Международно-правовое регулирование сотрудничества в сфере упрощения и гармонизации таможенных процедур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование сотрудничества в сфере упрощения и гармонизации таможенных процедур.



 

Современная политическая и научная мысль все чаще обращается к анализу процессов, происходящих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это объясняется постепенным смещением центра мировой экономической и политической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. По большей части эти исследования касаются экономических и политических отношений, но можно заметить появление исследований стран АТР, создаваемых между ними интеграционных объединений, например, форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и с точки зрения международного права.

В августе 1967 г. министры иностранных дел пяти государств — Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда провели заседание в столице Таиланда Бангкоке и подписали Бангкокскую декларацию, на основе которой была создана Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создание АСЕАН имело своей целью, как было обозначено в Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН, ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе; способствование актив-ному сотрудничеству и взаимопомощи по вопросам, представляющим взаимный интерес в экономической, социальной, культурной, технической и административной областях. В дальнейшем к АСЕАН присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

Среди направлений сотрудничества стран-членов АСЕАН отметим и сотрудничество в таможенной сфере. Международное таможенное сотрудничество осуществляется в рамках международных таможенных отношений. В доктрине по-разному трактуются международные таможенные отношения. Зачастую их рассматривают в рамках только внешнеторговой деятельности и экономических отношений. Таможенные отношения не всегда связаны с внешнеторговой деятельностью и собственно экономическими отношениями, в них присутствует и правоохранительный аспект. Международное таможенное сотрудничество самым общим образом можно определить как сотрудничество между государствами и международными межправительственными организациями в таможенной сфере, в области таможенного дела, т.е. в области перемещения товаров через таможенную границу.

Международное таможенное сотрудничество реализуется на основе норм между-народного таможенного права. Международное таможенное право следует рассматривать как систему норм и принципов, регулирующих отношения, складывающиеся между государствами и международными межправительственными организациями в ходе их сотрудничества в сфере таможенного дела. Международно-правовое регулирование таможенных отношений осуществляется на разных уровнях: всеобщем, затрагивающем всех участников международных таможенных отношений, и региональном, затрагивающем государства отдельных частей мира.

Страны АСЕАН осуществляют такое сотрудничество в рамках универсальных международных межгосударственных организаций, прежде всего, таких как Всемирная таможенная организация и Всемирная торговая организация, поскольку все страны АСЕАН являются членами названных организаций. Соответственно, страны АСЕАН участвуют в многосторонних международных соглашениях и конвенциях, разработанных под эгидой Всемирной таможенной организации.

В составе Всемирной таможенной организации действуют Финансовый комитет и Политическая комиссия. Политическая комиссия созывается для проведения консультаций по важным политическим вопросам. Шесть членов Политической комиссии имеют задание представлять шесть регионов, входящих в Совет, и один из этих членов представляет Дальний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию, Австралию и острова Тихого океана. В управленческую структуру Всемирной таможенной организации входят региональные отделения, возглавляемые вице-председателями. В частности, выделен Азиатско-Тихоокеанский регион, в рамках которого обеспечивается сотрудничество между таможенными органами государств региона и региональными организациями, занимающимися таможенной деятельностью.


В соответствии с Уставом АСЕАН, высшим органом этой международной организации является саммит АСЕАН, представляющий собой собрание глав государств или правительств государств-участников. Саммиты готовятся Координационным Советом АСЕАН, включающим министров иностранных дел. На него также возложена функция координации реализации ранее принятых соглашений и решений. Среди органов АСЕАН отметим также три Совета Сообщества АСЕАН на уровне руководителей профильных министерств: совет по политике и безопасности, экономический совет и социо-культурный совет. Под эгидой каждого совета образуются и действуют соответствующие министерские органы. Так, при экономическом совете действует собрание министров финансов, а это собрание координирует деятельность собрания руководителей таможенных служб.

 

Главной вехой в экономическом и таможенном сотрудничестве стран-членов АСЕ-АН стало образование зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), о создании которой было объявлено на 4-м саммите глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Во время этой встречи было подписано Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ). Это соглашение предусматривало снижение тарифных ставок для большой группы товаров до уровня 0-5 %. Помимо этого развитие АФТА предполагает отказ от нетарифных ограничений, ликвидацию технических барьеров, гармонизацию стандартов и т.п.

 

Существенным для развития зоны свободной торговли АСЕАН стало подписанное 16 декабря 1998 г. в Ханое Рамочное соглашение по упрощению транзита товаров. Цель этого Соглашения – упрощение и гармонизация транспортных, торговых и таможенных правил и требований для упрощения транзита товаров и установления эффективной, рациональной, единой транзитной транспортной системы в АСЕАН. Соглашение предусматривает принятие 9 протоколов, конкретизирующих его общие положения: о технических требованиях к транспортным средствам, о санитарных и фитосанитарных нормах, о транзите опасных товаров и т.п. Однако до настоящего времени не принят протокол № 7 к Соглашению о создании таможенной транзитной системы.

Еще одним важным шагом в создании экономического сообщества АСЕАН, в регулировании таможенных отношений в АСЕАН стало заключение 9 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре Соглашения о создании и осуществлении единого окна АСЕАН. Основу единого окна составляют национальные процедуры стран-участниц. Национальное единое окно — это система, которая предоставляет возможности для единого предоставления и синхронизированной обработки сведений и информации для таможенных целей, а также единого решения о таможенной очистке и выпуске товаров. Данная система исключает неоднократное предоставление одних и тех же документов и сведений и неоднократные обращения в таможенные органы. В соответствии со ст. 8 Рамочного соглашения АСЕАН об интеграции в приоритетных областях, стороны должны были внедрить процедуру единого окна, включая электронную обработку торговых документов, к 1 декабря 2005 г. Однако этот срок оказался нереальным в силу технических сложностей и различий в уровнях развития государств-участников, поэтому рассматриваемое Соглашение установило более либеральные сроки – не позднее 2012 г. Единое окно АСЕАН представляет собой среду, где национальные единые окна государств-участников работают и взаимодействуют. Для реализации Соглашения 20 декабря 2006 г. министрами финансов государств-участников был подписан Протокол о создании и осуществлении единого окна АСЕАН. Протокол устанавливает технические аспекты создания и осуществления единого окна как на национальном уровне, так и на уровне АСЕАН, в соответствии с международными стандартами. Для функционирования единого окна важны и соответствующие правовые рамки, обеспечивающие секретность информации, сохранность данных, признание электронных подписей, возможность использования электронных доказательств в суде. Эту проблему предполагается решить разработкой и принятием Соглашения о правовых рамках единого окна АСЕАН.

Одним из основных направлений международного таможенного сотрудничества является сотрудничество в правоохранительной сфере. В развитие этого направления, руководствуясь ст. 7 Соглашения по таможне 1997 г., руководители таможенных служб стран АСЕАН на своем 6-м собрании в 1988 г. приняли Направления взаимопомощи в борьбе с таможенными правонарушениями и контрабандой. Этот документ основан на разработанной Всемирной таможенной организацией Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений и принят с целью улучшения сотрудничества в регулируемой сфере, может выступать основой для двусторонних и трехсторонних договоров стран АСЕАН. Направления взаимопомощи предполагают, прежде всего, предоставление информации таможенной администрацией одного государства-участника по запросу другого государства-участника. Это информация, необходимая для правильного определения экспортных и импортных налогов и пошлин (о стоимости, классификации и происхождении товаров); для осуществления таможенного контроля (о подлинности предъявленных официальных документов, о законности экспорта товаров с территории запрашиваемой стороны и импорта товаров на ее территорию); для борьбы с контрабандой (о лицах, подозревавшихся, задерживаемых или осужденных за контрабанду, о методах контрабанды и о судах, участвующих в контрабанде). Информация может предоставляться не только по запросу, но и по собственной инициативе государства-участника. Это касается контрабанды наркотических и психотропных веществ, произведений искусства, антиквариата и других культурных ценностей. Таможенная администрация запрашиваемой стороны осуществляет наблюдение, проводит расследование, собирает и представляет доказательства правонарушения.

АСЕАН осуществляет таможенное сотрудничество и с другими странами региона, прежде всего с Китаем, Республикой Корея и Японией в рамках так называемого АСЕ-АН+3. Китай начал таможенное сотрудничество с АСЕАН в 2003 г. в целях полной реализации Рамочного соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между АСЕАН и КНР от 4 ноября 2002 г., заключенном на 6-м саммите АСЕАН – Китай в 2002 г. Это Соглашение среди мер всестороннего экономического сотрудничества предполагает упрощение таможенных процедур, ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле. В дальнейшем на базе этого Соглашения была создана зона свобод-ной торговли АСЕАН – Китай, которая в полном объеме стала функционировать с 1 января 2010 г. На 13-ом саммите АСЕАН – Китай в октябре 2010 был принят План действий по реализации Совместной декларации стратегического партнерства АСЕАН – Китая для мира и процветания (2011-2015). Этот план предусматривал скорейшее подписание Меморандума о взаимопонимании между АСЕАН и Китаем в таможенной сфере, развитие таможенных и применение информационных и коммуникационных технологий и т.п. Названный Меморандум был подписан на 20-м собрании руководителей таможенных служб АСЕАН в июне 2011 г. Помимо Китая зоны свободной торговли у АСЕАН были созданы с Австралией и Новой Зеландией (2009), Индией (2009), Республикой Кореей (2006) и Японией (2008).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.005 с.)