Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Государственно-политическое развитие и право русских земель в эпоху феодальной раздробленности (XII–xv вв. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало эпохи политической раздробленности Руси. Это новый этап развития государства, когда единая держава Рюриковичей постепенно трансформировалась в систему отдельных самостоятельных княжеств со своими княжескими династиями. Причиной раздробленности стали некоторые тенденции развития феодализма, общие для всех раннесредневековых государств. Формировались местные корпорации землевладельческой элиты, заинтересованные в развитии «своего» княжества, что неизбежно должно было вступить в противоречие с интересами Киева. Местному боярству был нужен князь, способный обеспечивать и оберегать их собственные интересы. Были и другие причины: сложность управления большой территорией страны, господство натурального хозяйства (некоторые ученые отстаивают эту точку зрения, называя среди причин феодальной раздробленности именно развитие сельского хозяйства и ремесла, формирование боярских усадеб и новых городских центров). Немалую роль сыграл и внешний фактор – прекращение набегов кочевников (половцев, печенегов, хазар и др.) в результате успешных походов в степь киевских князей. В результате русское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжеств, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Между ними сложилась сложная система вассальныхотношений. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских землях. Феодальная раздробленность сопровождается междоусобными конфликтами. Таким образом, формируется новая геополитическая реальность — Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус «первопрестольного града». На смену Киеву выдвинулись новые центры политической власти со своими особыми моделями государственно-политического развития. Для Ростово-Суздальской (Владимиро-Суздальской) земли была характерна сильная власть князя, опиравшаяся на служилых людей — дворян, получавших за службу поместья из домена великого князя. При этом владимирские «дворяне» являлись не вассалами князя (т.е. слугами, связанными с сюзереном определенными договорными отношениями), а министериалами — «милостниками», целиком зависевшими от княжеской воли и расположения. При князе функционировал Совет из высших иерархов и бояр. Систему управления Владимиро-Суздальского княжества можно охарактеризовать как дворцово-вотчинную: исполнительную власть помогали князю осуществлять должностные лица его дворца. Первое место занимал дворский (дворецкий), второе – воевода, ведавший военными делами. Конным хозяйством руководил конюший. Местное управление возглавляли наместники и волостели. В дальнейшем Владимиро-Суздальское княжество дробится на более мелкие, хотя статус великого за ним сохраняется. Для Галицко-Волынского княжества было характерно сосредоточение большей части земельных владении в руках боярства, которое имело большое политическое влияние, хотя и не было оформлено институционально так четко, как в Новгороде. Князья не приглашались по договору, а занимали престол по праву наследования, но бояре могли поддержать угодного им князя и изгнать неугодного, что неоднократно и происходило. Большое влияние на решение государственных дел имел Совет бояр. Другую модель государственного и общественною устройства представляла собой Новгородская земля — «Господин Великий Новгород». Говоря о Новгороде, надо иметь в виду не только город, но и обширное государство, никогда — в отличие от других земель и княжеств — не дробившееся на уделы. Ключевой политической и социальной силой в Новгородском государстве были боярские роды. Новгородское боярство не было единым. Отдельные кланы, опиравшиеся на свои центры и концы – городские районы, соперничали друг с другом. Между боярскими усадьбами на новгородских улицах находились дворы землевладельцев-небояр («житьих людей»), ремесленников, духовенства и прочих "черных людей". Все это население составляло уличанскую (oт слова улица) общину и собиралось на уличанское вече; свое вече было и у «конца» – района. Помимо включения в уличанские общины, все небоярское население Новгорода для участия в ополчении и уплаты налогов разделялось на десять сотен; во главе этого устройства — тысячи — стоял выборный тысяцкий, представлявший, таким образом, интересы непривилегированных граждан. Сельское население — смерды — находилось в зависимости от землевладельцев-бояр и новгородских властей, обязано было платить дань, «корм» и проторы» (пошлины) и строить крепостина рубежах. Незначительной по численности была группа своеземцев – мелких земельных сбственников. Верховным законодательным органом власти было новгородское вече, о составе которого точных данных нет. Одни авторы полагают, что вече состояло исключительно из бояр - владельцев усадеб, другие считают возможным и более широкий состав представительства через систему кончанских и уличанских вечевых собраний, участниками которых могло быть все свободное население концов и улиц. В перерывах между вече коллегиальное руководство текущими делами осуществлял Совет господ. Главным представителем исполнительной власти в Новгороде был посадник из числа бояр. К XIII н. посадник избирался на один год из числа пяти пожизненных кончанских посадников. Тогда же новгородское боярство захватило в свои руки и должность тысяцкого, в ведении которого находились организация ополчения, сбор налогов, торговый суд. С серединыXII в. в Новгороде избирали и главу церкви — архиепископа, затем направлявшегося на представление к митрополиту. Новгородский архиепископ хранил государственную казну, утверждал сделки с земельной собственностью, во время конфликтов мирил враждовавшие стороны и нередко выступал в качестве дипломата в отношениях с другими княжествами. Взаимоотношения Новгорода с князьями регулировались в договорах. Князь в Новгороде ставился в положение высокооплачиваемого чиновника, выполнявшего военные и судебные функции, и мог быть в любое время сменен. Сложную систему «разделения властей»в Новгороде XII–XV вв. можно определить как боярскую аристократическую республику. Что касается системы права, то в Ростово-Суздальской (Владимиро-Суздальской) и Галицко-Волынской землях-княжествах она не претерпела существенных изменений. Были внесены только некоторые региональные изменения в общий для всей ДревнейРуси документ – «Русскую правду». В Новгороде же и Пскове (система власти и управления которого была близка к новгородской) развитие права в этот период выражалось, прежде всего, в принятии новыхактов. Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство. Новгородская и Псковская судные грамоты появились в результате кодификации в XV в. От Новгородской судной грамоты XV в. сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и процессуального права. Псковская судная грамота сохранилась полностью. Грамота представляет собой кодификацию псковского законодательства, принятую вечем в 1467 г. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода, так как до середины XIV в. Псков был городом Новгородской государства. Псковская судная грамота состоит из 120 статей, регламентирующих гражданско-правовые отношения, судоустройство и судебный процесс, уголовное право. Новгородская и Псковская судные грамоты отражают более высокую ступень в развитии права по сравнению с законодательством Древнерусского государства. Содержание грамот характеризуется большой системностью в изложении норм; законодатель дает определение некоторых общих положений и понятий. В целом Новгородская и Псковская судные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Вещное право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т.е. недвижимое и движимое имущество. К способам приобретения права собственности относились: переход по договору купли-продажи, истечение срока давности владения, получение по наследству, пожалование, находка, приплод. Псковское право регулировало такое пользование чужой вещью, как «кормля». Она предполагала пожизненное пользование движимым и недвижимым имуществом умершего супруга, при условии, что переживший супруг не вступит в новый брак. Обязательственное право регламентировало следующие виды договоров: купля-продажа, дарение, залог, займ, мена, поклажа, имущественный и личный наем. Существовали три формы договора: запись (письменный договор со сдачей копии в архив); доска (простая письменная расписка); устная форма. При заключении договора дарения требовалось присутствие священника или свидетелей. Для заключения некоторых договоров требовался залог, поручительство и обязательное письменное оформление. Право Новгорода и Пскова знает наследование по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому. Для оформления завещания требовалось составить «запись» — письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или Троицкий собор в Пскове. Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния. Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность. Система преступлений выглядела следующим образом: – против государства: измена («перевет»); – против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица, неправый суд; – имущественные преступления: татьба (простая, квалифицированная или неоднократная); грабеж, разбой, поджог, конокрадство; – против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием и словом. За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось штрафом, размер которого зависелот тяжести преступления Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось более подробно и четко, чем в Русской Правде. В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод. Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов. Изменилась и система доказательств. К упомянутым в Русской Правде судебным доказательствам: свидетельским показаниям, вещественным доказательствам, ордалиям, присяге – добавились письменные доказательства («доски» — частные расписки и «запись» —официально заверенные документы). Возникает институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей («ходатаи»). Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось судной грамотой. Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.
ТЕМА 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (вторая половина XV – первая половина XVI вв.) Преодоление территориально-политической раздробленности и создание единого государства – закономерный и позитивный процесс в истории любой страны. Образование централизованного государства на Руси совпало по времени с аналогичными процессами в других государствах, например, в Испании и Франции. Более того, подобно тому, как в Испании политико-территориальное объединение сочеталось с Реконкистой, объединение русских земель происходило параллельно с борьбой за освобождение от золотоордынского ига. Процесс образования единого Русского государства выразился: – в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно – Московское княжество; – в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата. Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории. Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в. Возглавлял Русское государство великий князь. Завершение политико-территориального объединения Северо-Восточной Руси выразилось в изменении титула монарха. С концаXV в. он стал именоваться князем всея Руси, государем всея Руси. При этом московский государь считал своей отчиной не только Северо-Восточную Русь, но и все русские земли, включая западные и южные, находившиеся в составе Литвы и Польши. Русское государство выступило в качестве преемника Древней Руси. В XIII–XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возрастает. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя. Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что в государстве вводилась единая денежная система; чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения. Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы Она была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывалось с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, сокольничий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавлявшиеся соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности. Централизация государства, расширение территории, усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата. В результате, начиная с конца XV в., происходит становление новых органов центрального управления – приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в их состав входили также приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную. Местное управление изменялось в связи с изменением правового статуса русских земель. Бывшие великие и удельные княжества превращались в административно-территориальные единицы единого государства. На территории княжеств создавались уезды. Управление на местах до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями – в сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не была определена. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть податей, собранных с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др. В начале XVI в.были учреждены новые органы местного самоуправления - губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции. Специальных судебных органов в этот период еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции. Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов. В конце XV— начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.176 (0.009 с.) |