ТЕМА 6. Государственный и общественный строй России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 6. Государственный и общественный строй России



В первой половине XIX в.

 

В первой половинеXIX в. сохраняли свое действие основные принципы государственного строя России. Вместе с тем территориальная организация страны и система высших органов претерпели определенные изменения. В этот период в состав России были включены земли Грузии, Великого княжества Финляндского, значительная часть Польши. Положение Финляндии и Польши было своеобразным: несмотря на сохранение атрибутов государственности и значительную самостоятельность, они являлись неотъемлемыми частями Российской империи. Административно-территориальная организация большей части страны в целом оставалась стабильной.

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Все центральные правительственные учреждения были разделены на органы верховного подчинения (ими руководил сам император) и органы подчиненного управления (ими руководили назначенные императором лица). Однако юридические и тем более фактические различия в природе, структуре и порядке деятельности этих двух групп государственных органов отсутствовали. Император редко сам председательствовал в органах верховного управления, предпочитая назначать других лиц. К органам верховного управления относились Государственный совет, Комитет министров, Канцелярия императора, Министерство двора и уделов.

В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40-80 человек.

Вторым органом верховного управления являлся Комитет министров, который был учрежден в ходе министерской реформы в 1802 г. В его состав входили министры, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора. Председательствовал на его заседаниях император. В компетенцию Комитета входило рассмотрение вопросов управления государством, проектов, законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т.д.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия в годы правления императора Николая I фактически стала органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления. Наиболее значимыми были второе и третье отделения. Второе отделение обобщало судебную и административную практику, готовило предложения по кодификации законодательства. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Начальник третьего отделения руководил одновременно корпусом жандармов, который был исполнительным органом Третьего отделения.

С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими кассационными инстанциями для судов губерний.

Сохранялся Святейший Синод как орган управления Русской православной церковью и высший церковный суд для духовенства, а также для светских лиц по делам о расторжении брака.

В течение первой половины XIX в. развитие социальной структуры России проходило в двух направлениях: 1)расширение и упорядочение сословной системы, более четкая дифференциация общества по сословиям; 2)изменение правового статуса и социальных групп внутри сословий. Основным правовым актом, регулировавшим правовой статус различных категорий населения являлся Свод законов о состоянии людей в государстве, входивший в состав Свода законов Российской империи. По Своду законов о состоянии (ст.1) население России делилось на «природных обывателей» и «инородцев оседлых и неоседлых). К инородцам были отнесены коренные жители Сибири, калмыки, евреи и некоторые другие народы. Представителям этих народов было разрешено вступление в общероссийские тяглые сословия, в определенных случаях – во все другие сословия.

Правовой статус названных категорий населения (прежде всего – кочевых народов) отличался от правового статуса «природных обывателей». Сохранялось действие обычного права, традиционного родоплеменного управления. Независимо от факта вступления в общероссийское сословие «инородцы» не подлежали рекрутской повинности.

«Природные обыватели» делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Сословный статус дворянства характеризовался сохранением прежних и появлением новых прав и привилегий. При этом различалось положение потомственных и личных дворян. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству, отмененной Павлом I. Кроме этого, в 1802 г. было разрешено «всем вообще помещикам производить заграничную оптовую торговлю». Дворяне получили право осуществлять торговлю и владеть мануфактурами и фабриками не только в своих деревнях, но и в городах. Реализация ряда политических прав дворян была поставлена под более жесткий контроль государственных органов. Это касалось выезда за границу и выборов в органы дворянского самоуправления. Государственная власть целенаправленно повышала роль потомственных дворян и дворян – владельцев недвижимости. Согласно Своду законов о состоянии дворяне, не имевшие служебного чина, недвижимой собственности лишались права голоса в дворянских собраниях. Личные дворяне не могли владеть населенными землями и крепостными крестьянами. С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недво­ряне были уволены с военной службы. Ограничивался доступ в состав потомственного дворянства путем повышения ранга государственной службы, который давал статус потомственного дворянина. С 1845 г. для того, чтобы стать потомственным дворянином необходимо получить на гражданской службе чин 5 класса, а на военной – 8 класса.

Сословный статус духовенства существенно изменился. Сохранялось деление православного духовенства на «черное» (мона­шеское) и «белое» (приходское). В правовом положении духовенства необходимо отметить два момента. С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телес­ных наказаний, дома духовенства освобождались от поземель­ного сбора, от постоя и т. д. С другой стороны, самодержавие старалось ограничить ду­ховное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях. Хозяйственная деятельность духовных лиц подвергалась ограничениям. С 1842 г. происходил перевод белого духовенства на государственное содержание, что не меняло правосубъектности духовных лиц. Награжденное орденами духовен­ство приобретало дворянские права, т.е. самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

В течение первой половины XIX в. изменилась структура и правовое положение сословия городских обывателей. Городское население делилось на четыре группы: почетные граждане, купечество (две гильдии), мещане, ремесленники (цеховые мастера, подмастерья, ученики). В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некото­рые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказа­ний. Вследствие заинтересованности государства в развития торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Оставаясь в составе тяглого сословия городских обывателей, по своему правовому статусу и реальному положению почетные граждане и купцы обеих гильдий приблизились к привилегированным сословиям. Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

Сословие сельских обывателей состояло из «четырех главных разрядов» (ст. 386 Свода законов о состоянии): государственных крестьяне, удельные крестьяне, помещичьи крепостные крестьяне и «водворенные на собственных землях». Категория государственных крестьян включала в себя однодворцев, бывших казенных крестьян, «воинских поселенцев», ямщиков, потомков колонистов-иностранцев, а также казаков. В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены зе­мельные наделы государственных крестьян и регламентирова­ны органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Подавляющее большинство «сильных обывателей, водворенных на землях владельческих», составляли помещичьи крестьяне. В эту же категорию входили посессионные, приписные и обязанные крестьяне. Все крестьяне этого разряда считались крепостными. В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которымкупцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам – Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли. В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек. В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы. В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В со­ответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности. В целом в отношении крепостных крестьян в первой половине XIX в. были приняты следующие меры: намечен правовой механизм освобождения от крепостной зависимости, ликвидировано крепостное право прибалтийских крестьян.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.006 с.)