Советская государственность и право в послевоенное десятилетие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская государственность и право в послевоенное десятилетие



Изменения в государственном аппарате в этот период определялись как объективными факторами: окончанием войны, необходимостью восстановления разрушенного народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой и и.д.; так и субъективными факторами: смертью Сталина и приходом к власти новых людей. Прежде всего, ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промыш­ленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.

В 1947 г. Верховный совет внес изменения в Конституцию СССР, носившие частью редакционный характер, а частью расширивших компетенцию центральных органов власти. Представительные органы также претерпели ряд изменений. Был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а Верховных Советов союзных и автономных республик – до 21 г. В годы войны выборы в представительные органы не производились.

В феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. – в верховные советы союзных и автономных республик. В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобра­зованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.

После окончания войны судебные органы также перестраива­лись на работу в мирных условиях. Восстанавливались обыч­ная подсудность и порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сен­тября 1948 г. для народных судей и народных заседателей ус­танавливался возрастной ценз с 23 года. В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела воен­ных преступников, бывших военнослужащих германской ар­мии, которые совершили массовые убийства, истязания граж­данского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

После окончания войны была упразднена Ставка Вер­ховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Ар­мией.

В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления. 21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры. Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вос­станавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизо­ванным военнослужащим в течение одного месяца. В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллек­тивных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья тру­дящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здра­воохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся. Для разрешения трудовых споров в соответствии с Поло­жением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрич­но-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пен­сиях, которым устанавливались единые критерии для назна­чения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), сред­немесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачи­ваемых работников повышались пенсионные ставки.

Единственным существенным изменением в сфере семейного права стал запрет браков советских граждан с иностранными гражданами.

В области колхозного права одним из важнейших после­военных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за кол­хозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяй­ства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное плани­рование производства стали осуществлять сами колхозы. С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродук­ции государством. Одновременно с этим были изменены прин­ципы оплаты труда в колхозе.

В области уголовного права в послевоенное время карди­нальных изменений не происходит. Основные изменения ка­сались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычай­ных положений закона и др. В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Гер­манией». В соответствии с данным нормативным актом осво­бождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой кате­гории лиц снималась судимость и административная ответ­ственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).

 

Советское государство и право в период либерали­зации общественных отношений (сер. 50-х — сер. 60-х гг. XX в.)

Этот период в развитии советской государственности характеризуется демократизацией. Реформирование государственной сферы началось с правоохранительных органов. Было упразднено Особое совещание при МВД СССР, а также «тройки» и «двойки», как органы незаконных репрессий. В марте 1954 г. из состава МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реоргани­зованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) советов депутатов трудящих­ся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, город­ских и поселковых советов депутатов трудящихся. Таким об­разом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии воз­лагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщени­ем осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958 г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны – Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. В декабре 1958 г. в соответствии с утвержденными Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий народных судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих – по воинским частям.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В результате принятых мер деятельность советов значительно активизировалась: регулярно стали созываться сессии, которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи советов с населением, активизировалась деятельность комиссий советов и др. В 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных советах депутатов трудящихся. В нормативных актах устанавливались полномочия советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы. В 1962 г. в большинстве краев и областей советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, что нарушало один из основных принципов советов – их единство. Одновременно были разделены на промышленные и сельскохозяйственные областные и краевые партийные организации. Эта мера по замыслу реформаторов была направлена на разрушение административно-командной системы.

В рассматриваемый период не менее остро встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики. На смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный. Большинство отраслевых министерств было упразднено. Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

Развитие права в этот период характеризуется кодификацией. Ее необходимость диктовалась рядом факторов. Многие кодексы были приняты более 30 лет назад, многие нормы, в них содержавшиеся,на практике не применялись. Преодоление ряда злоупотреблений в правовой сфере, уточнение компетенции общесоюзных и республиканских органов власти потребовали проведения реформы законодательства. В эти годы происходит интенсивное развитие общесоюзного законодательства в пределах компетенции СССР. Издаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик по отраслям права. Масштабы кодификационной деятельности были крупнейшими со времени начала 1920-х гг.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Они стали общим для СССР кодифицированным законодательным актом, закрепившем основные положения гражданского права.В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов. Основы закрепляли государственную и кооперативно–колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав. Субъектами гражданских правоотношений признавались как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан в полном объеме наступала с 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет были частично дееспособны. Юридическими лицами признавались государственные объединения, предприятия, организации, колхозы, кооперативные и общественные организации и объединения. В личной собственности граждан могло находиться имущество, предназначенное для удовлетворения

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обяза­тельства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции. Устанавливалась форма сделок: устная, простая письменная и нотариальная. В устной форме заключались сделки на сумму до 100 руб. В простой письменной форме совершались сделки государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан на сумму свыше 100 руб. Такие виды сделок как купля-продажа дома, договор дарения. Завещание, должны были удостоверяться нотариально. Определялись виды обязательств: договорные и внедоговорные. К внедоговорным– относились, например, обязательства из причинения вреда. Определялись способы обеспечения обязательств – неустойка (штраф или пеня), залог, поручительство, задаток. Гарантия. Устанавливались сроки исковой давности – три года для граждан и один год по спорам между юридическими лицами.

8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были ут­верждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права. Основы определяли задачи гражданского судопроизводст­ва, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и закон­ных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Граждан­ские дела в установленных законом случаях могли рассматри­ваться товарищескими судами. В соответствии с Основами гражданского судопроизвод­ства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были при­няты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955–1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС шились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В праздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. Продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам увеличивалась с 77 до 112 календарных дней. Рабочие и служащие получили право одностороннего расписания трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В нем закреплялись гарантии справедливого решения вопросов по спорам об увольнении переводе рабочих и служащих на другую работу.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой состав­ную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Кол хозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней. Начался перевод колхозов на денежную форму оплаты труда колхозников (при сохранении натуральной оплаты). Впервые в советской истории колхозники стали получать гарантированную ежемесячную денежную зарплату, что способствовало повышению их жизненного уровня.

В конце 1950-х гг. колхозам была передана техника машинно-трактоных станций (МТС), а сами МТС реорганизованы в ремонтные станции. За технику колхозы должны были выплатить значительные средства, что легло тяжелым бременем на них.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были при­няты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической соб­ственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан. В Основах рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необ­ходимости. Отменялся ранее действовавший принцип анало­гии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмот­ренное уголовным законодательством. Отменены уголовные наказания за трудовые и гражданско-правовые нарушения. Закон, устанавливаю­щий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на дея­ния, совершенные до момента его введения. Закон, устраняв­ший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.

Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъек­тивные обстоятельства дела. Уголовная ответственность на­ступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продол­жал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного осво­бождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов. В 1960 г. Верховный совет РСФСР принял Уголовный кодекс РСФСР, заменивший Кодекс 1926 г.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основы закрепили следующие принципы уголовного судо­производства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде; гласность судебного разбирательства; недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и порядке, установленном законом; обеспечение обвиняемому права на защиту; ведение судопроизводства на языке союзной автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в судебной инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.019 с.)