Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сближение национальных правовых систем в области таможенного дела в рамках всемирной таможенной организации.

Поиск

Деятельность ВТаО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела осуществляется в определенных формах и в соответствии с определенными механизмами. Вопрос о формах и механизмах сближения права является дискуссионным, поскольку в научной литературе нет единства мнений по поводу понимания данного правового явления и определения его понятия. Часто наряду с термином сближение права используются такие понятия как унификация, гармонизация права, стандартизация, синхронизация правовых норм [1]. Кроме того, многочисленные международные договоры, направленные на сближение правовых систем, в своих названиях по-разному именуют подобное правовое явление [2].

Чаще всего в правовой литературе и текстах нормативных актов употребляется слово «унификация». Этот термин возник в начале XX в. и первоначально обозначал работы по введению идентичных правовых предписаний в национальные законодательства государств на основе заключенного между ними международного договора. В дальнейшем, с развитием и практической реализацией унификационных идей, стало очевидно, что, во-первых, унификация может осуществляться не только путем заключения международных договоров, и, во-вторых, степень идентичности вводимых в национальное право норм может быть различной – от полного единства до сходства в общих чертах. Это обусловило появление новой терминологии, призванной обозначать различные грани процессов унификации. Таким образом, термин «унификация», первоначально призванный обозначать лишь введение единых норм в правовые системы различных государств, впоследствии стал применяться к любым случаям взаимовлияния и сближения систем национального права.

По мнению С.В. Бархина несогласованность в терминологии, касающейся такого правового явления как сближение права, предопределена отсутствием, как в теории, так и на практике общности мнений относительно различных механизмов осуществления сближения права. Согласно его точке зрения, обобщающим для интеграционных процессов в праве является термин «сближение правовых систем» [3]. Такое сближение может осуществляться в самых различных формах, и эти формы могут получать специфические наименования. В этом смысле, можно согласиться с Ю.А. Тихомировым, предлагающим рассматривать унификацию как один из способов сближения национальных правовых систем [4].

Многие специалисты в качестве способов целенаправленного сближения права называют унификацию и гармонизацию [5].

По нашему мнению, формы сближения права – это способы сближения правовых систем, различающиеся в зависимости от того, какие нормы создаются для сходного правового регулирования – единые или единообразные.

С.В. Бархин выделяет две такие формы: унификацию и гармонизацию. При этом под унификацией понимается процесс создания и введения в действие единых международно-правовых норм (норм прямого действия), а под гармонизацией – процесс включения сходных правовых предписаний (норм) в национальные правовые системы. Различие между унификацией и гармонизацией состоит в том, что при унификации создаются единые правовые нормы, а при гармонизации – единообразные нормы [6].

В рамках унификации и гармонизации можно выделить соответствующие механизмы сближения права, представляющие собой способы создания единых и единообразных норм, например: на основе заключения международных договоров, путем разработки норм рекомендательного характера, исполнение которых государствами осуществляется по их собственному усмотрению.

Рассмотрим унификацию и гармонизацию как формы сближения права, в основе которых лежат те или иные механизмы сближения.

Термин «унификация» происходит от латинских слов «unio» и «facere», и означает приведение чего-либо к единой норме или форме, к единообразию. Под гармонизацией понимается – «стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, явлений, частей целого, качеств и т.п.» [7]. Большинство специалистов применяют рассматриваемые термины либо как взаимозаменяемые, либо одно из этих понятий определяют как составную часть другого. Так, по мнению Т.К. Дмитриевой, гармонизация является более широким понятием, поскольку сближение права может осуществляться и за пределами унификации [8].

Представляется правильной точка зрения С.В. Бархина, полагающего, что различие между унификацией и гармонизацией определяется системной принадлежностью норм, создаваемых в рамках названных процессов. При унификации создаются единые нормы международного права, а при гармонизации – единообразные нормы внутригосударственного права [9].

Унификация предполагает создание при помощи международного договора единых международных норм, действующих во всех государствах, признавших эту норму обязательной. В данном случае, в текст договора включаются нормы, имеющие самоисполнимый характер, то есть, нормы, специально предназначенные для регулирования внутригосударственных отношений и не требующие преобразования в нормы национального права (нормы прямого действия), Во всех государствах, присоединившихся к подобному договору, будут действовать единые нормы. Порядок их применения и толкования регламентируется международным правом. Чаще всего унификация осуществляется на основе договорного механизма, то есть путем заключения международного договора. Однако создание унифицированных положений возможно также в виде норм международного обычая, а в некоторых случаях – посредством резолюций международных организаций, носящих юридически обязательный характер [10]. Таким образом, к механизмам унификации относятся: договорный механизм, как основное международно-правовое средство сближения правовых систем, унификация правовых систем на основе международно-правовых обычаев, унификация на основе действия резолюций международных организаций.

Такая форма сближения национальных правовых систем как гармонизация имеет место в тех случаях, когда государства по взаимному согласованию включают в свое законодательство идентичные или сходные правовые нормы. Механизмами гармонизации могут быть: договорный механизм, предполагающий создание единообразных норм в соответствии с общими установлениями, содержащимися в международном договоре, или когда в качестве приложения в международный договор включается единообразный закон, который каждый из участников договора должен принять в виде своего национального акта; механизм, основанный на трансформации тем или иным образом национального законодательства на основе решения международной организации, носящего юридически обязательный характер [11], а также модельный механизм, заключающийся в принятие единообразных внутригосударственных норм на базе модельного закона. Такие модельные законы чаще всего разрабатывают и предлагают к использованию международные организации. Однако, использование модельного закона в отличие от других механизмов гармонизации не является обязанностью государства, поскольку такой закон представляет собой лишь своего рода пример, образец, применяемый по усмотрению.

Основное отличие гармонизации от унификации заключается в том, что сближение правовых систем происходит не путем введения единой международной нормы, а посредством включения в правовые системы разных государств единообразных внутригосударственных норм, базирующихся, к примеру, на международных нормах, определяющих общие условия и рамки единообразного правового регулирования. Государства должны самостоятельно сформулировать свои правовые установления на основе тех рамочных условий, которые согласованы на международном уровне.

Таким образом, целенаправленное сближение правовых систем может происходить в двух формах: унификации и гармонизации. При этом унификация представляет собой такую форму сближения правовых систем, которая предполагает выработку единых международных норм, а гармонизация – выработку единообразных национально-правовых норм.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.

Участие ФТС России в международном таможенном сотрудничестве развивается на трех уровнях – по линии двустороннего и многостороннего взаимодействия, а также в рамках Всемирной таможенной организации (ВТО).

Основными направлениями международного сотрудничества являются:

1. Участие в формировании концепции общего экономического европейского пространства, переход на применение единого административного документа ЕС при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств-членов ЕС.

2. Унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в союзном государстве, в государствах-участниках СНГ, государствах-членах ЕврАзЭС, единого экономического пространства; подготовка основ законодательства РФ и международных соглашений по таможенным вопросам.

3. Активизация участия таможенных органов РФ во Всемирной торговой организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования.

4. Продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.

5. Расширение практики, заключение соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, а также создание совместно с Белоруссией единых информационных ресурсов

6. Подготовка кадров для союзного государства, государств-участников СНГ на базе РТА и регионального таможенного центра Всемирной таможенной организации.

4 БИЛЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.018 с.)