Государственно-правовое развитие СССР в годы стагнации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовое развитие СССР в годы стагнации



(1960–1980-е гг.)

 

Понятие «застой», с одной стороны, обозначает курс того времени на консервацию политической системы общества, социальной структуры, а с другой – направлено на избежание применения понятия «кризис социализма». В итоге дефиниция «застой» отражает некоторые существенные черты политического, социального и правового развития СССР, но является не вполне точным и исчерпывающим.

Руководящие органы коммунистической партии продолжали играть важную роль в государственном механизме. Эта роль закреплена законодательно. Основными направлениями руководства партией советами и другими государственными органами были: политическое программирование их деятельности, подбор и расстановка руководящих кадров, контроль за работой. Органы коммунистической партии непосредственно участвовали в законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности на всех уровнях. Центральные партийные комитеты общесоюзного и республиканского уровня издавали совместно с верховными советами законодательные акты, а совместно с советами министров – подзаконные акты. Постановления центральных комитетов и верховных советов, по сути, являлись одним из видов законов.

Решения партийных комитетов были руководящими директивами для советов, их исполкомов, судов и других государственных органов. Таким образом, партийные органы фактически, а в значительной мере – юридически, являлись частью государственного механизма СССР, РСФСР и других союзных республик. По существу партийные руководители играли роль высших должностных лиц государства на всех уровнях, от общесоюзного до районного. Политбюро ЦК КПСС фактически являлось высшим органом власти в СССР. При этом некоторые важнейшие решения принимала узкая группа лиц (три–четыре человека).

Основу государственного механизма составляли советы. Они представляли собой централизованную властную систему, в которой решения вышестоящего органа были обязательными для нижестоящего. Особенностью правовой природы советов было сочетание нормотворческой и исполнительной деятельности (ст. 9 Конституции СССР). Юридически высшим органом государственной власти являлся Верховный совет СССР. В его компетенцию входило решение всех вопросов, отнесенных к ведению СССР. Президиум Верховного совета СССР являлся постоянно действующим органом. Он осуществлял функции высшего органа власти в период между сессиями Верховного Совета.

Высшим исполнительным и распорядительным органом СССР являлся Совет министров СССР. Он руководил экономикой, обеспечивал государственную безопасность, разрабатывал проекты государственных планов и государственного бюджета и т.д.

В связи с централизацией и бюрократизацией государственного управления количество министерств и ведомств постепенно увеличивалось, а их компетенция расширялась. Были восстановлены общесоюзные министерства, ликвидированные в предыдущий период, а также созданы новые.

Развитие государства и права проходило в условиях господства коммунистической идеологии. С самого начала рассматриваемого периода задача построения коммунизма к 1980 г. была фактически снята с повестки дня. Коммунистическая перспектива была отодвинута в отдаленное будущее. Идеологическим обоснованием этого стали разработанные концепции «общенародного государства» и «развитого социализма». По существу развитой социализм призван был занять в идеологии и общественном сознании нишу «не построенного» к 1980 г. коммунизма.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Вер­ховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к пред­шествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.). Терминология Конституции СССР 1977 г. соответствовала доктрине «развитого социализма». Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу — социалистическая собст­венность на средства производства. В отличие от прежних советских конституций новая Конституция содержала преамбулу, в которой констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного госу­дарства. Высшей целью советского государства объявлялось построение бесклассового коммунистического общества. В преамбуле также отмечалось, что все нации и народности СССР составляют «новую историческую общность людей – советский народ». Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии (ст. 6). Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, све­денных в 9 разделов.

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную за­щиту от посягательства на честь и достоинство, критику дей­ствий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества, на материальное обеспечение в старости, на образование, на участие в управлении делами государства.

За всеми союз­ными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция 1977 г., как и все предыдущие, не являлась действующим законом, поскольку реально государство управлялось высшими партийными органами.

В рассматриваемый период продолжалась систематизация законодательства. Впервые в советской истории было кодифицировано административное право. 23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были вве­дены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собствен­ность, права и свободы граждан либо на установленный по­рядок управления, за которые законодательством предусмот­рена административная ответственность. К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движе­ния, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др. Административной ответственности подлежали лица, до­стигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли систему административных взысканий. В соответствии с общесоюзными Основами в союзных рес­публиках были приняты кодексы об административных пра­вонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось гос­подство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы соци­алистической собственности: государственная и колхозно-ко­оперативная, собственность профсоюзных и иных обществен­ных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собствен­ность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домаш­него хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государ­ством. Конституция СССР определяла юридические гарантии ох­раны имущественных и личных неимущественных прав граж­дан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Ст. 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действия­ми государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязаннос­тей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969—1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали за­конными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий. Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близ­кого родства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст — 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о растор­жении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. рас­ширила его содержание, включив в него право на выбор про­фессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образовани­ем, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конс­титуции содержались положения об обязанности каждого граж­данина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здо­ровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кор­мильца. В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный раз­мер заработной платы. В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союз­ных республиках были приняты новые кодексы законов о тру­де (в РСФСР – в 1971 г.). Некоторым изменениям подверглось пенсионное законо­дательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным ка­тегориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и се­мей военнослужащих, погибших на фронте.

Продолжали действовать Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В РСФСР был принят в 1960 г. и введен в действие в 1961 г. новый уголовный кодекс. Уголовный закон имел классовую природу и базировался на коммунистической идеологии. Преступлением признавалось предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, права граждан, социалистический правопорядок. Уголовной ответственности подлежали лица, достигшие 16-ти летнего возраста. За наиболее тяжкие преступления ответственность наступала с 14 лет.

В особенной части на первом месте располагались составы преступлений, направленных против советского государства и общественного строя и лишь затем – против граждан. Для развития уголовного права в рассматриваемый пери­од характерны две тенденции: усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лиц, совершивших преступле­ния, не представляющие большой общественной опасности.

Развитие государства и права в период реформирования СССР

(1985—1991 гг.)

 

К началу 1980-х гг. стало очевидны, что СССР находится в глубоком системном кризисе. Его причины коренились в неспособности системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала страны. Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Совет­ского Союза во главе с М. С. Горбачевым столкнулось с про­блемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капита­листическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма.

Начавшиеся реформы основывались на устранении иде­ологического диктата КПСС и демократизации отношений вну­три самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отноше­ний привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства — принципа единства партии. Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность.

Съезд народных депутатов СССР становится высшим ор­ганом государственной власти в стране. Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению лю­бой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов. При этом меняется избирательное законодательство. Но­вый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г., предусмат­ривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объеди­нений и собраниями избирателей по месту жительства, и про­ведение выборов на альтернативной основе в условиях не­скольких кандидатов. Проведенные в 1989 г. на основе этого Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами.

В соответствии с изменениями в Конституции Верхов­ный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего пол­новластие Советов. Теперь он становится постоянно дейст­вующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Прези­диуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.

Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправ­ных палат, сохранивших свои названия и выбиравшихся съез­дами народных депутатов.

Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государ­ства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент — это высшее должностное лицо — глава государства. Первый Пре­зидент СССР М. С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов 15 марта 1990 г. Президент объявлялся гарантом со­блюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета, прини­мал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных рес­публик.

Изменениями в КонституцииСССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, — Комитет конституцион­ного надзора. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномо­чий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Впоследствии принима­ется ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

Реформируется арбитраж. Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные споры только между государственными орга­низациями, то теперь стал рассматривать споры и между дру­гими субъектами.

По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма движения за вы­ход из состава СССР. Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры ре­ализации этого права создано не было. В конце 1980-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, свя­занных с выходом союзной республики из СССР», регламен­тирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.

Распад СССР был предрешен начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях, сложившегося за десятилетия партийно-государст­венного единства, означал, что неизбежен выход республик из состава СССР. С ростом сепаратизма была предпринята попытка закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении Союза ССР как феде­рации равноправных республик.

Большинство населения страны на референдуме СССР вы­сказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руковод­ства, не смогло найти других, и процесс распада СССР про­должался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, парал­лельно советам, структур власти на местах и т. д.

События 19—21 августа 1991 г. явились последней органи­зованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР при материальной и моральной поддержке Запада. Президент СССР не мог ис­полнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных респуб­лик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли даль­ше, заявив о независимости, обратились к мировому сообще­ству за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руко­водителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Согла­шение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Со­глашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР. Ни одному из социалистических федеративных государств в первой половине 1990-х гг. не удалось избежать распада. Активную роль в этом процессе сыграли западные спецслужбы и иностранный капитал, оказавший огромную поддержку деструктивным силам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.022 с.)