Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод истории отечественного государства и права↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История государства и права России – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом изучения является государство и право. Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период. История государства и права России исследует взаимодействие: государственных структур; правовых институтов. Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция. Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов. Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего. Наука истории отечественного государства и права как фундаментальная наука выполняет несколько важных функций. Функции характеризуют теоретическое и практическое значение науки, поскольку результаты научных исследований призваны помочь понять современную государственность и право и определить направление их развития. Можно выделить следующие функции науки «История отечественного государства и права»: – гносеологическая (гносеология – наука о познании) – разработка методов научного исследования; – эвристическая (эвристика – искусство нахождения истины) – формирование новых знаний о государственно-правовом развитии России; – идеологическая – укрепление научной основы для формирования политической и правовой культуры; – организационно-управленческая – выработка рекомендаций по совершенствованию государственно-правовой жизни страны; – прогностическая – научное прогнозирование развития отечественной правовой системы. История отечественного государства и права как учебная дисциплина представляет собой фундаментальный курс. Она базируется на одноименной науке. Учебная дисциплина использует наиболее важные выводы науки, рассматривает как наиболее яркие примеры проявления в России общемировых тенденций развития права и государства, так и особенности, присущие российской государственности и ее правовой системы. Соответственно объектом изучения являются лишь некоторые правовые акты и государственные органы. Место дисциплины в учебном процессе обусловливается теми же факторами, что и место одноименной науки в системе наук: без знания исторических корней любого отечественного государственно-правового института немыслимо понимание сущности и правовой природы современного Российского государства и понимание действующего права. Целью учебной дисциплины является изучение исторических основ, вековых традиций и главных тенденций развития отечественной правовой системы, что позволяет обучающимся достичь необходимого уровня компетентности и получить необходимые навыки. ТЕМА 1. Образование и развитие Древнерусского государства и права (IX – XII вв.) К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытнообщинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями. По мере разделения труда и возрастания его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда. Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов. К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина. Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся: – участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов; – особая роль народного собрания как высшего органа власти; – всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс формировался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины. Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров: Куяба — южная группа славянских племен (Киев); Славия — северная группа (Новгород); Артания — юго-восточная группа (Рязань). Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государственных образований — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне, а также соседние неславянские племена – меря, мурома и др. Практически с самого начала Древнерусское государство являлось многоэтническим. В целом процесс государствообразования у восточных славян имел те же характеристики, что и аналогичные процессы у других народов. Как показывает мировая история (Междуречье, Египет, Древняя Греция и др.), государство формируется у каждого народа в нескольких центрах. Базой государственного аппарата становятся племенные и надплеменные органы управления. Всего через несколько десятилетий после возникновения государственных образований у восточных славян они объединились в крупное государство. Такого раннего создания столь крупного государства не знала ни одна страна в мировой истории. Это обстоятельство является отличительной чертой древнерусской государственности. По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Сложилась определенная система государственного механизма: великий князь; совет при князе; вече; удельные князья; дворцрво-вотчинные органы: огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, стольники, ключники, конюшие, а на местах органы власти в лице наместников, посадников и волостелей. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.). Великокняжеский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну. Великий князь в своей деятельности опирался на совет бояр и «княжих мужей». Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности. Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собрание — вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др. Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры. Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти. Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.). Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Был установлен порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставленного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Произошло разделение светской и духовной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.74 (0.014 с.) |