Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Основные тенденции развития Советской государственности и права в 1930–1940–е гг.

Поиск

Экономические и социальные проблемы поставили руководство СССР перед выбором стратегии дальнейшего развития страны. Был выбран путь отказа от новой экономической политики и возврата к политике «штурма капитализма» первых лет советской власти. Реализация этого курса позволяла сосредоточить под партийно-государственным контролем все ресурсы страны, произвести коренную ломку социальной структуры, изменить правовой и социальный статус общественных групп, сосредоточить в руках партии и государства не только политическую, но и экономическую власть. В этом случае исключалась угроза реставрации капитализма, общество и государство в достаточно сжатые сроки получали необходимые с точки зрения коммунистической идеологии характеристики, правда, в «казарменном» варианте. Движение по этому пути неизбежно должно было осуществляться ценой перенапряжения сил народа, ценой материальных лишений. Складывалась административно-командная система уп­равления, при которой государственные и хозяйственные ор­ганы действовал и под жестким контролем партийных органов.

Основным итогом формирования командно-административ­ной системыстали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых инструментов хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики. Сложилась аномальная, но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями.

Экономические, политические, социальные изменения, которые произошли в СССР в конце 1920-х – сер. 1930-х гг., нашли законодательное закрепление в новой Конституции (Основном Законе), которая была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР. В соответствии с классовым подходом и коммунистической идеологией конституционные нормы утверждали социалистический тип советского государства, социалистический характер общества и экономической системы. СССР определялся как «социалистическое государство рабочих и крестьян» (ст. 1).

Политическую основу СССР (ст. 2) составляли советы депута­тов трудящихся. Новое название советов (вместо прежнего – советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов) было призвано подчеркнуть участие в работе советов всех групп трудящихся. Закреплялось в Конституции полновластие советского народа: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (ст. 3).

Конституция установила, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность имеет форму либо государственной собственности (всенародное достояние), либо колхозно-кооперативной.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней по­явились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об ос­новных правах и обязанностях граждан, об избирательной сис­теме. Впервые в советской истории в конституционном акте была закреплена руководящая роль коммунистической партии в политической системе. Партия была объявлена ядром всех общественных и государственных организаций (ст. 126). Данная Конституция с принятыми изменениями и допол­нениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г. Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, вклю­чающих 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройст­ва. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обще­ством согласно Конституции осуществляет рабочий класс как передовой класс.

В главе II отражались принципы советского социалисти­ческого федерализма, добровольность объединения равно­правных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суве­ренитет союзных республик. Конституция определяла пере­чень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.

В главах III—VIII Конституции СССР рассматривались ор­ганизация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов влас­ти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Вер­ховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. — Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров яв­лялся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Органами государственной власти в краях, областях, авто­номных областях, округах, районах, городах, селах были Со­веты депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Глава IX Конституции СССР была посвящена избиратель­ной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-лет­него возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

В главе Х Конституции СССР рассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; не­прикосновенность личности, жилища, тайна переписки; пра­во граждан СССР на объединения в общественные организа­ции. В Конституции СССР также были закреплены и обязан­ности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять за­коны, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общест­венному долгу, уважать правила социалистического общежи­тия, беречь и укреплять общественную социалистическую соб­ственность.

В главе XI были закреплены принципы организации и де­ятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип незави­симости судей и подчинения их только закону, открытое раз­бирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспече­ние обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автоном­ной области с обеспечением для лиц, не владевших этим язы­ком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за исполнением законов всеми народны­ми комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Респуб­ликанские, краевые, областные прокуроры, а также прокуро­ры автономных республик и автономных областей назнача­лись Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы проку­ратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе. флаге и столице СССР.

В главе XIII устанавливался порядок изменения Консти­туции СССР. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами: в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли.

В 1937 г. социалистическая экономическая и политическая система была закреплена конституциями союзных республик. Конституция РСФСР была принята на XVII Всероссийском съезде Советов в январе 1937 г. Она состояла из 151 статей, све­денных в 15 глав, и была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР» (ст. 16 Консти­туции СССР 1936 г.).

Государственный механизм в СССР. В рассматриваемый период государственные полномочия осуществляли не только государственные органы, но и руководящие органы ВКП (б) партийные органы превратились по существу в важнейший компонент государственного механизма. Партийное руководство определяло внутреннюю и внешнюю политику страны и решало все важнейшие вопросы. Фактически руководителем СССР являлся генеральный секретарь (с 1934 г.) – секретарь) ЦК ВКП (б) И.В. Сталин, не занимавший государственных постов. В стране сформировался культ личности Сталина. Официальная пропаганда широко использовала неюридическую терминологию, обозначавшую исключительное положение Сталина («вождь», «гениальный продолжатель дела Ленина», «отец народов» и пр.).

Центральные партийные органы (съезды, конференции, ЦК, Политбюро) принимали решения. Являвшиеся обязательными как для членов партии, так и для государственных органов. Прерогативой партии являлось формирование кадрового руководящего состава государственных органов. Центральные партийные органы СССР и союзных республик решали вопросы назначения и увольнения руководителей советов, народных комиссаров и т.д. Во исполнение партийных директив государственные органы проводили необходимые процедуры избрания, назначения, перевода на другую работу.

Высшим государственным органом до 1936 г. юридически являлся Всесоюзный съезд советов. Конституция СССР 1936 г. предусмотрела в качестве высшего государственного органа Верховный совет СССР, который состоял из двух равноправных палат: Совета Союза, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, избираемого по национальным округам. К компетенции Верховного совета относилось принятие законов, формирование правительства.

Функции главы государства исполнял Президиум Верховного совета (председатель – М.И. Калинин). Президиум имел право издавать указы в качестве общеобязательных нормативных актов.

Функции правительства выполнял Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР). Члены СНК избирались Верховным советом. При СНК функционировал экономический совет, контролировавший выполнение хозяйственных планов. Центральными отраслевыми органами управления являлись народные комиссариаты. Количество, структура и компетенция наркоматов менялись.

Постоянно повышалась значение правоохранительных органов. В 1933 г. была создана прокуратура СССР. С 1936 г. прокуратура превратилась в централизованную систему: все прокуроры стали подчиняться Прокурору СССР. Наркоматы юстиции союзных республик лишились полномочий по контролю за органами прокуратуры. В 1934 г. система правоохранительных органов была централизована. В состав НКВД СССР было включено ОГПУ. Среди структурных подразделений НКВД имелись Главное управление Рабоче-крестьянской милиции и Главное управление лагерей (ГУЛАГ). При НКВД действовал карательный орган – Особое совещание. Совещание имело полномочия применять в административном порядке меры уголовного наказания: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря. НКВД осуществлял функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной безопасности, охраны государственных границ.

На развитие права в СССР оказали влияние изменения социальной структуры, формы государства и государственного механизма. Изменилась сама система права (появились такие отрасли, как хозяйственное право и колхозное право), а также методы правового регулирования. Развитие государственного права в первую очередь связано с принятием новой Конституции СССР и конституций союзных республик.

Для гражданского права рассматриваемого периода было характерно усиление роли административного метода правового регулирования. Те правовые нормы, которые регулировали правовой статус государственных предприятий и учреждений как субъектов имущественных отношений, выделялись из состава гражданского права в новую отрасль – хозяйственное право. Однако факт существования новой отрасли права не был признан многими советскими правоведами. Гражданское право решало задачи по укреплению и защите социалистической собственности, большое внимание уделя­лось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные ор­ганы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Уси­ливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

Устанавливалось два вида договоров: генеральные и ло­кальные. Генеральные договоры заключались между централь­ными органами. На их основании заключались локальные до­говоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генераль­ных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглаше­ния были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключе­ния договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была произво­диться по нарядам, выданным на основании плана, утверж­денного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась и поставка товаров на экспорт. В 1932 г. были введены трудовые книжки, обязательные при приеме на работу и фиксирующие все предыдущие места работы. Появилась система прописки. В этот период изменились сами субъекты гражданского права. Теперь ими являлись только государственные и общественные организации, а также граждане, имевшие право лишь на личную собственность.

Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи мно­госемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передавать­ся в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось догово­ром, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях — представителями сель­ских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной по­мощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за не­платеж алиментов и о некоторых изменениях в законодатель­стве о разводах». При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов уста­навливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.

Трудовое право было направлено на обеспечение народ­ного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-тех­нического уровня работников, решение вопросов оплаты тру­да. Оно способствовало развитию массового социалистическо­го соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г. закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспо­собности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы пре­кратилась выплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.

Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — зва­ния Героя Социалистического Труда и о награждении меда­лями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприя­тиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одно­временно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя. Четко прослеживается стремление государства к ужесточению системы наказаний за нарушение трудовой дисциплины. Предусматривалась целая система санкций за нарушение трудовой дисциплины: увольнение с работы, выселение с ведомственной жилой площади, перерыв стажа, лишение права на пособие по временной нетрудоспособности до истечения 6 месяцев работы на новом месте. В январе 1939 г. было изменено понятия прогула. Прогулом стало признаваться всякое отсутствие без уважительной причины на рабочем месте более 20 минут и употребление спиртных напитков в рабочее время. За прогул рабочие и служащие по приговору народного суда наказывались исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев. Запрещался самовольный переход на другое предприятие.

Главными задачами в сфере колхозного и земельного права были задачи развития и укрепления правового статуса колхо­зов. 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозни­ков-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйст­венной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП (б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов.

В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, оп­ределялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, по­рядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бес­срочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах — до 1 га. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, оставав­шиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавлива­лось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посев­ную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их куль­турный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели яв­лялось общее собрание ее членов.

Для уголовного права в рассматриваемый период ха­рактерно усиление борьбы против государственных преступ­лений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дез­организовавших нормальную работу промышленности и под­рывавших трудовую дисциплину, и других преступлений. Еще одной особенностью уголовного законодательства яв­лялось ужесточение мер наказания. Возраст уголовной ответственности был установлен в 14 лет, а за кражу, убийство, нанесение увечий и т.п. – с 12 лет. Некоторые законы исполь­зовались государством для проведения репрессий против не­виновных людей.

В развитии уголовного процесса необходимо отметить сле­дующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические по­ложения уголовного процесса. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса гласность судопроизводства, независимость судей и подчине­ние их только закону, обеспечение обвиняемому права на за­щиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. В отрасли уголовного процесса углубился разрыв между конституционными и другими законодательными нормами о демократических принципах следствия и судопроизводства и правовыми нормами, закреплявшими нарушения прав человека в этой сфере, обеспечившими произвол и вседозволенность правоохранительных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.74 (0.017 с.)