В ходе революции 1905–1907 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ходе революции 1905–1907 гг.



Перед Россией на рубежеXIX–XX вв. встала проблема реформирования всех сфер жизни, от экономики до государствен­ного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережит­ками. Возникли и получили развитие монополии в промышлен­ной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капита­лах. Крупнейшие монополистические объединения действо­вали при участии англо-французских финансовых кругов. Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукре­постнические методы эксплуатации крестьян, непомерно вы­сокие платежи и т. д. Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теря­ло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия. К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, проис­ходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904–1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути изменений в государственном строе в России важ­нейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906г. Согласно августовским Манифесту и Положению Государ­ственная дума (по имени министра внутренних дел А.Г. Булыгина называлась «булыгинской») должна была стать представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевла­дельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Ду­мы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв «булыгинской» Государственной думы. Новым шагом на пути эволюции феодальной монархии в буржуазную эпоху стал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. Он провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Думы, повысив ее статус до законодательного учреждения.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Госу­дарственной думы, было утверждено новое Положение о Госу­дарственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, об­ладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора. Состав Совета формировался следующим образом; полови­на членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собра­ниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом. Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглав­ляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначавшиеся императором.

Основные государственные законы были утверждены им­ператором Николаем II 23 апреля 1906 г. Ониустанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступкибы­ли обусловлены усилением революционного движения, а не воз­действием либеральных идей и программ. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основ­ные прерогативы императорской власти сохранились: «Импе­ратору Всероссийскому принадлежит верховная самодержав­ная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным со­ветом и Государственной думой».

В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей. Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабаты­вать законопроекты, представляемые правительством. Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на:

– предписывающие;

– исполнительные.

По пространству действия законы делились на:

общие — действовавшие на всей территории государ­ства;

местные — действовавшие на определенной части госу­дарства;

особенные — действовавшие в отношении определенной категории дел;

специальные — действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опуб­ликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания уза­конений и распоряжений правительства.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, со­браний, вероисповедания и др.

В систему источников права данного периода стали вклю­чаться постановления Совета министров и мнения Государст­венного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных орга­нов. Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли струк­туру, функции органов власти и управления. Вторые были на­правлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики. Получило развитие понятие юридического лица. Опреде­лялись виды юридических лиц:

публичные — казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;

частные — соединения (общества, товарищества) и уч­реждения. Для образования юридического лица требовалось согла­шение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акци­онерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

Характерной особенностью является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменя­лась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предостав­лены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных пала­тах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения. С развитием хозяйственных отношений появляется про­образ будущего арбитража — административная юстиция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.005 с.)