Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В годы Великой Отечественной войны

Поиск

22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия начала войну против СССР. Началась Великая Отечественная война – один из самых героических и трагических периодов нашей истории. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства были также подчинены решению основной задачи – разбить врага.

Изменения в государственном механизме в годы Великой Отечественной войны осуществлялись по трем направлениям: 1) создание чрезвычайных органов, 2) изменение структуры конституционных органов и наделение их чрезвычайными полномочиями, 3) изменение правого режима работы государственных органов.

31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) приняла совместное постановление о создании выс­шего чрезвычайного органа — Государственного комитета обо­роны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту влас­ти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и органи­зации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через сущест­вующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации приГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продо­вольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеоб­щем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому нормативному акту обязательное военное обу­чение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению ра­бочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.

Было создано Советское информационное бюро. 2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государст­венным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, кра­ях, областях и городах образовывались местные комиссии.

В период войны вооруженные силы являлись главным звеном государственного аппарата. Поэтому Советское государство уделяло им особое внимание. В первый день войны была объявлена мобилизация муж­чинв возрасте от 19 до 55 лет. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верхов­ного Главнокомандования. Ее состав включал членов Полит­бюро ЦК ВКП (б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления нарко­матов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал инс­титут военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контро­ля и воспитания. В январе 1943 г. были введены новые знаки различия — погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский соста­вы и генералитет.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постанов­ление об организации партизанского движения на оккупирован­ных территориях. Организация возлагалась на партийные орга­ны, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был со­здан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.

Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в реч­ных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступле­ния, совершенные военнослужащими, а также дела о преступ­лениях против обороны, общественного порядка, государст­венной безопасности и некоторые другие. Устанавливался следующий процессуальный порядок рас­смотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слуша­лись в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполне­ние немедленно.

Одним из важнейших мероприятий было восстановление руководящих церковных органов. В сентябре 1943 г. был созван Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси (впер­вые с 1925 г.), и образован синод. Для сотрудничества с цер­ковью создавался специальный государственный орган — Со­вет по делам православной церкви. Был преодолен созданный в 1920-е гг. церковный раскол.

Изменения в праве в этот период были обусловлены войной. Основными тенденциями правового развития в годы Великой Отечественной войны стали расширение сферы действия авторитарных методов правового регулирования, сужение области договорных отношений, ужесточение уголовных наказаний. Советское законодательство считалось действующим на всей территории страны, включая и территорию, оккупированную врагом.

Широко использовались такие правовые институты как военное и осадное положение. В местностях, объявленных на военном положении, государственные полномочия в области обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам и командованию войсковых соединений. Государственные органы, общественные организации и граждане были обязаны выполнять распоряжения военных властей. Граждане могли быть перемещены на иное место жительства, мобилизованы для строительства оборонительных сооружений и перевозки военных грузов, у них могло быть изъято необходимое для нужд обороны имущество и т.п.

При угрозе захвата территории мог быть введен более строгий правовой режим – осадное положение. Например, такой режим был введен в Москве 20 октября 1941 г. Воспрещалось всякое уличное движение отдельных лиц и транспорта в ночное время, нарушители порядка привлекались к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие «агенты врага» расстреливались на месте.

Устанавливалось особое правовое положение для различных категорий граждан. Это было связано с дискриминационными и репрессивными мерами. В пособничестве немецко-фашистским захватчикам обвинялись целые народы. В качестве наказания они депортировались в восточные районы страны – в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Депортации подверглись немцы Поволжья, болгары, турки, крымские татары, ингуши и др. Общее число депортированных составило более 3 млн. человек. Соответствующие национальные автономии были ликвидированы.

Предателями и изменниками объявлялись все военнослужащие, попавшие в плен. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, семьи пленных солдат лишались льгот.

Гражданское право, сформировавшееся до войны, серьезной реорганизации не претерпело. Снижение производства промышленных и продовольственных товаров обусловило введение карточной системы распределения. В связи с военной ситуацией расширялись права государ­ства в отношении объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество. Наследственное право было изменено в сторону расширения круга наследников, что было вызвано массовой гибелью людей. Право наследования предоставлялось трудоспособным родителям, братьям и сестрам наследодателя.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений, и расширялось применение админи­стративно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов. Все граж­данско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.

В сфере семейного права можно выделить меры, имею­щие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повыше­ние рождаемости и т. д. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" внес принципиаль­ные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брач­ных отношениях, могли оформить свои отношения путем ре­гистрации брака. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с ко­торым мать не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примири­лись, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с ко­торым военные власти имели право привлекать граждан к тру­довой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», ут­вержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директо­рам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день. На всех предприятиях и в учреждениях отменялись оче­редные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского на­селения на период военного времени для работы на производ­стве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали муж­чины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголов­ной ответственности.

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисципли­ны, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых на­чал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны про­довольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП (б) предоставило СНК союзных и автоном­ных республик, краевым и областным исполкомам право при­влекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное на­селение городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов.

В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нор­мы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное вре­мя ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответ­ственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государствен­ную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет. Усилилась ответственность за хищение социалистической собственности, спекуляцию, растрату и т.д. 19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через пове­шение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет для немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправ­кой осужденных на фронт. Лица, отличившиеся в боях, освобожда­лись от наказании Была усилена уголовная ответственность за хищения и нарушения трудовой дисциплины..

В целом принятые в 1941–1945 гг. меры по реорганизации государственного механизма и изменения в праве позволили обеспечить необходимые ресурсы для выполнения главной функции государства – обороны страны. Однако ценой этого были многочисленные жертвы и снижение жизненного уровня населения. Еще более возрос разрыв между уровнем жизни партийной государственной элиты и большинством населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.008 с.)