Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Государственный строй России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII – первая половина XVIII вв. )

Поиск

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

– вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

– наличие профессионального бюрократического аппарата;

– созданиесильной постоянной армии;

– отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

– абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

– социальной опорой российского абсолютизма было дворянство, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось усилением роли государства, что также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп, дальнейшем закрепощении крестьян.

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором доказывалась необходимость абсолютной власти монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его «дети», поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всеце­ло и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главноко­мандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществ­ляет руководство и государственной религиозной системой. Новой ступени государственности соответствует и новый статус главы государства. В 1721 г. российский монарх принял титул Императора Всероссийского с сохранением всех прежних тулов.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политиче­ских мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по своему усмотрению назначать преемника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государ­ственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Он был верховным судьей и источником всей судеб­ной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной влас­ти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осу­ществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава ее выделились Ближняя дума и Расправная палата. В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров. После образования С ената Боярская дума была ликвидирована.

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором. Структура сената включала присутствие и канцелярию. При­сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото­ром обсуждались и принимались посредством голосования реше­ния. Вначале требовался единогласный порядок принятия реше­ний, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в ре­естр, заседания подлежали протоколированию. Канцелярия, возглавлявшаяся обер-секретарем, состоялаизнескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и Проблемы. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла в 1718–1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления – коллегии. Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В их состав входили: президенты, вице–президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подъячие.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная, Адмиралтейская и иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер–коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия – за расходы и Ревизион-коллегия, контролировавшая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг–коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом. В ходе создания новых органов управления появились но­вые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный со­ветники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привиле­гированным сословием.

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местного управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах. С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ­ления: уезд – провинция – губерния. Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: тер­ритория государства разделялась на 11 губерний и 45 про­винций (впоследствии их количество увеличилось до 50).Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дист­рикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернато­ры и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воево­дами. Им были предоставлены широкие полномочия в адми­нистративной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718–1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название маги­стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный Магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистра­ты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

Дальнейшее развитие местное управление в империи получило в ходе губернской реформы 1775 г. Екатерины II. Основная цель рефор­мы заключалась в приспособлении административного ап­парата к фискальным и карательным целям государства. В основу административно-территориального деления страны был положен количественный критерий – число жителей. Было проведено разукрупнение губерний. Их количество составило более 50. Провинции упразднялись как административно-территори­альные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор. Назначение на должность и смещение губернатора относилось к компетенции монарха. При губернаторе состоял коллегиальный орган — губерн­ское правление. В состав правления входили губернатор, два советника, назначаемые сенатом, и другие должностные лица. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распо­ряжений императора; надзор за исполнением; наложение ареста на имущество; рассмотрение жалоб и др. Вопросами доходов и расходов в губернии занималась ка­зенная палата. Здравоохранение и образование были отнесены к ведению Приказа общественного призрения.

Во главе уездной администрации стояли земский исправ­ник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством. Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правле­ний.

Надзор за законностью в губернии был возложен на гу­бернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий. В городах была введена должность городничего. Руководство несколькими губерниями осуществлял гене­рал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, в отсутствие монарха он являлся главнокомандующим на своей террито­рии, мог вводить чрезвычайные меры, имел право непосред­ственного доклада императору и др.

Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепост­нический характер. Она укрепила позиции дворянства, усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила по­ложение административного аппарата на местах.

В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии, характерный для абсолютизма.В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преоб­раженский и Семеновский, составившие ядро новой армии. Военные реформы Петра I решали вопросы комплектова­ния и организации армии. В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности под­лежало все податное мужское население. Служба была пожиз­ненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян. До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После про­ведения подушной переписи населения в основу набора рек­рутов было положено число душ мужского пола. Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701, 1712 гг). Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы при­нимались в основном дети дворян.

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Раз­рядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов от­носились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы – управы благо­чиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы. В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находившуюся под контролем императрицы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.168 (0.009 с.)