Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод истории отечественного государства и права

Поиск

 

История государства и права России – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом изучения является государство и право.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государствен­ной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период. История государства и права России исследует взаимодействие: государственных структур; правовых институтов.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их со­держания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних свя­зей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследо­вания является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Наука истории отечественного государства и права как фундаментальная наука выполняет несколько важных функций. Функции характеризуют теоретическое и практическое значение науки, поскольку результаты научных исследований призваны помочь понять современную государственность и право и определить направление их развития. Можно выделить следующие функции науки «История отечественного государства и права»:

– гносеологическая (гносеология – наука о познании) – разработка методов научного исследования;

– эвристическая (эвристика – искусство нахождения истины) – формирование новых знаний о государственно-правовом развитии России;

– идеологическая – укрепление научной основы для формирования политической и правовой культуры;

– организационно-управленческая – выработка рекомендаций по совершенствованию государственно-правовой жизни страны;

– прогностическая – научное прогнозирование развития отечественной правовой системы.

История отечественного государства и права как учебная дисциплина представляет собой фундаментальный курс. Она базируется на одноименной науке. Учебная дисциплина использует наиболее важные выводы науки, рассматривает как наиболее яркие примеры проявления в России общемировых тенденций развития права и государства, так и особенности, присущие российской государственности и ее правовой системы. Соответственно объектом изучения являются лишь некоторые правовые акты и государственные органы.

Место дисциплины в учебном процессе обусловливается теми же факторами, что и место одноименной науки в системе наук: без знания исторических корней любого отечественного государственно-правового института немыслимо понимание сущности и правовой природы современного Российского государства и понимание действующего права.

Целью учебной дисциплины является изучение исторических основ, вековых традиций и главных тенденций развития отечественной правовой системы, что позволяет обучающимся достичь необходимого уровня компетентности и получить необходимые навыки.

ТЕМА 1. Образование и развитие Древнерусского государства и права

(IX – XII вв.)

К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытнообщинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями. По мере разделения труда и возрастания его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслое­ния, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда. Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов. К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

– участие всех членов племенного союза в решении важ­нейших вопросов;

– особая роль народного собрания как высшего органа власти;

– всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Господствующий класс формировался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба — южная группа славянских племен (Киев);

Славия — северная группа (Новгород);

Артания — юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государственных образований — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне, а также соседние неславянские племена – меря, мурома и др. Практически с самого начала Древнерусское государство являлось многоэтническим.

В целом процесс государствообразования у восточных славян имел те же характеристики, что и аналогичные процессы у других народов. Как показывает мировая история (Междуречье, Египет, Древняя Греция и др.), государство формируется у каждого народа в нескольких центрах. Базой государственного аппарата становятся племенные и надплеменные органы управления.

Всего через несколько десятилетий после возникновения государственных образований у восточных славян они объединились в крупное государство. Такого раннего создания столь крупного государства не знала ни одна страна в мировой истории. Это обстоятельство является отличительной чертой древнерусской государственности.

По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Сложилась определенная система государственного механизма: великий князь; совет при князе; вече; удельные князья; дворцрво-вотчинные органы: огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, стольники, ключники, конюшие, а на местах органы власти в лице наместников, посадников и волостелей.

Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древне­русского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита послед­них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.). Великокняжеский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет бояр и «княжих мужей». Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем ре­шали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности. Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собрание — вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представ­ляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волос­тели и другие представители княжеской власти. Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Был установлен порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставленного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Произошло разделение светской и духовной власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.01 с.)