МП: понятие, сущность, особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МП: понятие, сущность, особенности



МП: понятие, сущность, особенности

В эпоху Римской империи МП называлось правом народов. До Второй мировой войны МП включало нормы МОП и МЧП.

Термин МПП закреплен в ст.38 Статута Международного Суда ООН и в резолюции ГА ООН о прогрессивном развитии МП и его кодификации от 11.12.1946 г. (в Уставе ООН и других документах применяется термин МП - подразумевается МПП).

МПП - система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управления международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Специфика норм МП - обладают согласительным, координационным характером, государства создают их, берут на себя обязанность их реализации и привлекают к ответственности нарушителей норм.

Отношения, регулируемые МП (отождествляются с МППО):

1)между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);

2)между государствами и международными межправительственными организациями;

3)между государствами и государствоподобными образованиями;

4)между государствами и нациями, борющимися за независимость;

5)международных организаций друг с другом.

Группы межгосударственных отношений (как основного предмета регулирования):

1)межгосударственные отношения, не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями (международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы);

2)отношения, объективно являющиеся межгосударственными (установление государственных границ, оказание правовой помощи, вопросы двойного гражданства, визовый режим);

3)отношения, принадлежащие к внутренней компетенции государств, но представляющие интерес для всего мирового сообщества в целом (защита прав и свобод человека, осуществление уголовной юрисдикции в отношении международных преступлений).

МПП тесно связано с МЧП (субъекты обеих отраслей - государства, межправительственные организации, в отдельных случаях транснациональные корпорации и индивиды; источники - международные договоры и обычаи; общие основные принципы).

Предмет МЧП (гражданские, семейные и трудовые ПО, выходящие за пределы одного государства). МЧП - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения частноправового характера между ф/л и ю/л и (или) государствами, а также международными организациями, в которых присутствует международный или иностранный элемент.

Система МПП. Отрасли и институты МП

Отрасль МП - совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно МО определенного вида, совокупность, характеризуемая соответствующим предметом правового регулирования, качественным разнообразием, существование которой вызывается интересами международного общения.

МП не имеет общепризнанной системы отраслей и институтов.

Отрасли МП:

1)субъекты МП;

2)основные принципы МП;

3)право международных договоров;

4)право международных организаций;

5)международно-правовые средства разрешения споров;

6)ответственность в МП;

7)право внешних сношений;

8)право международной безопасности;

9)международно-правовая защита прав человека;

10)международное уголовное право;

11)международное экономическое право;

12)территория вМП;

13)международное морское право;

14)международное воздушное право;

15)международное космическое право;

16)международное экологическое право;

17)международное гуманитарное право;

18)международное сотрудничество в научно-технической области;

19)международно-правовая борьба с терроризмом;

20)международное процессуальное право.

Появляются новые отрасли МП (трудовое, аграрное, энергетическое, транспортное, интеллектуальное, атомное и др.).

Источники МП, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

Источники являются результатом процесса согласования воль государств.

Система источников международного права не закреплена нормативно.

Согласно теории государства и права источники делятся на две категории – основные и вспомогательные.

Исторически сложилось наличие ряда источников:

международно-правовой обычай

международный договор (конвенция, акт, пакт, соглашение, устав, статут)

доктрина

решения международных организаций, международных судов

односторонние заявления государств

национальные акты и решения национальных судов (О международных договорах, О континентальном шельфе)

 

Для определения статуса конкретного источника современная доктрина апеллирует к ч. 1 ст. 38 статута международного суда ООН. Суд обязан применять следующее:

· международные конвенции

· международные обычаи

· общие принципы права, признанные цивилизованными странами

· по соглашению сторон судебные решения. Ст. 59.

· доктрина наиболее квалифицированных специалистов

К основным источникам относятся конвенции и обычаи. Общие принципы права согласно ТГП источниками не являются, это особая категория норм.

 

В кафедральном учебнике содержится следующая система источников:

· основные (договоры, обычаи, принципы)

· производные (резолюции международных межправительственных организаций)

· вспомогательные (судебные решения, доктрина, односторонние заявления, резолюции международных неправительственных организаций)

 

Судебные решения

Существует несколько десятков международных судебных органов

Международный суд ООН. Требуется согласие истца и ответчика на обязательность решения.

Нюрнбергский и Токийский трибуналы.

США и Россия не участвуют в международном уголовном суде, т.к. у него есть обязательная юрисдикция.

 

Доктрина

Мартенс Федор Федорович – основатель современного международного гуманитарного права. Оговорка Мартенса.

Тункин Григорий Иванович, Теория международного права

Бекяшев Камиль Абдулович

 

Международные неправительственные организации

Гринпис, МОК, Красный крест

 

Односторонние заявления – главы государства и министра иностранных дел

 

Основные

Производные

Вспомогательные

 

Международные организации как субъекты МП: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности

Международные организации являются субъектами МП (ст.3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями 1986) (государства наделяют их соответствующими правами и обязанностями, четко определенными в учредительных актах).

Международная правосубъектность международной организации (проявляется в ее правовом положении, в объеме прав и обязанностей, которыми государства наделяют ее и в зависимости от характера которых она в дальнейшем может (не может) приобретать другие права и обязанности).

Учредительные акты международных организаций регулируют отношения между ними и их государствами - членами (межгосударственные по характеру отношения) (в них регламентированы вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров и другие нормы).

Учредительные акты многих международных организаций содержат положения об их правосубъектности (Устав Евросоюза, Устав африканского банка развития).

Отсутствие в учредительном документе международной организации положений о ее правосубъектности не означает, что она не является субъектом МП (Лига Наций; ООН).

Правомочия международной организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами МП (различный объем специальной правосубъектности).

Правопреемство международных организаций. Примеры

Время от времени та или иная международная организация прекращает свое существование (выполнение ее основных функций с целью поддержания их непрерывности принимает на себя новая международная организация, сходная с прежней по своим задачам и составу, для этого новой организации передаются определенные правомочия).

При роспуске Лиги Наций в 1946 г. были предприняты практические меры по передаче ее собственности и некоторых функций Организации Объединенных Наций:

1)передача функций не была автоматической (элемент преемственности находился в зависимости от согласия ООН);

2)в случае, когда функции вытекали из договоров, для их передачи ООН требовалось согласие участников этих договоров;

3)документы, содержащие заявления о признании юрисдикции Постоянной палаты международного правосудия, прекратившей существование в 1946 г., были сочтены актами признания юрисдикции нового судебногоучреждения - МС ООН (в соответствии со специальными постановлениями нового Статута).

Не существует правовых норм, предусматривающих автоматическое правопреемство международных организаций.

В консультативном заключении по делу о международном статусе Юго-Западной Африки МС ООН стремился выявить правовые последствия ликвидации Лиги Наций, органы которой наблюдали за осуществлением мандата над Юго-Западной Африкой, и отказа Южной Африки заключить соглашение об опеке.

Основываясь на соображениях, не имеющих отношения к принципам правопреемства, МС установил, что мандат продолжает существовать (соответствующие органы ООН должны осуществлять наблюдательные функции Лиги Наций, несмотря на то, что такие функции не были в прямо выраженной форме переданы ООН и не были ею в прямо выраженной форме приняты на себя).

Основой такого заключения явилась необходимость наблюдения, продолжавшая существовать, несмотря на ликвидацию наблюдательного органа, предусмотренного мандатной системой (Совета Лиги Наций).

Указанное консультативное заключение МС ООН позволяет говорить о возможности автоматического перехода функций от одной организации к другой и о наличии при определенных условиях презумпции подобного перехода.

Существует только три способа, посредством которых ООН могла быть наделена полномочиями Лиги Наций в отношении мандатов, как таковых, после роспуска Лиги Наций:

1)если бы на этот счет было заключено специальное соглашение;

2)если бы подобное правопреемство подразумевалось;

3)если можно было бы доказать, что заинтересованная страна - мандатарий (Южная Африка) согласилась на то, что явилось бы новацией обязательства представлять отчеты (если бы она согласилась признать наблюдение нового и совершенного отличного субъекта МО (ООН) или какого-нибудь ее органа, то есть быть подотчетной ему).

Международно-правовые средства разрешения международных споров. Примеры

Каждое государство и другие субъекты МП обязаны разрешать споры между собой мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств (Декларация о принципах МП 1970) в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости.

Устав ООН делит споры (на особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности и другие споры) (отсутствуют критерии разделения на указанные группы - решение должен принимать СБ ООН).

Ситуация - понятие более широкое, чем спор (ситуация - состояние напряженности между государствами; спор развивается из ситуации; ситуация может существовать до спора, в его процессе и после его разрешения).

Политические и юридические споры (нет четкого разграничения; споры юридического характера должны передаваться в МС ООН; политические споры решаются политическими средствами).

Государства должны стремиться к разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитражного и судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору (ст.33 Устава ООН).

Международные переговоры (наиболее динамичное и эффективное средство разрешения споров; отражено во многих договорах; в их ходе могут приниматься разнообразные варианты решения спорных вопросов; с них начинаются все способы разрешения споров; различаются по предмету спора, по количеству участников, по статусу участвующих должностных лиц).

Консультации (предмет - вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств; факультативные (стороны прибегают к ним по взаимному согласию); обязательные (предусмотрены договорами)).

Пример: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 (в случае возникновения спора между участниками конвенции относительно ее толкования или применения они будут разрешаться путем проведения консультаций и переговоров).

Обследование (следственные комиссии учреждаются на основании соглашения между спорящими сторонами; задача комиссии - облегчить разрешение споров выяснением вопроса факта посредством расследования; стороны излагают комиссии факты и документы; комиссия выносит решение, не имеющее характера третейского; стороны могут воспользоваться этими фактическими выводами).

Пример: в качестве международной следственной комиссии выступает Постоянная палата третейского суда.

Примирение (при не разрешении спора в результате консультаций он передается в примирительную комиссию; комиссия устанавливает свои правила процедуры и принимает решение; если комиссия не может достичь соглашения между сторонами в споре в течение 2 месяцев - готовит сторонам доклад, содержащий заключение относительно фактов и вопросов права; рекомендации комиссии не имеют обязательной силы, пока все стороны не примут их).

Добрые услуги и посредничество (предлагаются непричастными к спору государствами или международными организациями; примирительный период - 30 дней; добрые услуги - действия по установлению контактов между сторонами спора; задача посредника - согласование противоположных интересов и сглаживание неприязни; не являются обязательными; начинаются по просьбе спорящих сторон).

Примеры: в 1966 СССР предоставил добрые услуги при урегулировании индо-пакистанского вооруженного конфликта из-за Кашмира; Версальский мирный договор 1783, подтвердивший независимость США, заключен при посредничестве России; РФ - посредник в разрешении спора между КНДР и США по проблеме свертывания ядерной программы.

Право на подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 12 протоколов к ней (контрольный механизм складывается из Европейского суда по правам человека и Комитета министров Совета Европы).

Задачи этих органов в отношении контроля за соблюдением прав и основных свобод человека (рассмотрение заявлений государств о возможных нарушениях другими государствами — участниками положений Конвенции, а также рассмотрение индивидуальных заявлений).

До вступления в силу Протокола № 11 в ноябре 1998 г. система контрольных органов также включала Европейскую комиссию по правам человека (принимала заявления государств — участников Конвенции и индивидуальные заявления против них; упразднена и на основе Комиссии и уже существующего Суда был создан единый Европейский суд по правам человека; установлено безусловное право подачи петиций частными лицами, не нуждаясь в особом заявлении государств — участников Конвенции).

Задача Комиссии состояла в достижении мирного урегулирования споров в области соблюдения прав человека (если мирного урегулирования не удавалось достичь, Комиссия готовила доклад, в котором высказывала мнение о наличии факта нарушения государством — ответчиком положений Конвенции, и направляла его в Комитет министров; в течение 3 месяцев после получения доклада Комиссия или заинтересованные государства могли передать дело на рассмотрение в Европейский суд по правам человека).

Европейский суд по правам человека — главная инстанция, осуществляющая защиту прав и свобод человека в рамках Совета Европы (в его ведении находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней).

Перед подачей жалобы в Суд необходимо строгое соблюдение нескольких условий, указанных Конвенцией:

1) предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или протоколами к ней (в перечне отсутствуют некоторые новые права (право на социальное обеспечение и др.));

2) жалоба может исходить только от самого потерпевшего (даже в случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии);

3) жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после окончания рассмотрения вопроса компетентным государственным органом;

4) жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством — участником (РФ ратифицировала Конвенцию в 1998 г.);

5) для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права (прежде всего судебные средства такой защиты).

Суд может принимать жалобы от любого ф/л, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, утверждающих, что явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции их прав, признанных Конвенцией или протоколами к ней (государства — участники Конвенции не должны препятствовать эффективному осуществлению этого права).

Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу:

1) если она является анонимной;

2) если она по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры м/н разбирательства или урегулирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов;

3) может объявить неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением права жалобы (может отклонить жалобу, которую сочтет неприемлемой на любой стадии разбирательства)

Если заявление не принимается Судом к рассмотрению, решение относительно наличия факта нарушения государством — ответчиком положений Конвенции принимается Комитетом министров (обращается к государству — нарушителю с предложением принять меры для восстановления нарушенного права и его соблюдения).

Судьи Европейского суда по правам человека избираются по 1 от государств — участников Конвенции на 6 лет с правом переизбрания (избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством голосов из списка, включающего 3 кандидатов от государства; участвуют в работе Суда в личном качестве, не представляя интересы государства, гражданами которого являются; могут отстраняться от должности решением 2/3 голосов других судей о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям (независимость, беспристрастность и не занятость другими делами)).

Решение Суда носит окончательный характер и обжалованию не подлежит (Суд вправе возобновить разбирательство, по сведениям о новых и вновь открывшихся обстоятельствах, которые могли бы оказать влияние на исход дела) (решение принимается большинством голосов, если разделились поровну — голос председателя Суда — решающий).

Компетенция Суда (под его юрисдикцию попадают любые дела о толковании и применении Конвенции, возбужденные в установленном порядке; Суд также может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней).

Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, осуществляющему надзор за его исполнением (следит за своевременной выплатой денежной компенсации, а также за тем, как государство — участник Конвенции исправляет расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы).

Юридически решение, вынесенное судом обязательно только для государства — ответчика по делу, но нередко значимость решений Суда воздействует на право и судебную практику других государств — участников Конвенции.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Суда означает, что деятельность органов государственной власти государств — участников Конвенции, включая судебные, не должна противоречить положениям Конвенции.

Генеральная Ассамблея ООН: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений. Примеры

ГА - самый представительный орган ООН (состоит из всех членов Организации).

ГА - высший орган ООН (получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады СБ (включающие отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые СБ решил предпринять или предпринял), доклады других органов ООН).

ГА вправе:

1)обсуждать любые вопросы в пределах 'Устава;

2)делать соответствующие рекомендации государствам - членам ООН и СБ (не может делать рекомендаций СБ, когда он выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации; вправе обращать внимание СБ на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности).

ГА организует исследования и делает рекомендации в целях:

1)содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации;

2)содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, безразличиярасы, пола, языка ирелигии.

Порядок работы ГА. ГА собирается на:

1)очередные сессии (ежегодно в третий вторник сентября; Генеральный секретарь уведомляет всех членов ООН об открытии сессии не менее чем за 60 дней, по рекомендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавливает дату закрытия сессии);

2)специальные сессии (созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от СБ или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщение большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве);

3)чрезвычайные сессии (созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве, поступившего от СБ и поддержанного голосами любых 9 членов СБ, требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете) (любой член ООН может потребовать созыва такой сессии, Генеральный секретарь извещает об этом требовании других членов ООН и запрашивает их, присоединяются ли они к данному требованию - если в течение 30 дней большинство присоединилось к этому требованию, Генеральный секретарь созывает сессию).

Предварительная повестка дня составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии, включает более 100 вопросов.

Постоянные вопросы повестки дня сессии (доклады Генерального секретаря о работе Организации, СБ, ЭКОСОС, Совета по опеке, МС, вспомогательных органов ГА и специализированных учреждений; все пункты (о включении которых ГА постановила на предыдущих сессиях; предложенные любым членом ООН и государствами - не членами ООН; относящиеся к бюджету; которые Генеральный секретарь считает необходимыми внести)).

Делегация государства - члена ООН на сессии ГА состоит (не более чем из 5 представителей и 5 заместителей и из необходимого числа советников, технических советников, экспертов).

Генеральный комитет - основной орган, определяющий порядок работы сессии (состоит из Председателя ГА, 21 заместителя и председателей 7 главных комитетов; на его заседаниях имеют право присутствовать председатели других комитетов; ГК может вносить изменения в принятые ГА резолюции, относящиеся только к форме - представляются на рассмотрение ГА).

Официальные и рабочие языки ГА и ее комитетов и подкомитетов (английский, испанский, китайский, русский, французский (арабский - официальный и рабочий язык ГА и ее главных комитетов); все резолюции и другие документы издаются на языках ГА (по решению ГА могут издаваться и на других языках)).

ГА может учреждать комитеты, которые сочтет необходимыми для выполнения ее функций.

Вопросы, обсуждаемые в 7 главных комитетах:

1)Первый комитет (политические вопросы и вопросы безопасности, включая вопросы разоружения).

2)Специальный политический комитет (ему передаются политические вопросы, входящие в компетенцию Первого комитета).

3)Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

4)Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры).

5)Четвертый комитет (вопросы международной опеки и несамоуправляющихся территорий).

6)Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы).

7)Шестой комитет (правовые вопросы).

Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выборы (председателя, 2 заместителей и докладчика). ГА на своих сессиях принимает:

1)Постановления (акты, принимаемые ГА по рекомендации СБ, как правило, обращенные к государствам - членам и напоминающие им об их правах и обязанностях; также акты приема или исключения государств из ООН).

2)Рекомендации (ст.13 - ГА организует исследования и дает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации).

3)Решения (п.2 ст.18 решения ГА по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ГА (важные вопросы - рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов СБ, прием новых членов ООН, приостановление прав и привилегий членов ООН), решения по другим вопросам - простым большинством голосов).

Решения ГА по вопросам поддержания мира и безопасности - рекомендации (решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам - постановления).

Резолюции ГА (нумеруются по порядку, номер обозначается римской цифрой; специальные сессии перед номером имеют букву "S", чрезвычайные "ES", все резолюции имеют название).

Все государства - члены ООН имеют по одному голосу в ГА (права голоса на сессии может быть лишен должник по уплате членских взносов).

Резолюции ГА не носят обязательного характера (сдержат только рекомендации государствам - членам ООН, включая нормы «мягкого» права).

Вспомогательные руганы могут учреждаться ГА для осуществления своих функций (около 100 органов):

1)являющиеся по своему статусу международными организациями (Программа ООН по ОС (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН));

2)постоянные органы (Конференция по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития, Всемирный продовольственный совет, Комиссия международного права, Комиссия ООН по праву международной торговли);

3)временные органы (вспомогательные временные органы - Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, Специальный комитет против апартеида, Специальный комитет по Индийскому океану) (занимаются узким кругом проблем, эпизодически собираются на заседания, ликвидируются после подготовки соответствующих документов или решения проблем, составляющих предмет их деятельности).

Совет Безопасности ООН: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры

СБ состоит из 15 членов (5 постоянные (РФ, Китай, Франция, Великобритания, США); 10 других избираются на 2 года (степень участия в поддержании международного мира и безопасности, справедливое географическое распределение (Азия и Африка - 5, Восточная Европа - 1, Латинская Америка - 1, Западная Европа, Канада, Новая Зеландия, Австралия - 2)).

В последние годы на сессиях ГА обсуждается вопрос об увеличении числа членов СБ до 20 и более (постоянных до 7 -

10).

СБ несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (при выполнении своих обязанностей, вытекающих из этой ответственности, он действует от имени членов ООН). Функции и полномочия СБ:

1)поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;

2)расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения;

3)давать рекомендации относительно методов урегулирования споров или условий их разрешения;

4)вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и давать рекомендации о мерах, которые надлежит принять;

5)призывать челнов ООН кприменению экономических санкций и другихмер, не связанных с применением вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии;

6)предпринимать военные действия против агрессора;

7) давать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута МС;

8)осуществлять в стратегическихрайонах функции ООН по опеке;

9)давать рекомендации ГА относительно назначения Генерального секретаря и вместе с ГА выбирать судей МС;

10) представлять ежегодные и специальные доклады ГА.

Роль ООН, в частности СБ сводится к осуществлению следующих мероприятий:

1) Превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение возникновения споров меду сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения) (меры превентивной дипломатии - укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов).

2)Миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению с помощью мирных средств, предусмотренных Уставом ООН).

3)Поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, связанное с развертыванием военного и полицейского персонала ООН (иногда и гражданского персонала)).

4)Миростроителъство в постконфликтный период (действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации).

При сообщении о возникновении угрозы миру СБ просит стороны достичь согласия мирными средствами (может выступать в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора; может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации).

В случае начала боевых действий СБ принимает меры к обеспечению прекращения огня (может направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира; вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта; обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер).

Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством (после принятия СБ решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства - члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции).

ГА по рекомендации СБ может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (если против него СБ были предприняты действия превентивного или принудительного характера) (член ООН, систематически нарушающий принципы, может быть исключен ГА по рекомендации СБ).

СБ действует от имени всех членов ООН (они обязуются предоставлять в его распоряжение по его требованию и в соответствии с особым соглашением необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода).

Устав ООН наделяет СБ правом на применение:

1) Временных мер (направлены на предотвращение ухудшения ситуации; не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон; не носят предупредительного характера; не являются юридически обязательными для сторон, но СБ учитывает их невыполнение) (могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска, прибегнуть к процедуре мирного урегулирования).

2) Принудительных мер (их применение - исключительная компетенция СБ):

а) не связанных с использованием вооруженных сил (могут включать полный или частичный перерыв экономических
отношений, средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);

б) связанных с применением вооруженных сил (используются в случае, если указанные выше меры становятся
недостаточными или неэффективными) (особые виды таких мер - приостановление осуществления прав и привилегий любого
члена ООН, в отношении которого СБ принял решение о действиях принудительного характера; исключение из членов ООН за
нарушение Устава).

Порядок работы (СБ проводит заседания ежедневно с целью рассмотрения вопросов повестки дня, предупреждения угрозы миру, принятия мер по контролю за конфликтами и их урегулированию; в заседаниях СБ вправе принимать участие государство - нечлен СБ (если обсуждаемый вопрос затрагивает его интересы); государство - нечлен ООН может быть приглашено на заседание (если является стороной в рассматриваемом СБ споре)).

Заседания СБ созываются Председателем в любое время (если спор или ситуация доведены до сведения СБ; ГА дает рекомендации или передает вопрос СБ; Генеральный секретарь обращает внимание СБ на какой-либо вопрос) (промежуток между заседаниями не более 14 дней; периодические заседания проводятся 2 раза в год; обычно проводятся в Нью-Йорке (по предложению любого члена СБ могут быть проведены в другом месте)).

Председательствование в СБ осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименований (каждый председатель занимает пост в течение календарного месяца).

Официальные и рабочие языки СБ (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

Решения и постановления (каждый член СБ имеет 1 голос; для решения вопроса требуется большинство в 9 голосов (должно включать голоса всех 5 постоянных членов СБ); принимаются решения и рекомендации (и те, и другие именуются резолюциями - являются юридически обязательными).

Вспомогательные органы (СБ может учреждать их, если сочтет необходимым для выполнения своих функций):

1)Постоянные вспомогательные органы (Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях СБ вне Центральныхучреждений).

Военно-Штабной комитет (разрабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказывает помощь СБ по вопросам, относящимся (к военным потребностям СБ в деле поддержания международного мира и безопасности; к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, командованию ими); состоит из начальников штабов постоянных членов СБ или их представителей

2)Временные вспомогательные органы (создаются СБ для всеобъемлющего доклада; проводят заседания по мере необходимости).

Экономический и Социальный Совет ООН: состав, структура, компетенция. Примеры

ЭКОСО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.11 с.)