ТОП 10:

Право землевладения и землепользования унитарных хозяйственных предприятий



Унитарные сельскохозяйственные предприятия образуются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 113 - 115 ГК РФ. Земельный фонд этих предприятий образуется за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем предоставления их на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в аренду. Только казенные предприятия могут иметь земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Распоряжение землями может осуществляться унитарными предприятиями лишь в тех пределах, которые определены собственником и допускаются законодательством. При этом казенные предприятия не обладают возможностью распоряжаться землей даже по воле собственника.

  1. Понятие земель населенных пунктов, особенности их правового режима.

Градостроительный кодекс не предусматривает виды населенных пунктов (ранее - по численности, городские/сельские). Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектов - в ВО соответствующий закон принят в 2006 г. В соответствии с этим законом, населенные пункты делятся на городские (города, п.г.т., рабочие поселки), сельские (села, деревни, хутора, станицы, поселки, слободы, станции и т.д.). Город есть территориальная единица, не территории которой расположены промышленные объекты, железнодорожные станции, другие объекты инфраструктуры, численность населения которого не менее 8.000. Поселок городского типа отличается численностью - не менее 3.000. Сельские населенные пункты - менее 3.000, население занято преимущественно сельскохозяйственным производством.
(ВО - 1.753 всего, 15 городов, 4 п.г.т., 17 р.п., остальные сельские)

Термин «земли поселений», встречающийся в теории, эквивалентен указанному в ЗК.

1. ст. 83 ЗК - понятие земель населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, отделенные границей от других категорий земель. Границы населенных пунктов не могут пересекать границы МО, границы земельных участок, предоставленных гражданам и ЮЛ.

Переводом земель населенных пунктов являются, во-первых, установление или изменение границ населенных пунктов, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение из границ.

В соответствии со ст. 84 ЗК РФ, установление или изменение границ населенных пунктов - во-первых, утверждение или изменение генерального плана ГО или поселения, во-вторых, утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района. До 31.12.12 установлены два варианта изменения границ населенных пунктов.

- посредством принятия индивидуального акта ОИВ субъекта РФ по согласованию с ОМСУ. Эта процедура закреплена в ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004 “О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»

- посредством внесения изменений в генеральные планы поселений, ГО или схемы территориального планирования муниципальных районов.

Наиболее распространен на практике способ №2.

Порядок включения земель в границы населенных пунктов включает в себя:
- заинтересованное лицо обращается с ходатайством в ОМСУ о включении земельного участка в границы населенных пунктов и установлении разрешенного вида использования земельного участка.

- ОМСУ в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления принимает решение о проведении публичных слушаний. Слушания не проводятся при включении земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в т.ч. комплексного освоения или рекреационного использования. Порядок - Устав МО.

- ОМСУ готовит заключение о целесообразности включения земельного участка в границы населенных пунктов, а также установлении и изменении границы.

- ОМСУ в течение 45 дней с момента поступления заявления направляет документы в ОИВ субъекта.

- ОИВ субъекта в течение 5 рабочих дней направляет эти документы на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства, если предполагается включение земельных участков из земель лесного фонда и в иные органы (МинОбороны, если речь идет об участках воинских формирований и учреждений, и т.д.)

Срок согласования - 30 дней.

- ОИВ в течение месяца принимает решение о включении земельного участка в границы населенных пунктов. ОИВ информирует орган кадастрового учета о включении земельного участка или исключении его из земель населенного пункта.

Целесообразность включения есть оценочная категория. Обжаловать решение ОИВ невозможно (только в случае нарушения процедуры - возможно).

Особый порядок для границ МСК и СПБ - по решению СФ ФС.

Определение 2010 г. ВС - решение о включении не есть акт применения, а есть нормативно-правовой акт.

Правовой режим земель населенных пунктов - особый порядок регулирования жизнедеятельности людей в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектом стимулов и ограничений в области разрешенного использования и охраны земель, а также особенности управления на данной территории в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим законодательством РФ и субъектов РФ и НПА ОМСУ, имеющие особое значение (правила землепользования и застройки).

Основное значение категории земель - базис для размещения различных объектов. Ценность земель определяется местоположением участка, рельефом, доступностью к участку, обеспеченностью коммуникациями, состоянием окружающей среды и другими факторами. На землях населенных пунктов могут устанавливаться много земельно-планировочных ограничений - резервирование, санитарно-защитные зоны, сервитуты, требования к застройке и др. Многие земли населенных пунктов принадлежат на праве общей собственности (под многоквартирными домами, домовладения, земли сельхозназначения некоторые етс)

Права населения на благоприятные условия жизнедеятельности обеспечиваются путем проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, по правилам землепользования и застройки, при использовании земельного участка для условно-разрешенного вида использования.
Основой правового режима этой категории является цель использования составных частей земель и зонирования территорий.

Особое место в правовом режиме этой категории занимает градостроительное регулирование использования земель населенных пунктов

 

Градостроительная деятельность

 

Территориальное планирование   Документы территориального планирования РФ, субъектов РФ, МО - а) схемы терплана районов б) генпланы посел в) генпланы ГО Градостроительное зонирование   1) правила земле- пользования и застройки 2) градостроительный регламент Планировка территории   1) проект планировки территории 2) проект межевания территории 3) градострои- тельный план земельного участка Архитектурно-строительное проектирование строительства и реконструкции объектов капитал. Строительства   1) инженерные изыскания 2) проектная документация 3) разрешение на строительство 4) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
  1. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий. Правила землепользования и застройки. Градостроительный регламент.

В соответствии со статьёй 85 ЗК РФ и 35 статьёй Градостроительного Кодекса земли населённых пунктов подразделяются на определённые территориальные зоны: жилые, общественно-деловые зоны, производственные, зоны инженерных и транспортных, специального назначения (кладбища), зоны военных объектов, рекреационные и могут быть иные зоны – перечень не исчерпывающий.
Земли общего пользования могут находиться в любой зоне (занятые скверами, пляжами, парками) и эти земли не подлежат приватизации.
Градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне и в одной зоне устанавливается единый градостроительный регламент.
В ходе этого зонирования разрабатываются правила землепользования и застройки – это документ, который утверждается правовыми актами органов местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге – органами исполнительной власти субъектов) и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок принятия такого документа и внесения в него изменений.
Градостроительный регламент – это установленные в пределах территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, предельные размеры земельных участков, предельные параметры разрешённого строительства и ограничения использования земельных участков.
Этот регламент обязателен для всех правообладателей земельных участков. В одной территориальной зоне правообладатели могут использовать землю в соответствии с любым видом разрешённого использования.
Земельный участок считается несоответствующим градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешённого использования или не соответствует предельным значениям. Использование таких участков может сохраняться, если их использование не опасно для жизни людей, памятников истории и не влияет (не нарушает) на состояние окружающей среды. Если же нет – то запрет на использование таких участков устанавливается органами местного самоуправления.
Новое строительство и реконструкция допускается только с учётом градостроительных регламентов.
Действие градостроительных регламентов не распространяется:
-На земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, которые включены в Единый государственный реестр культурного наследия.
-В границах территорий общего пользования.
-На участках, занятых линейными объектами.
-Предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты включают в себя три составные части.
Решения о разработке и подготовки принимается главой местного самоуправления, потом подготавливается проект, после их разработки органы местного самоуправления проверяют их на соответствие всем другим документам (территориальному планированию и т.д.), а потом публичные слушания, после этого проект вновь отправляется главе местного самоуправления и он представляет его представительному органа. Проект утверждается либо отклоняется и отправляется на доработку представительным органом местного самоуправления.
Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и всего, что находится на и под его поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации.

В градостроительном регламенте выделяются следующие виды разрешённого использования:

  1. Основные виды разрешённого использования.
    2. Условно-разрешённые.
    3. Вспомогательные виды разрешённого использования. Они допустимы только в качестве дополнительных к основных и условным.

Изменение разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при соблюдении требований технических регламентов.

В одной территориальной зоне изменение вида разрешённого использования с одного на другой осуществляется самостоятельно правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласований.

Порядок предоставления разрешения на условно-разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регулируется статьёй 39 Земельного Кодекса, а получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства регулируется статьёй 40 Градостроительного Кодекса. И в том, и в другом случае заинтересованное лицо обращается в комиссию, созданную органом местного самоуправления, которая и рассматривает этот вопрос, а затем проводит публичные слушания по этому вопросу. И с учётом публичных слушаний эти комиссии принимают соответствующие решения – разрешить или отклонить просьбу.

Минимальный размер – 3 сотки, максимальный – 8. Если требует рекультивации – 10. Этажи – не более четырёх. Со стороны улицы не допускается строительство вспомогательных строений (за исключением гаражей). Высота ограждений – не более 2,2 метров. Санитарно-гигиенические требования – 1 контейнер на 10-15 семей.

  1. Правовое регулирование застройки земель населенных пунктов (территориальное планирование, планировка территории, архитектурно-строительное планирование).

Территориальное планирование - перечень АП-действий по определению на будущее и фиксация в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Подготовка документов ТП осуществляется на основании нацпроектов, программ и тп. Этими документами являются схемы территориального планирования.
Схемы ТП РФ разрабатываются в областях:
Федерального транспорта ,Оборона и безопасность ,Энергетика ,Высшее образование .Здравоохранение
Они состоят из двух частей:
1. Положение о территориальном планировании ( характеристики объектов федерального значения)
2. Карты планируемого размещения объектов федерального значения
Схемы ТП РФ согласовываются с высшими ИОГВ субъектов РФ. Срок согласование не может превышать 3 месяцев. Высший ИОГВ информирует соответствующий ОМСУ и согласовывает с ним в течение одного месяца. В случае разногласий с проектом схемы создается согласительная комиссия на срок до 3 месяцев.
Схемы ТП РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов, генеральные планы утверждаются на срок не менее 20 лет, а все остальные - на срок не менее 10 лет.
Схемы ТП субъектов разрабатываются в следующих областях:
Транспорт регионального значения, Предупреждение ЧС, Образование , Здравоохранение Физкультура и спорт и иные области
Генеральный план поселения / городского округа содержит, помимо положения и карты размещения, карту границ населенных пунктов и карту функциональных зон поселения Постановление Правительства ВРН "Схема территориального планирования ВРН"
Решение ВРН гордумы " Об утверждении генерального плана городского округа г. Воронеж
Планировка территорий. Подготовка документации осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры кварталов, микрорайонов, установления границ ЗУ, на которых расположены объекты капитального строительства и предназначенных для строительства ЗУ. Это универсальный способ действий по упорядочиванию и организации территории, осуществляемый в соответствии с документами территориального планирования.

В Градостроительном Кодексе определяется, когда не требуется документация по планировки территории:

1) Раздел земельного участка.

2) Объединение земельных участков в один.

3) Когда изменяется общая граница нескольких земельных участков.

При этом не должны нарушаться предельные размеры земельных участков, должен быть подъезд к каждому участку и несколько участков могут объединяться в один, если они находятся в границах одной территориальной зоны.

Проект планировки состоит из основной части и материалов по ее обоснованию
Основная часть включает в себя:
1. Чертеж, отображающий красные линии (границы территорий общего пользования), границы ЗУ, на которых расположены линейные объекты, границы планируемого размещения объектов
2. Положение о размещении объектов, а также о характеристиках планируемого развития территории (плотность застройки, развитие систем транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения)
Подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных и незастроенных ЗУ. Он включает в себя:
1. Красные линии, линии отступа от красных линий
2. Границы застроенных и формируемых участков
3. Зоны действия публичных сервитутов и тп.
Градостроительные планы утверждаются в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10.05.2011. Они включают в себя:
1. Границы участка
2. Минимальные отступы от границ
3. Информация о градостроительном регламенте
4. Информация о расположенных в границах участка объектов
5. Информация об условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Не допускается осуществлять подготовку документации по ПТ при отсутствии документации по ТП, за исключением подготовки проектов межевания и градостроительных планов по заявлению ФЛ и ЮЛ
Постановление администрации ВРН 2011 "Об утверждении документации по ПТ по улице Шишкова 146Б"
Регулирование проведения инженерных изысканий осуществляется ст. 47 ГДК.
Проектная документация (для обеспечения строительства) - ст. 48 ГДК. Она должна проходить экспертизу, кроме исключений, указанных в законе (например, индивидуальное жилищного строительства).
Получение разрешения на строительство - ст. 51 ГДК. Его выдает ОМСУ по месту нахождения ЗУ. Как правило, оно выдается на 3 года, а потом продлевается. (Для индивидуального жилищного строительства - на 10 лет).

  1. Понятие, состав и общие черты правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио- и телевещания, информатики, земель для обеспечения космической безопасности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения.

Под землями специального назначения понимаются земли, расположенные за границами населенных пунктов, использующиеся или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергии и транспорта, радиовещания, телевидения, осуществления иных специальных задач на правах, которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ,

Все земли специального назначения подразделяются на земли промышленности (в т.ч. предоставленные для использования недр), энергетики, транспорта, земли связи, радиовещания, телевидения и информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, а также иного специального назначения.

Признаки ЗСН:
- во-первых, они являются пространственным базисом для размещения объектов СН, т.ч. для определения стоимости важно ее местоположение. ЗСН имеют либо ленточную форму, либо располагаются компактно (островной принцип).

Ленточные участки располагаются под сооружениями транспорта, связи, промышленности, предназначенными для транспортировки и передачи продукции различных отраслей экономики.

Земельные участки, предоставленные для линейных объектов, характеризуются протяженностью и наличием полосы отвода. Существует проблема с определением границ и межеванием данных участков - предложения оформления данных земель на праве ограниченного пользования или же на праве собственности как земельные участки (межевать до черта)
На площадных (островных) земельных участках располагаются различные объекты производства. Это земли большой площади. Как правило, вкрапляются в другие категории земель (населенных пунктов, например).

Во-вторых, для данной категории устанавливаются зоны с особыми условиями использования - охранные, санитарно-защитные, охранно-защитные, вредного воздействия, береговая полоса (водный транспорт), придорожные полосы и т.д.

Они создаются для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации данных объектов.

Земельные участки, которые включаются в состав данных зон, не изываются у собственников и землепользователей, но на них вводится особый режим, который ограничивает или запрещает виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Ширина данных зон различна и зависит от характера объекта.
(земли обороны и безопасности - 70%)

Большое количество земельных участков этих категорий принадлежит на праве собственности РФ - земди, занятые объектами атомной энергетики, железнодорожного транспорта, обороны и безопасности. На данные земли существуют также другие формы публичной собственности. Более того, существуют участки в частной собственности (как правило, ЮЛ - земли промышленности, автодороги).
На конец 2008-9 гг. - в частной собственности 0.5% ЗСН.

Правовой режим категории земель не определяется нормативным актом. Здесь существует обширная нормативная база, представленная подзаконными актами.

В-третьих, нормирование земельных участков, предоставляемых для специальных нужд. В НПА устанавливаются нормы отвода для железных дорог, трубопроводов, нефтяных и газовых скважин, аэродромов, опор ЛЭП. Если законодательство не устанавливает нормы отвода, то они определяются в соответствии с проектной или технической документацией.

Перевод земель специального назначения, на которых осуществляется деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, кроме случая, если такой перевод осуществляется по ходатайству ОГВ, ОМСУ.

  1. Особенности правового режима земель промышленности и энергетики.

Под землями промышленности понимаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов.
Ещё раз напоминают: эти земли находятся за территориями населённых пунктов.
По этим землям, как правило, отводов нет. Поэтому размеры земельных участков определяются проектно-технической документацией.
На практике под промышленные объекты на период строительства земельные участки выделяются (предоставляются) на праве аренды до пяти (5) лет, а после ввода объекта в эксплуатацию – предоставляются в собственность.
В составе этих земель выделяют две разновидности земель:
1. Во-первых, это земельные участки, которые используются для размещения производственных административных зданий в целях обеспечения организации эксплуатации объектов.
2. Для разработки полезных ископаемых.
Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятий (заводов, фабрик и т.п.). Субъектами права на землю являются государственные, муниципальные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями
Место размещения промышленного объекта и особых зон зависят от характера производства, степени вредных выбросов… Например, если какие-то объекты (они подразделяются на несколько классов) относятся к опасным 1, 2 класса, то вокруг них устанавливаются защитные зоны 1000 метров или 500 метров соответственно (нефтеперерабатывающие заводы, химической промышленности…).
Федеральным законодательством устанавливаются специальные экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию, вводу в эксплуатацию промышленных объектов.
Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (что определяется проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и др.
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законами Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимоот категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется ФОИВ , на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований или полей севооборотов.
Субъектами права на землю являются предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).
Использование земель над кабельными линиями и под проводами воздушных линий, а также в створе радиорелейных станций должно осуществляться землепользователями и собственниками с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и бесперебойную работу указанных объектов в соответствии с правилами охраны линий связи и электрических сетей.
Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи и для их охраны вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земель.
Ширина зон устанавливается различной в зависимости от вольтажа электрических линий и от местности прохождения линий. Так, вдоль линий электропередачи напряжением до 1000 вольт ширина полосы равна расстоянию между проекциями крайних проводов на землю плюс 2 м с каждой стороны. А вдоль подземной кабельной линии - по 1 м от кабеля.
В пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается:
- осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;
- устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих высоту с грузом более 4,5 м от поверхности дороги, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов;
- производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин.
Площадь земель охранных зон линий электропередачи и связи не подлежит изъятию у землепользователей, по территории которых они проходят, но права их ограничиваются с учетом тех условий, которые были изложены выше. В то же время организациям, эксплуатирующим линии электропередачи и связи, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта этих линий.
После выполнения указанных работ организации, эксплуатирующие линии, обязаны привести земельные угодья в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные в процессе проведения работ, включая упущенную выгоду.

  1. Правовой режим земель, предоставленных для разработки и использования недр.

Это не самостоятельный вид земель, он относится к землям промышленности. Определение - земли, расположенные за границами населенных пунктов, использующиеся или предназначенные для разработки недр, на правах, которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ. Земли промышленности имеют две разновидности - земельные участки, которые предназначены для расположения производственных и административных зданий в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности. Второй вид - для разработки недр.

В составе обеих разновидностей устанавливаются санитарно-защитные зоны. Их размеры зависят от класса опасности предприятия.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов (водотоков), простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Составляющей недр являются полезные ископаемые. Для целей земельного права они подразделяются на общераспространенные и необщераспространенные. Добыча бывает промышленной и кустарной (осуществляется собственниками и землепользователями для удовлетворения собственных нужд), Добываются таким образом только общераспространенные полезные ископаемые, которые не числятся на государственном балансе и добываются без производства взрывных работ. Право пользования землей в целях добычи ископаемых производно от права недропользования.

В состав земель для пользования недрами входят земли, которые используют для геологического изучения без нарушения целостности недр (2 - с нарушением)., предоставленные для добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, земли, предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов, для сбора геологических коллекционных материалов.

Недра находятся в государственной собственности (отдельные участки недр могут получить статус объектов федерального значения - ПП РФ определены, в ВО - никелевые месторождения в Прихоперье). Участки недр не могут быть предметом сделок, права на недра переходят от одного лица к другому в той мере, в какой оборот допускается законом.

Добытые полезные ископаемые могут находиться в разных формах собственности.

Участки недр приобретаются в пользование по результатам торгов. Без торгов - только когда недропользователь за собственный счет открыл это месторождение. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне - Правительство, остальные - конкурсная комиссия.

Для строительства подземных сооружений участки предоставляются по решению Федерального агентства по недропользованию. Общераспространенные - по решению ОИВ субъекта.

Соглашение о разделе продукции - РФ передает права на добычу ископаемых путем ФЗ. Устанавливаются специальные налоговые режимы (часть налогов заменяется добытыми полезными ископаемыми).

В целом, основания возникновения прав разнообразны. Основной формой являются торги.

Пользование недрами может быть срочным или бессрочным. Для геологического изучения - до 5 лет, для добычи подземных вод - 25, участки недр для добычи - указываются свои сроки.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии. Между владельцем лицензии и уполномоченным ОГВ заключается договор.

Участок недр пользователю предоставляется в виде горного отвода. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования этого проекта с органами горного надзора (Ростехнадзор) и органами охраны окружающей среды документы, определяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой части.

Отвод земельного участка и оформление прав на землю недропользователей осуществляется после утверждения проекта работ по недропользованию. Если они заняты - изъятие (выкуп).

Закон определяет, что строительство объектов разрешается только после получения заключения ФА по недропользованию об отсутствии полезных ископаемых в недрах под земельным участком предстоящей застройки. Застройка этих земельных участков допускается с разрешения ФА по недропользованию и Ростехнадзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных земель.

  1. Особенности правового режима земель транспорта.

Существует несколько видов транспорта - ж-д, автомобильный, воздушный, морской, внутренневодный, трубопроводный. По каждому виду транспорта существует свое законодательство.

Для ж-д транспорта существуют полосы отвода, охранные зоны. Все земли ж-д транспорта в соответствии с ФЗ находятся в федеральной собственности и предоставляются ОАО "РЖД" в аренду. Могут сдаваться в субаренду (около населенных пунктов или на территории свыше 250.000 - только по результатам торгов), срок до 49 лет, сервитуты.

Земли автотранспорта предоставляются для размещения автодорог, объектов дорожного сервиса, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, установления полосы отвода автомобильных дорог.

Автодорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них конструктивные элементы, дорожное полотно и дорожные сооружения, которые являются ее технологической частью. Автодороги могут находиться во всех формах собственности. Право собственности на автодорогу подтверждается отдельно на участки, отдельно на объекты. Они подразделяются на дороги общего пользования и не относящиеся к ним. Предоставление земельных участков для автомобильных дорог осуществляется разными органами в зависимости от формы собственности на земельный участок и значения автомобильной дороги. В федеральной собственности для федеральной дороги - ФА "Росавтодор", регионального значения - субъектом.

Полоса отвода автомобильных дорог предназначена для размещения конструктивных элементов этой дороги, дорожных сооружений и объектов дорожного сервиса. Границы полосы отвода определяются на основании документации по планировке территории. В границах полосы отвода автодороги запрещается выполнение работ, не связанных с ремонтом дорог и размещением объектов дорожного сервиса, в т.ч. строительство зданий, распашка земель, покос травы, рубка лесных насаждений, выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода, выпас животных и прогон их через дороги вне отведенных мест, установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам. установка информационных щитов, с целью, не относящейся к безопасности движения.
Создаются придорожные полосы - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отводов. В них устанавливается особый режим использования. Ширина придорожной полосы устанавливается в зависимости от класса и категории автомобильной дороги - 50-150 м. Решение отправляется ОМСУ, которые информируют собственников земли об установленных ограничениях. Здесь строительство и реконструкция допускаются только с письменного согласия владельца автомобильной дороги. Границы придорожных полос обозначаются владельцами автомобильных дорог.

Земли воздушного транспорта. Размещение в районе аэродрома зданий, линий связи, ЛЭП и других объектов, к







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.017 с.)