Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различия в методах правового регулированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В государственном секторе экономики предоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганы выносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта. И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как управленческие земельные имущественные, а не как административные отношения. В частном секторе экономики в условиях рынка земли государство, будучи продавцом или покупателем земельного участка, выступает равноправным участником рыночных земельных отношений с другими субъектами права, присутствующими на рынке. В этих случаях действуют принципы гражданского и земельного права о сделках с землей.
Земельная реформа 1990 г. В определенной степени, следуя происходящим социальным переменам, законодательство Российской Федерации этого времени признало право собственности граждан на землю. Это было сделано в противоречие союзному законодательству. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», 23 ноября 1990 г. — Закон РСФСР «О земельной реформе». 25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, закрепивший реформенные положения. Помимо реформенных нормативных документов были приняты на уровне РФ законодательные и подзаконные акты, призванные урегулировать отношения в рамках нового земельного режима. В этот период явно прозвучало отношение реформы к включению земельных участков в экономический оборот. Законодательством утверждалось, что земельные участки получают экономическую оценку. Но в то же время включение земельных участков в рыночный оборот откладывалось на десять лет. В период с 1990 по 1993 г. наиболее существенными были преобразования в области закрепления земель в частную собственность. Законодательная деятельность велась в трех основных направлениях: установление и регулирование приватизации земель сельскохозяйственного назначения; приватизация земель при приватизации государственных предприятий, приватизация земель, находящихся в пользовании граждан. В последнем случае имелись в виду земельные участки, предоставленные гражданам в личное пользование, т. е. личные подсобные хозяйства, земельные участки для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства, земельные участки для садоводства и огородничества. Особым направлением законодательного регулирования стало регулирование взимания платежей за землю. Начало реорганизации сельскохозяйственного производства и связанные с этим изменения правового режима земель было положено Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации», принятым на основании этого Указа. Очередные изменения, повлиявшие на продвижение земельной реформы, произошли ввиду конституционной реформы 1993 г. Конституцией РФ (ст. 9). С принятием Конституции РФ был окончательно отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков. Конституцией было закреплено, что земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности» было установлено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций). Этим же Законом было установлено, что объектами права собственности могут быть в том числе предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги и иное имущество. Одновременно с этим был закреплен и принцип, согласно которому установление государством преимуществ права собственности не допускается. 1993 – свободная купля-продажа земельных участков, многообразие формы собственности. Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» отнес участки к недвижимости, регулирование – гражданское зак-во с учетом другого (!). Устанавливались права наследования и прочего распоряжения землей, выдел доли без согласия сособственников, выдел имущественного пая при выходе из колхозов, 1996 – Указ о реализации конституционных прав граждан – подтвердил и закрепил все вышесказанное, разрешил ОМСУ выкупать землю, ряду лиц – получать бесплатно для К(Ф)Х, установил необходимость землеустроительных работ. Принятый в 1995 ГК РФ установил ряд категорий, которые относились в т.ч. к земельной собственности. Второй этап земельной реформы – принятие в 1999 Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы на 1999-2002 годы». Она принималась с целью «повышения эффективности использования земли, создания условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращения ее в самостоятельный фактор экономического роста». В нее входили мероприятия по созданию рынка земли, механизма реализации права собственности на земельные доли, разграничение земель в государственной собственности, создание механизма ипотеки, зонирование территорий, усовершенствование механизма платы за землю, введение государственного земельного кадастра и т.д. Констатировались факты завершения во многом приватизации земель, раздела колхозов и совхозов, введения платы за землю, регистрации прав на землю как итоги первого этапа земельной реформы. 2001 – принятие Земельного кодекса. 2002 – ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» - введены механизмы относительно земельных долей. Новые законы о К(Ф)Х, ЛПХ. Вектор меняется в сторону государственного регулирования земельной собственности, поддержки форм предпринимательства.
Крестьянский наказ в рамках Декрета «О земле» от 26 октября 1917 г. (по старому стилю) объявил всю землю народным достоянием, отменил частную собственность на землю, запретил сдавать ее в аренду и залог. Земля передавалась в распоряжение земельных комитетов, которые являлись полномочными органами государственной власти на местах. Тем самым земля переходила в распоряжение государства. Декрет о социализации земли предусматривал, что всякая собственность на землю и другие природные ресурсы отменяется навсегда и распоряжение ими передается органам государственной власти. Таким образом, из всех юридических конструкций осталось место только праву пользования землей. Однако недолгие времена нэпа потребовали ввести конструкцию, с одной стороны, расширяющую права крестьян на землю, с другой стороны, не умаляющую государственную монополию на этот природный объект. П раво трудового землепользования, утвержденное Законом о трудовом землепользовании и закрепленном Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 г. Оно предоставлялось всем гражданам РСФСР для ведения сельского хозяйства и желающим обрабатывать землю своим трудом (Земельный кодекс РСФСР 1922 г., ч. 1). Права трудового землепользования не мог быть лишен никто, кроме случаев, прямо указанных в законе, а место расположения земельного участка, предоставленного по этому праву, могло быть изменено лишь при лесоустройстве, а также при земельных переделах в тех обществах, где существовал общинный порядок землепользования (ст. 95). Право трудового пользования считалось бессрочным. В рамках пользования гражданин имел право: а) вести хозяйственное использование земли способом, избранным им по своему усмотрению; б) возводить, устраивать и использовать на земле строения и сооружения для хозяйственных и жилищных нужд. Землепользователь не имел права совершать на своем земельном участке действия или отстраивать сооружения, нарушающие существенные интересы иных землепользователей. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли пользователям запрещались. Трудовой пользователь имел право на строения, растения, посевы и все, что соединено с участком земли. В случае нарушения прав Земельная комиссия обязана была восстановить их. Право трудового землепользования было предназначено для сельского хозяйства. Основные принципы земельного регулирования 30-х годов и далее: целевой характер права землепользования; устойчивость права землепользования; бесплатность права землепользования. Устанавливалось право исключительной государственной собственности на землю. Перечисленные принципы распространялись на реализацию прав на землю всеми предусмотренными законодательством субъектами. Среди субъектов значились и граждане, однако права их были в значительной степени ограничены. Статья 22 Основ законодательства СССР о земле 1968 г. предоставляла право на земельные участки гражданам только для ведения личного хозяйства без применения наемного труда. В основном права на землю предоставлялись гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Нормы ведения хозяйств устанавливались республиканскими СовМинами (ЗК РСФСР 1970) По характеру возникновения в этот период право землепользования крестьянских хозяйств считалось первичным, т. е. земля предоставлялась непосредственно государством в лице исполкома райсовета из земель государственного запаса. По срокам землепользования это было землепользование бессрочное. Право землепользования предоставлялось законодательством крестьянскому двору — семейно-трудовому объединению лиц, совместно ведущих сельское хозяйство. Наем рабочей силы не допускался.
Для понимания современного положения земельного права и законодательства следует рассматривать земельные отношения начиная с 1861 г. – года опубликования Манифеста, упразднившего крепостную зависимость, и, таким образом, устранившего наиболее одиозные проявления феодализма в России. Причины реформы – 2-я промышленная революция – необходимость рабочих рук для промышленности – «прусский путь» (освобождение крестьян без земли) – «американский путь» (ликвидация помещичьего землевладения, которое, кстати, в США никогда и не существовало, создание слоя фермеров) – компромисс между различными реформаторскими силами, выбиравшими данные пути. До реформы 1861 года в России крестьяне не обладали никакими самостоятельными правами на землю, установленными в законодательстве. Помещичьи крестьяне не могли даже использовать землю иначе как по воле феодала-помещика. Начиная с 1861 года крестьяне, единолично или в рамках общины, начинают выступать в качестве носителей прав и обязанностей на землю. Положением 19.2.1861 декларировалась отмена крепостной зависимости, право на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей. Земля выделялась, но ее использование затруднялось обязательствами перед помещиками по выкупу (есть мнение, что это долгосрочная аренда, а не собственность). Субъектом земельных отношений, как правило, являлась община. Крестьяне стали единым сословием (Законы 1863 и 1866 гг.). Однако процесс выкупа был медленным и не способствовал укреплению положения крестьянства. 1905 год – расширение прав на землю, столыпинская реформа – направлена на создание широкого слоя сельских собственников, владевших землей на праве личной собственности на землю – владение, пользование (кроме сервитута и нарушения прав других участков), распоряжение. Прав крестьян ограничивались правами общины на надел, выкупной платой, сословными ограничениями. Община могла производить передел крестьянской земли (руководствуясь принципом справедливости, продавать, сдавать землю). Суть – раздел общины, выдел хуторов/отрубов, распространение частной собственности. (попытка создания буржуазии не на базе помещиков, а на базе крестьян). Реформа в итоге завершена не была.
В различных правовых системах выделяются различные источники права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовая доктрина, правовой обычай и т.д. Для России характерно главенствование нормативных актов, но большое значение приобретают также общие принципы, договоры и обычаи. В других странах (англо-саксонского права) существуют судебные решения, учитывая то, что прецедент является основой правовой системы. Следует отметить, что ППВС и ВАС, ПКС обязательны для остальных судов. Источник можно понимать в формальном и материальном смысле (определение сам дашь). Черты – политическая детерминированность (ЗК - отклонение СФ в 1996, Президентом в 1997, в 2001 только принят), особая процедура принятия (как и у всех законов – законодательная инициатива - ГД ФС в двух чтениях большинством – СФ одобряет, если нет – согласительная комиссия или 2/3 ГД ФС, одобрен при молчании в 14 дней – Президент подписывает или налагает вето – преодолевается 2/3 ГД ФС, ¾ СФ ФС. – публикуется, 14 дней)
«Земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: 1. непосредственно посвященные земельным отношениям 2. опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений. К первой группе относятся: ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. Зб — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конституции: ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов; ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства; ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности; ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом; ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты; ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы
Под законом понимается акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом государственной власти, содержащий нормы, направленные на многократное применение. Принимаются ГД ФС (изложи законодательный процесс – см. два вопроса выше, комитет – по земельным отношениям и строительству, Алексей Русских – КПРФ).. Это высшая форма нормативного акта, которая принимается в особом порядке и направлена на регулирование наиболее важных общественных отношений. Он всегда нормативен. Так, например, ВК РФ предусматривает нормы о береговой линии, собственности на пруды и обводненные карьеры, зонах санитарной охраны, водоохранных зонах. ЛК РФ – земли лесного фонда, право собственности граждан и ЮЛ на древесно-кустарниковую растительность на земельном участке, определение границ земель, занятых лесами, порядок перевода земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, леса на землях других категорий. ГК РФ – общие частно-правовые положения. КоАП и УК – нормы об ответственности. Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В случае противоречия действует ФЗ, законы субъекта принимаются, соответствуя ФЗ. В ряде случаев прямо устанавливается, что некоторые вопросы относятся к ведению Федерации (ст. 27 – ограничение оборота земель), субъектов (предельный размер участков в собственность – в пределах ФЗ), перечень особо ценных продуктивных угодий, пригородные зоны). Большинство вопросов регулируется совместно. Субъекты, как правило, ликвидируют пробелы. Опережающее нормотворчество – принятие законов субъекта по очевидным вопросам, по которым не принят или в стадии рассмотрения ФЗ,
Данный вопрос является во многом дискуссионным и сложным в практике законотворчества и применения. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления собственности и иных вещных прав, регулирует обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Отношения, связанные с осуществлением права собственности и других вещных прав на участки, по своей сути носят гражданско-правовой характер. Но – согласно ч. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законом о земле. Владение, пользование и распоряжение осуществляются свободно, если не наносят ущерба окружающей среде и если не нарушают других прав и законных интересов. Земельное законодательство определяет и закрепляет особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения прав собственности, пользования, аренды, ограничения прав землепользователей на участки. глава 17 ГК – нормы по отношению к земле, ч. 3 ст. 3 – имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению. по совершению сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В них прежде всего входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам — источникам земельного права относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления Главными подзаконными актами являются указы Президента России. В земельном праве указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей земельного законодательства 1990-х годов, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании. Неполный перечень тем указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы: «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»; «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»; «О реализации конституционных прав граждан на землю»; «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»; «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами». Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ). Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы: «О мониторинге земель в Российской Федерации»; «О порядке ведения государственного земельного кадастра»; «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»; «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений»; «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»; «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»; «О порядке определения нормативной цены земли»; «О государственной кадастровой оценке земель»; «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации». Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно пыталось принимать оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росгидромет и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов для остальных граждан. С 1992 – государственная регистрация актов в МинЮсте – проверяется полномочие издавать акт, противоречие вышестоящим актам, неурегулированность данного вопроса, доведение до всеобщего сведения актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ; письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»; приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»; письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов»; Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.011 с.) |