ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ



Прекращение военных действий. Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия или капитул одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключается, ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с кон ограниченными целями или задачами местного значения (г транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными; женщин и детей из осаждённой крепости, переговоры с парламентерами, празднование общенационального или религиозного праздника) и длится как правило, краткое время (один час,'несколько часов, один или сколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять ме военное командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его военные действия! могут быть возобновлены.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем рядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной задачи ,о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Местные перемирия или одностороннее прекращение военных дейст­вий имели место во Вьетнаме, Афганистане, во время армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха, в Югославии, в Чеч­не, на Ближнем Востоке и в других районах.

Общее перемирие или общее прекращение огня полностью прекра­щает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти во­еннослужащие должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический ха­рактер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия или прекращения огня одной из сторон следует рассматривать как акт агрес­сии или военное преступление.

Капитуляция- это один из способов прекращения военных дей­ствий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исклю­чая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, про­стой (обычной), общей и безоговорочной,

Почетная капитуляция- это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответ­ствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными сила­ми, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий (например, почетная капитуляция палестинцев в .Бейруте и выход из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).

Простая (обычная) капитуляция- это прекращение военных дей­ствий на отдельном участке (сдача крепости, города, зоны), разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств (например, капитуляция Порт-Артура в русско-японскую войну 1904-1905 гг.).

Общая капитуляция -это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность. Например, общая капитуляция Ирака 27 фен 1991 г., 'когда правительство Ирака в письме на имя председателя Сов Безопасности ООН выразило согласие выполнить резолюцию № 660 все другие резолюции Совета Безопасности ООН.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) этоповсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы ни было условий.

Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая политической ответственности), его территория оккупируется, верхов власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победивших государств. Победители определяют будущее политическое регулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды формы политической и материальной ответственности агрессора, ют вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Агрессор не имеет права отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примерами являются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945г. и Японии сентября 1945 г.

Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется,как правило, путей заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации. 10 февраля 1947 г. странами антигитлеровской коалиции б» заключены мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румын и Финляндией. Англия и Франция 9 июля, а США 19 октября 1951' г. одностороннем порядке прекратили состояние войны с Германией, в 1951 г. США и их союзники заключили сепаратный Мирный договор с Японией, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Декларацию ^о прекращении состояния войны между ними (до сих пор Россия и. не подписали мирного договора). 25 января 1955 г. в СССР был Указ "О прекращении состояния войны между СССР и Германией". января 1973 г. было заключено Соглашение о прекращении войны восстановлении мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему» в 1987 были подписаны Женевские соглашения об урегулировании положени|я в| Афганистане, положившие конец войне СССР в Афганистане.

Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других воюющих государств,

Для воюющих государств: 1) прекращают действовать законы и обычаи войны и 2) устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические;3) возобновляется действие ранее заключенных междуна­родных договоров; 4) заключаются новые договоры, 5) возвращаются все во­еннопленные, производится репатриация гражданского населения, по­павшего на территорию бывших противников,6) осуществляется вывод оккупационных войск;, опубликовываются сведения и координаты вы­ставленных минных заграждений на суше и в море, производится разми­нирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств;7) разрешаются все вопросы политической и матери­альной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии длянедопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например: денацификация Германии, лишение Германии и Италии колоний, отказ от войны и соз­дания армии (Япония), раздел военных флотов побежденных государств (Италии, Германии, Японии), полная иди частичная демилитаризация стратегически важных островов или районов ( Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море), создание демилитаризованной зоны в Корее, между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, ограничения военного характера для Ирака после поражения в 1991 г. (уничтожение ракет, химического и бактериологи­ческого потенциала и др.).

Для нейтральных государств -, прекращается состояние нейтрали­тета в войне; для всех невоюющих государств в целом - ликвиди­руется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные ко­рабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопас­ность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ

В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанно­стей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все за­конные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). К сражающимся (комбатантам) относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил воюющих госуд (армии, авиации, флота).

2) личный состав ополчений добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств; граждане нейтральных, других невоюющих государств, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства;

3) личный состав других Ополчений, добровольческих отрядов, зеванных движений сопротивления, а также партизанские отряды, если эти ополчения, отряды, движения сопротивления и партизаны отвечают следующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличи знак.

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

4) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих государств;

5) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны; 6) участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских Войн, военных, мятежей массового характера);

7) личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые действия, наносить ущерб и поражение противнику, на них распространяй гуманные правила ведения войны и зашиты в плену.

К комбатантам относятся также военные корабли и военные ле­тательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

К несражающимся (некомбатантам)относятся: 1) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военные корреспонденты и репортеры, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание воо­руженных сил; 2) медицинский и санитарный персонал; 3) духовенство всех религий; 4) госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные ап­параты,

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, к ним не дол­жно применяться оружие. Свое оружие они используют только для са­мообороны и защиты вверенного им имущества. Если они непосредст­венно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Разведчик- законный комбатант - лицо, входящее в состав воору­женных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проник­шее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведении он становит­ся военнопленным

Лазутчик (шпион)- лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений ла­зутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголов­ной ответственности как шпион (Главное отличие военного разведчика от ла­зутчика (шпиона) - военная форма разведчика

Наемник -это лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для того, для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; 2) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

3) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, образом, желанием получить личную выгоду, 4) и которому в действительности обещано материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил да стороны;

5) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой ной, находящейся в конфликте;

6) не входит в личный состав вооруженных силстороны, находящихся в конфликте;

7) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил;

8) завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности (ст. 47 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансиро­вания и обучения наемников 1989 г.).

Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

 

66. Понятие, источники и кодификация международного морского права.

 

Международное морское право — это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и ре­гулирующих межгосударственные отношения в связи с их ис­следованием и использованием.

Международное морское право в течение длительного вре­мени развивалось преимущественно как обычное право. И в наши дни обычай не утратил значения, однако уступил главенствую­щее положение международным договорам.

Большую роль в становлении договорного морского пра­ва сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта ра­бота затем была продолжена на III Конференции ООН по мор­скому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным источникам мор­ского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о конти­нентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным ак­том является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами, всту­пила в силу 16 ноября 1994 г.* Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Кон­венция о международных правилах предупреждения столкно­вения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охра­не человеческой жизни на море 1974 г.; Международная кон­венция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмеша­тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к за­грязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Следует отметить вклад в разработку ряда международ­ных договоров по морскому праву Международной морской ор­ганизацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской дея­тельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и сохра­нении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Кон­венция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов мин­тая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успеш­ному развитию сотрудничества между Правительством Россий­ской федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о мор­ском торговом судоходстве; соглашения о разграничении тер­риториального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г, между СССР и Швецией о разграни­чении континентального шельфа, а также советской экономи­ческой зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внут­ригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения междуна­родно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права, устанавливают ответ­ственность за их нарушение.

К таким актам относятся Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Водный кодекс Российской Фе­дерации, Федеральный закон "О континентальном шельфе Рос­сийской Федерации" и ряд других.

 

Прилежащая зона.

Прилежащая зона — часть морского пространства, при­легающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву кон­троль может быть необходим: а) для предотвращения нару­шений таможенных, фискальных, иммиграционных или сани­тарных законов и правил в пределах его территории или тер­риториального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, от­считываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряет­ся территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, про­извести осмотр и, если выясниться, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследо­вания обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. нача­то в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты кото­рых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением сво­их прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интере­сам других государств, правомерно использующих эту зону.

Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитар­ный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отме­ряется территориальное море.

. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место на­рушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. на­чато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федера­ции наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.014 с.)