Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дипломатические представительства: порядок создания, функции

Поиск

Консульские функции.

Статьей 5 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляе­мого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культур­ных и научных связей между двумя государствами, а также содей­ствие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государ­ства пребывания, сообщение о них правительству представляемо­го государства и предоставление сведений заинтересованным ли­цам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих докумен­тов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридиче­ским лицам представляемого государства;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пре­бывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами го­сударства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемою государства, в особенности когда тре­буется установление над такими лицами какой-либо опеки или по­печительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждаю­щих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполне­ние судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными пра­вилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их эки­пажей, оказание им помощи.

Глава консульского учреждения.

В соответствии со ст. 9 Вен­ской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций — го­сударством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверя­ется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахожде­ние консульского учреждения. Представляемое государство на­правляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребыва­ния уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказы­вающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляе­мому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзеква­туре не нуждается.

Работники консульского учреждения.

К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работ­ники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как гражда­не собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипло­матического представительства и где оно не представлено тако­вым, консульское должностное лицо может, с согласия государст­ва пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

Консульские привилегии и иммунитеты — это со­вокупность преимуществ и иммунитетов, предостав­ляемых иностранным консульским учреждениям и их официаль­ному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями, а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохрани­лась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатиче­скими преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они пре­доставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию кон­сульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммуни­тетов. Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в ко­торых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала содержатся.

Привилегии и иммунитеты консульских учрежде­ний:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гер­бом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обы­ска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляе­мого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государ­ства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдик­ции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с кон­сульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользо­вания.

 

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет.

К внутренним морским водам относятся:

1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удален­ные в сторону моря постоянные портовые сооружения.;

2) воды заливов, бухт, губ, лиманов до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Велико­го в России, Гудзонов пролив в Канаде, Бристольский в Великобрита­нии, Габесский в Африке и т. д.; моря — Белое, Карское и др.).

4) воды, расположенные в сторону берега от прямых ис­ходных линий, принятых для отсчета ширины территориаль­ного моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов

Правовй режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. On устанавливается: внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Российской Федера­ции от 19 января 2000 г., Водным кодексом РФ от 03 июля 2006 г., Кодексом торгового мореплавания от 9 июля1999 г. Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего све­дения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению, уведомлению и приглашению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно з аходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибреж­ного государства либо по его приглашению, либо с уведомлением. Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами. Вопрос…

Особый порядок предусмотрен для захода(ограничение или запрещение входа) судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмот­ра и пошлины.Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными по­шлинами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортны­ми средствами, кранами, буксирами).. В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматри­ваются определенные требования к судам, покидающим внут­ренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных 'лиц прибрежного государства

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внут­ренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибреж­ного государства

Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступле­ниях, совершенных на борту судна. В соответствии с двусто­ронними соглашениями оморском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если: 1)правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного госу­дарства; 2) если последствия правонарушения распространяются на его территорию; 3) если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи;4) если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Гражданская юрисдикция пред­полагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа могут быть также привлечены к ответственно­сти.

Континентальный шельф

КШ- подводная отмель окраины материка.

Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шелъф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориалъного моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

1)первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. (

2)Согласно второму варианту, государство вправе устано­вить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер­риториального моря, если внешняя граница подводной окраи­ны материка не простирается на такое расстояние.(менее 200 м.м.).

3)Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины).(когда протяженность КШ огромна).

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств.

1). Прибрежное государство осуществ­ляет над континентальным шельфом суверенные права в це­лях разведки и разработки его природных ресурсов {ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатыва­ет природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выражен­ного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные не­живые ресурсы поверхности и недр морского Дна,' а также живые организмы "сидячих видов ", те.те организмы, кото­рые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо 'могут пере­двигаться только по морскому дну или в его недрах.

2).Государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, Ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Разведка и разработка континентального шельфа не дол­жны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла.

3).Исследования на континентальном шельфе могут осуще­ствляться с согласия прибрежного государства

.4). Все государства имеют право про­кладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определя­ются по согласованию с прибрежным государством.

5) Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, при разработ­ке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взно­сы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участника­ми Конвенции на основе принципа справедливости.

 

Открытое море

В Конвенций ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря.

Открытое море -это водная часть морского простран­ства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для ucnользования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных,:так и не имеющих выхода,к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчине­ние какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу су­доходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств. Свобода судоходства означает, что каждое, государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда должны иметь национальность того государства, под флагом которого они плавают. Между го­сударством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь; В практике международного морского судо­ходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистри­рованной в одном государстве, а плавает под флагом другого.

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плава­ющего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или админи­стративными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указан­ного принципа.

 

МКП - это система юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космического пространства и небесных тел.

Источники МУП

Единая конвенция 1961 г. о наркотических средствах,

-Конвенция 1971 г. о психотропных веществах,

- Конвенция I988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ,

— Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуата­цией проституции третьими лицами 1949 г.;

-- Дополнительная конвенция об упразднении рабства, ра­боторговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.;

— Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

— Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.;

— Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воз­душных судов 1970 г.;

— Монреальская конвенция о борьбе с незаконными акта­ми, направленными против безопасности гражданской авиа­ции, 1971 г., дополненная Протоколом о борьбе с незаконны­ми актами насилия в аэропортах, обслуживающих междуна­родную гражданскую авиацию, 1988 г.;

-- Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.;

'— Конвенция о предотвращении и наказании преступле­ний против лиц, пользующихся международной защитой, в том июле дипломатических агентов, 1973 г.;

--Международная конвенция о "борьбе с захватом залож­ников 1979 г.

- Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

В зависимости от степени международной опасности, объекта преступного посягательства и других признаков уголовные международного характера подразделяют на следующие группы:

1. Преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм, захват заложников, преступления на ном транспорте, хищения ядерного материала, наемничество, войны и др.

2. Преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств: фальшивомонетничество, легок зация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков, к нелегальная эмиграция, нарушения правового режима исключителы экономической зоны и континентального шельфа, хищения культур! ценностей народов и др.

3. Преступные посягательства на личные права человека: работорговля, торговля женщинами и детьми, эксплуатация простоту третьими лицами, распространение порнографии, пытки, систематические и массовые нарушения прав человека и др

4. Преступления, довершаемые в открытом море: пиратство.

или повреждение подводного кабеля или трубопровода,

несанкционированное вещание из скрытого моряv столкновение морских судов,

неоказание помощи на море, загрязнение моря вредными веществами и др.

5. Военные преступления международного характера: применен отдельными лицами запрещенных средств и методов ведения вое» действий, насилие над населением в районе боевых действий, незаконн ношение или злоупотребление знаками Красного Креста, Красного лумесяца, мародерство, дурное обращение с военнопленными, не исполнение обязанностей в отношении раненых и больных, совершен действий, направленных во вред Другим военнопленным, и др. ' Характерно, что в названных выше проектах Кодекса преступлений Статута Международного уголовного суда международные преступ и уголовные преступления международного характера идут в общем перечне и между собой не разграничены.

Приведенная классификация также не основана на определенных зако­номерностях и носит условный характер.

 

Международные преступления.

 

Международная преступная деятельность проявляется в деяниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персони­фицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности че­ловечества; в литературе распространен термин международ­ные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и ма­териальную ответственность, становятся его руководители, выс­шие должностные лица, иные исполнители преступной полити­ки. В отношении этих лиц компетентны, наряду с национальны­ми судебными органами, специально создаваемые государства­ми международные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

На сегодняшний день составы международных преступлений наиболее полно представлены в Римском Статуте Международного уголовного Суда 1998 г. (ст. 5—8). К ним относятся:

• геноцид;• преступления против человечности;• военные преступления; • агрессия.

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Геноцид как международное преступление включено в предметную юрисдикцию Международных Трибуналов ad hoc и Международного уголовного Суда.

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Согласно Римскому Статуту в перечень преступлений против человечности включены также пытки, преступления сексуального характера, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Под апартеидом по смыслу документа понимаются «бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой и совершаемые с целью сохранения такого режима».

Военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны. Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др. Во многом состав военных преступлений был конкретизирован (в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.), Уставами Международных уголовных Трибуналов ad hoc и Римским Статутом Международного уголовного Суда.

Преступление агрессии. Агрессия — наиболее тяжкое международное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой. Проблема определения состава этого преступления уходит своими корнями на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала ХХ в.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к которым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г., где она понимается как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1). Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (ст. 3): это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пребывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения указанных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 г. существует в форме «мягкого» права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии общепринятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Международного уголовного Суда.

Обращение с военнопленными.

 

Режим военного плена представляет совокупность право­вых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегу­лярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во вла­сти правительства неприятельского государства, а не отдель­ных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военно­пленным нельзя применять акты насилия, запугивания и ос­корбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, полити­ческих убеждений. Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвен­ции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспо­собность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществле­ние прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Военнопленные, за исключением офицеров, могут привле­каться к работе, не носящей военного характера. Военноплен­ные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверен­ных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-По­кровительницы и Красного Креста.

Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвен­ции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответст­венности за военные преступления.

УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ

В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанно­стей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все за­конные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). К сражающимся (комбатантам) относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил воюющих госуд (армии, авиации, флота).

2) личный состав ополчений добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств; граждане нейтральных, других невоюющих государств, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства;

3) личный состав других Ополчений, добровольческих отрядов, зеванных движений сопротивления, а также партизанские отряды, если эти ополчения, отряды, движения сопротивления и партизаны отвечают следующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличи знак.

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

4) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих государств;

5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны; 6) участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских Войн, военных, мятежей массового характера);

7) личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые действия, наносить ущерб и поражение противнику, на них распространяй гуманные правила ведения войны и зашиты в плену.

К комбатантам относятся также военные корабли и военные ле­тательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

К несражающимся (некомбатантам) относятся: 1) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военные корреспонденты и репортеры, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание воо­руженных сил; 2) медицинский и санитарный персонал; 3) духовенство всех религий; 4) госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные ап­параты,

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, к ним не дол­жно применяться оружие. Свое оружие они используют только для са­мообороны и защиты вверенного им имущества. Если они непосредст­венно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Разведчик - законный комбатант - лицо, входящее в состав воору­женных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проник­шее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведении он становит­ся военнопленным

Лазутчик (шпион) - лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений ла­зутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголов­ной ответственности как шпион (Главное отличие военного разведчика от ла­зутчика (шпиона) - военная форма разведчика

Наемник -это лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для того, для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; 2) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

3) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, образом, желанием получить личную выгоду, 4) и которому в действительности обещано материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил да стороны;

5) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.015 с.)