Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип невмешательства во внутренние дела. Проблема «гуманитарной интервенции»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип невмешательства во внутренние дела государств связан с наличием суверенитета и основывается на одном из его элементов (независимости государства при осуществлении его внутренней функции). Часть принципа, касающаяся невмешательства международной организации в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства, сформулирована Уставом ООН (п.7 ст.2) (взаимоотношения между государствами оставлены в форме обычая) (в полной формулировке принцип существует в обычно-правовой форме). Применение данного принципа (договоры государств по различным объектам сотрудничества; морально-политические нормы в виде резолюций и деклараций) (должен защищать внутреннюю функцию государства, являющуюся одним из аспектов полной и суверенной власти, осуществляемой им на своей территории и в пределах своих границ). Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом: 1)Права государств (самостоятельно, без вмешательства извне и давления устанавливать свою политическую, экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, вводить налоги и сборы, устанавливать таможенные правила, режим пребывания иностранцев на своей территории). 2) Обязанности государств: а) не вмешиваться во внутренние дела другого государства (установление формы правления, проведение б) воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление с целью получения Санкции за нарушение принципа (ответные невооруженные меры (репрессалии, контрмеры), принимаемые индивидуально или коллективно через международные организации). Государство само определяет пределы своей компетенции и само может ограничить ее: 1)в интересах международного сотрудничества (для защиты ОС, общей безопасности, решения других глобальных проблем) 2)при реализации взятых на себя международных обязательств (особенно в области защиты прав человека, контроля за ядерным оружием). Проблема гуманитарной интервенции. Внутренние вооруженные конфликты в наше время по количеству жертв нередко превосходят международные конфликты и отличаются особой жестокостью. Гуманитарная интервенция - применение вооруженных сил против страны - нарушительницы прав человека возможна только при положительном решении СБ ООН (конфликт двух равноценных норм - принципа запрещения применения силы и принципа уважения прав и основных свобод человека; сообщество должно решить, какой норме отдать предпочтение). Военные действия отдельного государства или группы государств, предпринимаемые под предлогом гуманитарной интервенции, редко дают позитивный результат (противоречат МП и осуждаются международным сообществом (пример: осуждение интервенции США в Гренаде и Панаме)). Международный Суд отказался обсуждать возможность образования новой нормы, создающей право интервенции одного государства против другого на том основании, что последнее избрало определенную идеологическую или политическую систему характера (решение принимается Советом Безопасности). 14. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Механизмы их Принцип территориальной целостности защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории (важнейшее средство обеспечения суверенитета государства). Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории (если это не связано с международными санкциями). Данный принцип возник одновременно с образованием суверенных государств (развитие принципа запрещения силы и угрозы силой способствовало развитию принципа территориальной целостности, связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий). Данный принцип существует в обычно-правовой форме (косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; подтверждение его существования - признание законности применения силы в случае посягательства на территорию государства). Объект защиты принципа - отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы (в качестве условной территории государства рассматриваются также военные базы, расположенные по договору на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских представительств, военные и торговые морские и воздушные суда). В случае нарушения принципа государства могут (применить принудительные меры, допускаемые МП; обратиться в ГА и СБ ООН, региональные организации; прибегнуть к индивидуальной самообороне). Нарушение территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления (пример: раздел территории Германии на зоны и особый режим управления Западным Берлином после Второй мировой войны). Обязанности государств в соответствии с данным принципом: 1)не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы; 2)должны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее части; 3)не должны оказывать помощь государству - нарушителю или его пособникам. Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Границы государства охраняются военной мощью государства, дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами. Данный принцип возник в связи с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Данный принцип содержится в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций. Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом: 1)Нрава государств (требование абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы или угрозы силой; сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия ограничений по пересечению границы). 2)Обязанности государств (неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с МП границ, разделительных или демаркационных линий (включая линии примирения, рассматриваемые как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа). Нарушение границы - международное преступление (влечет применение жестких ответных мер (в том числе предусмотренных ст.39 - 47 Устава ООН - применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства)). 15. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств: содержание и примеры Принцип добросовестного выполнения международных обязательств - один из старейших функциональных принципов системы МП. В Уставе ООН содержится только часть этого принципа, предписывающая государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств - нечленов - только обязательства, обусловленные принципами Устава ООН. Данный принцип защищает все нормы МП независимо от формы их выражения (писаные и обычные) (обязательства, вытекающие из писаных и обычных норм, равнозначны по своим последствиям, охраняются идентичными механизмами, связанными с местом нормы в системе МП). Объект защиты принципа - отношения государств и других субъектов МП в связи с созданием, действием и прекращением действия международных договоров и обычаев. Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом: 1) Права государств: а) требовать соблюдения соответствующихМП договоров и обычаев; б) получать выгоды, вытекающие изучастия в них, и защиту, необходимую для реализации их предписаний; в) оказывать помощь государствам, права которых нарушены; г) в случаях, предусмотренных МП, в одностороннем порядке прекратить или изменить обязательства, 2) Обязанности государств: а) взаимное уважение правосубъектности друг друга в области международного правотворчества; б) признание приоритета обязательств по МП относительно национального права; в) приведение национального законодательства в соответствие со взятыми на себя международными г) разрешение споров, возникающих в процессе заключения и применения договоров и обычаев, только мирными Механизмы зашиты данного принципа (институционные и третейские (арбитражные) суды, взаимные консультации и др.). Действия, рассматриваемые как нарушение принципа (оказание давления на участников переговорного процесса (подкуп или иные способы принуждения), на государства (посредством угрозы силой или ее применения, намеренного нарушения вступившего в силу договора или действиями в отношении не вступившего в силу договора, которыми уничтожается объект или цель договора)). 16. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Полномочия Совета Безопасности ООН Принцип запрещения применения силы или угрозы силой сформулирован в п.4 ст.2 Устава ООН (все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и другим образом, несовместимым с Целями ООН). Становление данного принципа (многосторонние договоры Версальской системы, Статут Лиги Наций, Парижский договор об отказе от войны 1928; Уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов; Статут Международного уголовного суда). Объект защиты принципа - общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом на решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой. Субъекты принципа (с одной стороны, жертва агрессии и сообщество государств, с другой стороны, виновное государство и его пособники (государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях). Обязательства государств в соответствии с данным принципом (неприменение друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от способа выражения). Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или другим образом, несовместимым с Уставом ООН (Резолюция «Определение агрессии» ГА ООН 1974). Факты квалификации агрессии: 1)вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, или любая аннексия с применение силы против территории другого государства или ее части; 2)бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; 3)блокада портов или берегов государства вооруженными силами государства; 4)нападение вооруженными силами государства на вооруженные силы или флоты другого государства; 5)применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, по соглашению с принимающим государством в нарушение условий, предусмотренных в соглашении; 6)действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась им для совершения акта агрессии против третьего государства; 7)засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, осуществляющих акты применения вооруженной силы против другого государства. Все члены ООП обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению СБ ООН, региональных политических организаций под руководством СБ ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору. Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа (жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении военных действий). СБ ООН: 1) Определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения или акта агрессии и дает рекомендации или решает какие меры следует принять (до этого он может потребовать для предотвращения ухудшения ситуации до этого выполнения заинтересованными сторонами временных мер, которые он найдет необходимыми)). 2) Уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений (может потребовать их применения от членов ООН). 3) Если сочтет эти меры недостаточными, уполномочен предпринимать вооруженными силами государств -участников действия, которые необходимы (заключает соглашения с государствами - членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами). 17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники Возникновение принципа уважения прав и свобод связано с принятием Конституции США, попытками защиты прав человека во время вооруженных конфликтов в середине XIX - начале XX в., учреждением МОТ. Принцип закреплен в п.3 ст.1 Устава ООН, его развитие (Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакты о гражданских, политических, экономических и культурных правах 1966). Принцип развивался в двух направлениях: 1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции - о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984); 2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции - о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.). Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные международные организации). Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления - право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода). Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций). Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки - международные преступления (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) -создаются международные судебные органы (трибуналы) и постоянные международные суды (МУС ООН)). 18. Принцип мирного разрешения международных споров. Становление принципа и его юридическое Принцип мирного разрешения международных споров - функциональный принцип (метод, способы и механизмы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств во всех областях). Развитие данного принципа (включен в Гаагскую конвенцию 1907, Парижский договор 1928, Устав ООН; развивается через нормы деклараций и резолюций ООН, региональных организаций). Данный принцип является неотъемлемой частью каждого источника МП (даже не будучи включен в него обязателен для соблюдения как основной принцип МП). Права и обязанности государств, обусловленные данным принципом: 1)Права государств (возможность выбора способов разрешения спора; требование к сторонам конфликта не уклоняться от поиска способов разрешения противоречий; выполнение принятых решений; право на помощь со стороны третьих государств и международных организаций). 2)Обязанности государств (не должны прекращать процесс поиска способа решения спора; должны воздерживаться от действий, могущих ухудшить сложившуюся к началу разбирательства ситуацию; обязаны добровольно выполнять принятое совместно решение). Если продолжение спора может угрожать интересам мира и безопасности, СБ ООН уполномочен рекомендовать сторонам конкретную процедуру разрешения спора, при необходимости может обратиться к сообществу государств с призывом применить уставные санкции (должны быть временными, исключать применение вооруженных сил, могут быть полными или частичными). Особенность структуры принципа - обширный перечень способов разрешения споров (переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, привлечение международных и организаций). Содержание принципа постоянно усложняется за счет создания новых способов разрешения споров и их применения. Международный спор - специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Ситуация - состояние напряженности между двумя или несколькими государствами. Спор возникает по вопросу факта или права, он развивается из определенной ситуации (в параметрах спора всегда есть конкретные участники, поскольку его возникновение обусловлено совпадением взаимных претензий государств относительно предмета спора). Ситуация шире спора (может развиваться до возникновения предмета спора, в процессе спора и после его разрешения). Примеры (привлечение в качестве посредников между правительством Колумбии и партизанами в качестве наблюдателей Испании, Мексики, Венесуэлы, Коста-Рики, Италии, Швеции, Норвегии; разработка ООН плана мирного урегулирования для греческой и турецкой общин Кипра, принятого за основу переговоров). Принцип сотрудничества между государствами: содержание и примеры Принцип сотрудничества между государствами - функциональный принцип (сотрудничество - единственный законный способ реализации государством своих интересов (ни одно государство не может выжить в условиях экономической и политической изоляции); отрешение от сотрудничества - санкция в соответствии с Уставом ООН). Принцип сотрудничества - форма практической реализации остальных принципов МП (обязанность государств осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера). Принцип конкретизируется в Декларации ГА ООН о принципах МП, касающихся дружественных отношений государств 1970 (охватывается широкий круг отношений), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 (процедура и методы сотрудничества). Государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, если это совместимо с МП или высшими интересами государства (в предусмотренных договорами случаях могут устанавливать льготные режимы сотрудничества -Евросоюз, СНГ, Британское содружество, Французское сообщество). Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов МП (равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной; сотрудничество должно служить благу всех государств (содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира)). Принцип равноправия народов и наций и права распоряжаться ими своей судьбой: содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует отношения государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации (народ, нация - первооснова, с которой связан суверенитет государства и факт его существования). Данный принцип или его идея использовались не всегда правомерно (процессы о возвращении незаконно присвоенной некоренными народами территории; террористические акции, проводимые под лозунгом самоопределения) (пересмотр сложившейся ситуации и перекраивание карты мира приведут самое меньшее к гражданским войнам, самое большее - к мировой ядерной катастрофе). Принцип сформулирован в Уставе ООН, Пакте о правах человека 1966 (все народы имеют право на самоопределение; в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие; ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование). Деколонизация (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960; сформировался новый субъект МП - народ и нация, находящиеся в стадии борьбы за самоопределение; сформировался новый состав международного преступления - неоколониализм (применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колонии)). Права народа и нации (самостоятельное (или под контролем ООН) решения о самоопределении, право на самостоятельный политический статус, право на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность, право на свободное распоряжение естественными ресурсами; право требовать, чтобы их права осуществлялись без незаконного противодействия, в соответствии с МП). Трудность в установлении факта колонизации в случае совместного проживания на одной территории в течение длительного периода времени (определяется, существуют ли ограничения права общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство, ущемление права на национально-культурную реализацию) (особенности помогает учесть практика плебисцитов). Соотношение с принципом территориальной целостности (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 содержит положения о недопустимости использования принципа самоопределения для того, чтобы полностью или частично разрушить национальное единство и территориальную целостность страны). Нарушения принципа самоопределения устанавливаются в соответствии с МП (к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие применяемым за совершение международных преступлений).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.013 с.) |