача пройти путь формирования Таможенного союза в сжатые сроки ( основные этапы его формирования раскрыты в теме 5.2).

6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, предусматривающее объединение таможенных территорий государств-участников этого союза и перемещение таможенного контроля на внешние границы Союза. В последующем к Таможенному союзу присоединились Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан. В Таможенном союзе был введен общий таможенный тариф в отношении третьих стран, что позволило обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции и поставить надежные барьеры для контрабанды и реэкспорта их товаров, в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения. Проведенная в рамках Таможенного союза унификация внешнеэкономического законодательства и постепенное выравнивание условий хозяйственной деятельности обеспечило, пусть и не в полной мере, более благоприятную обстановку для сотрудничества предпринимательских структур государств, вошедших в Таможенный союз.

В октябре в 1999 г. в столице Казахстана г. Астане главы государств Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан заявили о создании на базе Таможенного союза новой международной экономической организации, которая получила название ЕврАзЭС.

В настоящий момент в рамках ЕврАзЭС идет завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; введение согласованной системы преференций; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях со Всемирной торговой организацией и другими международными экономическими организациями; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, в рамках которой действуют унифицированные правила таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные процедуры; обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества, борьба с контрабандой и иными видами таможенных правонарушений.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.016 с.)