Сословно-представительная монархия в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сословно-представительная монархия в России



В середине XVI в. в России складывается сословно-представительная монархия, что выразилось, прежде всего, в повышении статуса главы государства. Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. С позиций норм государственного права того времени российский царь по своему статусу равен монархам «высшего уровня» – римским и византийским императорам, ханам Казани, Крыма. Вместе с тем в отличие от титула «император» титул «царь» имел менее универсальный характер, использовался лишь в России и некоторых славянских странах. Но власть царя не была абсолютной. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с ца­рем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.

Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной Царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую Думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. их число достигло 90. Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от направления деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого при­хода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

В компетенцию приказа Большого прихода входил сбор общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ. Приказ сбора пятинных и запросных денег. Аптекарский приказ. Печатный приказ и пр.

Важное значение имели две реформы XVI в.: земская и губная. З емские и губные избы становятся органами самоуправления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции. Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1—3 года.

В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил:

продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения,

было создано постоянное стрелецкое войско. С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.

Оформление общегосударственной сословной системы

Структура российского общества на протяженииXVI–XVII вв. развивалась в направлении формирования в рамках всей страны сословной системы. К середине XVII в. она включала в себя духовное, боярское, дворянское, посадское, крестьянское и холопское сословия. Часть населения, например, народы Сибири не включались в состав сословий. Существовали группы, правовой статус которых не вписывался в статус ни одного сословия, например, стрельцы. Все это свидетельствовало, что процесс формирования сословий еще не завершился.

Духовное сословие.. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Русская православная Церковь стала независимой от Константинопольской патриархии. Духовенство делилось на белое и черное (монашествующее). Духовные лица освобождались от ряда налогов и повинностей. Законодательно был ограничен рост монастырского землевладения. Соборное уложение 1649 г. запретило церковным иерархам и монастырям покупать и принимать «на помин души» вотчины. В связи с ликвидацией белых слобод была ограничена деятельность духовенства в сфере ремесла и торговли.

Боярское сословие. В его состав входили члены Боярской думы: бояре, окольничьи, думные дворяне. Способ поступление в это сословие – пожалование по воле монарха соответствующего чина. Правовой статус их характеризовался наличием ряда прав, в том числе и прав-привилегий. Прежде всего это нормы о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, Они обладали правом владеть вотчинами и поместьями. В отличие от других сословий они обладали родословной, что учитывалось при назначении на государственные должности и при выдаче служебных поручений.

Дворянство – это служилое сословие. Оно включало в свой состав московских и городовых дворян, стольников и стряпчих царского двора, детей боярских. В сфере земельных отношений имели право на получение поместья.

Посадские люди. Они имели право на занятие торговлей и ремеслом. Одновременно они были в «тягле», то есть платили налоги и несли другие повинности.

Крестьянское сословие в правовом и социальном аспектах было неоднородным. Выделяют черносошных, дворцовых и частновладельческих. Черносошные крестьяне несли государственные повинности – тягло. Законодатель установил бессрочный сыск беглых крестьян (Соборное уложение, гл. X, ст. 1,2), в результате в России окончательно оформилось крепостное право. Крепостная зависимость была потомственной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)