Учения Восточных отцов церкви и государства о власти. Златоуст



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учения Восточных отцов церкви и государства о власти. Златоуст



«О власти»

Нет власти не от Бога. Одни начальствуют, другие подчиняются. Народы не мечутся как беспорядочные воины – это божественная мудрость.

Божественный порядок проявляется в иерархии.

Установление греха привело к различным видам рабства, которые мы связали с природой: 1) подчинение жены мужу; 2) подчинение рабов и слуг своему хозяину; подчинение начальникам, правителям – наиболее тяжелая форма рабства, потому что она связана с казнями, пытками, налогами. Здесь стоит вопрос и жизни и смерти.

Бог – сердобольный отец, желая нам блага, создает государство. Он отдает нас правителям, чтобы они исправили нашу природу беспечности. Необходимость власти обусловлена нашей испорченность, от власти бывают бесчисленные блага. Начальники – охранители мира и гражданского благоустройства.

Человек нуждается в начальстве. Добродетельный человек – нет. Законы стоят выше правителей.

Если ты начальник, то должен быть благодарен Богу за оказанную честь, если подчиненный – тоже должен благодарить. Это не зависит от формы правления.

Тот кто противится правителю – противится Богу.

Земная власть должна содействовать спасению человека как христианина. Поощряет или наказывает правитель – осуществляет волю Бога.

Правитель должен действовать в рамках симфонии светской и духовной власти. Но церковная власть выше светской.

 

 

Аврелий Августин «О граде божьем» в основе Ветхий завет.

Историю рассматривает в духе Библии. Критикует Римское государство.

Весь род человеческий он делит на несколько разрядов: от потопа до Авраама и т д. государство земное – создается в силу грехопадения; и государство небесное. Вся греховность предопределена замыслом Бога – творца. Одни вечно с Богом, вторые вечно с дьяволом.

Государство вечный странник, государству-Бога насилие во всем; дождаться страшного суда и тогда каждому воздастся: одним мучения, другим блаженство. Власть существует везде и всегда, основная задача государства – подавить ощущение порочности. Вечное благо – жизнь, вечное зло – смерть. Где нет справедливости, нет права. Вера человека проистекает из его свободы, но иногда вера требует принудительности. Вопросы происхождения зла хотел сделать самостоятельными, и поэтому погрузился в зло, но сам не может выбраться из этого зла. Благодать есть чистый дар Бога. Мир делился на праведников и грешников. Если все предопределено, то человек ни в чем не виноват.

Три вида законов: естественный, божественный, человеческий.

Разум и воля бога творит естественное право.

 

 

14. Законодательство и пол литература в Византии IV–VIII вв.

Фемистий (317 г.)

Фемистий рассматривал идеал правителя, занимался литературой.

Правителем нельзя сделаться, им нужно родиться. Природный царь отличается от других человеческой мудростью. Хорошего правителя отличает умение действовать, а не говорить, так как он является олицетворенным законом своего государства. В основе правления должно лежать уважение, а не страх. Правитель избирается не народом или солдатами, его избирают на народном совете.

По своей сути закон беспристрастен к дышащему и живущему, он мертв. Истинного царя Фемистий ставит выше закона, но царь властвует над законом только в том случае, когда он смягчает действие последнего.

Фемистий отмечал, что Бог правит миром, как царь, а не как тиран.

Кроме того, он ставит вопрос о смертной казни, различая проступок, несправедливость и несчастье.

Синезий (около 370 г.) «Речь о царской власти», «О провидении», «О своей жизни» и др.

Негативно относится к христианам и язычникам. Первых он характеризует тем, что для них разум не является критерием, а вторые, по своей сути, - софисты.

Рассматривает вопросы тирании и монархии. При этом он отмечает, что тиран смотрит на людей, как на овец.

Синезий считал, что царь должен стать философом. Мыслитель говорил, что «тот, кто управляет государством, тот должен уметь управлять государством».

Царь должен служить государству, а не быть запертым в доме.

Агапит «Царский список диакона Агапита», «Сочинения», «Главы наставительные» и др. Принадлежит к сократовско-платоновской школе.

На первое место Агапит ставит личные качества правителя. Он говорил, что царствовать можно только над добровольно повинующимися людьми.

Агапит рассматривал власть для народа. По его словам, от Бога дарована та власть, которая вселяет любовь.

Правитель должен быть благодарным Богу за право управлять. Причем свою благодарность он должен выразить действиями, а не словом. Используя власть, правитель должен действовать в соответствии с долгом. Но он не должен ограничиваться одними законами, ему нужно знать и высшие нравственные заповеди.

Агапит отмечал, что если народ подчиняется не добровольно, то он будет ждать удобного случая, чтобы свергнуть власть.

Петр Патрикий

Исследовал вопрос о политической науке. Бог дал эту науку, чтобы указать человеку нужный путь. Политическая наука должна включать три главных элемента: закон; учение; образ жизни.

Данный мыслитель считал, что управлять государством не может незнающий человек.

Монархия – единственный правильный устав государства, так как царь подобен Богу (равный и соименный). Но Божьим царем он станет тогда, когда будет подражать Богу в своих действиях. Благость, мудрость, сила и справедливость – это те качества, которые присущи Богу и которые должен проявлять и царь.

Мыслитель считал, что царь должен действовать правомерно. При этом ему не нужно вмешиваться в текущее управление, он должен задавать только общее направление деятельности.

Идея права всегда должна присутствовать в законах. Но нельзя надеяться только на действие естественных законов, нужно учитывать и культуру.

Законодательство

С правовой стороны власть императора исходила от народа. Императору принадлежало исключительное право толковать законы.

Основным источником права признавался закон. Затем источник меняется и меняется власть(на власть от Бога).

К основным источникам законодательства Византии IV – VIII вв. относятся Эклога, Прохерон, Эпанагога, Василики.

В Эклоге утверждался принцип равенства всех перед законом, а также была заложена мысль о том, что законодательство должно быть более гуманным.

Источником права признаются и обычаи. Указывается также, что законы не должны быть противоестественными.

Кроме того, рассматривается вопрос о соотношении властей патриарха и императора. Вся полнота власти находится у императора, но его действия не должны идти вразрез с постановлениями Соборов.

 

 

15. Политико-правовые идеи Византии в IX – XIV вв.

Патриарх Фотий «Послание правителю Болгарии о том, что есть управление государством»

В «Послании правителю Болгарии о том, что есть управление государством» Фотий писал, что князь нуждается в наставлении. В первой части «Послания» указывается на то, что князь должен быть совершенным человеком, хотя по природе он одинаков со своим народом. Пороки правителя видны всем. Фотий утверждал, что правителем можно только родиться. Правитель должен постоянно совершенствоваться. Даже наказывая, он должен действовать без гнева и раздражения. Правитель должен вызывать страх, соединенный с любовью, и не должен проявлять беспощадность.

Задача государства состоит не в расширении территории или в военном деле. Государство должно видеть свою цель в нравственном совершенствовании людей и их спасении.

Власть должна «охотиться за мнением народа».

Император Василий

Основатель македонской династии. Ему принадлежит работа «Главы наставительные к сыну Льву» (66 глав).

Богоустановленность власти связана с ее ограничением. Власть дается не в собственность, а во владение. «Власть дается на хранение». Следовательно, если происходит смена царей, то они не собственники, а владельцы. Собственником власти является один Бог. И поэтому «несобственники» не могут распоряжаться властью как угодно.

Задача государства – достижение общего блага, оказание каждому поддержки. Но, по мнению императора Василия, не стоит давать добро недостойным.

Правитель должен устранять всякую борьбу в государстве и быть для подданных «неписаным законом». Он должен уметь выбирать себе помощников, оценивая способности последних в управлении собственным хозяйством.

Правитель должен свято хранить законы, изданные его предшественниками. В противном случае законы, изданные им самим, тоже не будут уважаться. Следование закону должно сочетаться с гуманностью и снисходительностью.

Также император Василий отмечал, что если финансы построены на слезах народа, то они не будут обладать прочностью. Налоговая политика государства должна быть снисходительной.

Константин Багрянородный

Данный мыслитель использует в качестве критерия не теорию, а опыт и исторические сведения. Он считал, что правителю нужны знания, основанные на опыте.

Константин Багрянородный выделял несколько законов, которые стоят выше царской власти: естественный закон; положительный закон; нравственный закон.

Никулица Сторонник теории теократического государства.

Он делит справедливость на распределяющую и уравновешивающую. Невинный не должен оказываться в худшем положении, нежели преступник.

Никулица подчеркивал, что правитель не должен смотреть на государство, как на источник доходов.

«Говорят, что император не повинуется закону, так как он сам закон. Но он должен делать все хорошо». Законы в государстве должны быть благочестивы.

Против того, чтобы иностранцы занимали государственные должности.

Фиофилакт Болгарский «О царском воспитании». Выделял три вида устройств государства по числу правящих лиц: олигархия, аристократия и охлократия.

Разработал учение о царе-тиране. Различие между монархией и тиранией состоит в различном отношении к законам. Монархия – государство закономерное, она составляет опору народа и следует законам. Монарх получает власть «по приглашению народа». А тиран получает власть путем насилия, он играет законами, чтобы получить выгоду для самого себя.

Феодор Метохит

В отношении греческой философии Феодор Метохит говорил, что греческие философы ничего не создали. Платон и Аристотель разработали философию, которая не имела никакого практического результата. Философы стали бесполезны. Настоящая наука, в том числе и философия, должна брать за основу исторический опыт.

Демократия, по мнению Метохита, является наиболее свободным государством, так как в нем правят все и подчиняются одинаковым законам. С другой стороны, подчинение общим законам, предоставление одинаковой свободы как глупым, невежественным и злым, так и добрым и умным можно рассматривать как величайшую несправедливость.

С одной стороны, уравнительная политика, которая ведет к благосостоянию, дает возможность приобрести его всем слоям. Но, с другой стороны, такая политика дает простор тем, кто не понимает благоразумие. Кроме того, демократия гонит превосходящих личностей.

Выбирать правителя необходимо как по личным качествам, так и по имущественному положению.

Феодор Метохит писал, что лучшая монархия только, та которая наилучшим образом устроена. Если власть находится в руках одного, то исчезает соперничество. Население находится в материальном достатке и действует по указанию человека, который обладает единством мыслей.

Фома Магистр

Фома Магистр считал, что справедливость заключается в исполнении законов. Она начинается с монарха и является одной из его задач. Еще одна задача монарха – общее благо. Фома Магистр выступал против того, чтобы император собирал налоги для обеспечения своих личных подробностей, так кА все имущество принадлежит Богу.

В качестве условий существования государства он называет:

1) почитание Бога;

2) согласие, единомыслие внутри государства.

Второе условие выполнить тяжело, так как население в нынешнем государстве, как отмечал Фома Магистр, мыслит по-разному.

Он был противником назначения на должности по жребию., так как нужно учитывать и имущественное положение человека, и его нравственное лицо. Фома Магистр стоит на стороне благородства.

 

16. Фома Аквинский.«Сумма теологии»» и трактат «о правлении государей» схоласт.трактовка-сущность, приобрет, осуществление.

Методологический подход Аквинского – схоластика, выступает за активное вторжение церкви в философию и науку. Во главе стоит бог, духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По этому же иерархическому признаку основано и общество.

Рабство установлено природой, оно необходимо для обеспечения досуга.

Большое внимание уделял обоснованию классификации законов и их соотношение. Закон – общее правило для достижения цели, правило которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Делил все законы на 4 вида: вечный - лежит в основе всего мирового порядка; естественный, человеческий – действующее право; божественный – Библия.

Предписания действующего закона вытекают их воли разума бога, поэтому нарушение феодального закона не только влечет наказание, но и является грехом.

Когда произвол правителя направляется против церкви или ее учения – правителю нельзя повиноваться, в таких случаях церковь может освободить правителя. Но если естественные и человеческие законы противоречат, то надо подчиниться человеческому закону, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении.

Главный способ борьбы против ересей – физическое уничтожение еретиков.

Теократическая теория образования государства, приоритет церковной власти над светской. Светская власть распространяется только на земные цели, а церковная охватывает не только земные, но и духовные дела. Духовная и светская власть соединяются в лице папы, который стоит на вершине обоих властей.

Повторяет классификацию форм государства Аристотеля на справедливые, где правление осуществляется в интересах всех, и несправедливые, где правление в интересах себя (тирания, олигархия, демократия)

2 формы монархии: абсолютная и монархического устройства. Основные задачи царя: забота о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы; создание закнов; поддержание обороноспособности государства.

 

17. Марсилий Падуанский«Защитник мира», возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

Государство возникло в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды — в племена. Затем таким же путем консолидируются города; завершающая стадия — появление государства.

Считал, что настоящий источник всякой власти — народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один — ее носитель и верховный законодатель. Но под народом разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть.

Делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.

Государственная власть действует прежде всего посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских.

Право издавать юридические законы имеет народ, люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.

Одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Притом он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Но в любом случае она должна осуществлять волю законодателя — народа.

Вважное место отводил выборности. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.

Его мысли о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правителей) и т. п. благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и Новое время представлений о демократическом политическом строе общества.

18. Политико-правовые идеи Данте Алигьери (1265 г.)

Автор «Божественной комедии». «О монархии» Искал ответ на вопрос, как обрести социальный мири сделать человека счастливым.

Данте утверждал, что для земного счастья необходима империя. Говоря о римском народе, он отмечал, что Рим взял на себя бремя управления миром.

Империя, власть происходит от Бога. Происхождение государства связывает с грехопадением Адама. Род человеческий, познав Христа, начинает уподобляться Богу и поэтому становится един. Данте указывал на то, что идеальным строем для преодоления ложной индивидуальности является монархия, но настоящая монархия должна основываться на религиозной идее (при этом народ должен быть воцерковлен). Бог один, поэтому монарх тоже должен быть один. Законы и власть теряют смысл, когда они употребляются не для общей пользы.

Человеком двигает любовь к ближнему и Богу. Мир и справедливость – природные, а установленный природой порядок должен охраняться правом. Мир лучше, если в нем есть справедливость.

Справедлив тот, кто обладает высшей волью и властью и это во благо всех. При монархии народ наиболее свободен. Задача монарха – установить мир. Только монарх может преодолеть личный эгоизм каждого и личную индивидуальность.

Божественное провидение имеет две цели: блаженство земной жизни – собственная благодетель; блаженство вечной жизни – созерцание божественного лика.

С этими двумя целями связано двойное руководство: первосвященника и императора. Данте рассматривал вопросы соотношения властей римского императора и римского первосвященника (последний считался наместником апостола Петра). Задача первосвященника – вести народ к жизни вечной, императора – к блаженству земной жизни. Следует подчеркнуть, что Данте не определял, кто занимает первенствующее положение – император или первосвященник, так как каждый из них должен занимать свою нишу и выполнять собственный функции.

«Пусть Папа окажет уважение Цезарю, а Цезарь отдаст должное Папе».

19. Мусульманская концепция государства XI – XIV вв.

К XI – XII вв. в арабском мире сформировалось учение о государстве. Оно развивалось в рамках доктрины мусульманского права.

Мусульманское право выступает в качестве общественного регулятора, оно не знает норм, регулирующих властные (вертикальные) отношения, и умалчивает о формах правления. Мусульманское право утверждает верховенство шариата.

Термин «государство» в арабской литературе не употребляется. Используются термины «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (основан на преемстве). Со временем халифат стал рассматриваться как сущность государства и специфическая форма правления. Халифат стал пониматься в качестве функции осуществления верховной власти и поддержания веры мусульманской общины. Власть халифата – это верховная власть. В основе халифата лежит единоличная власть монарха.

К XI в. в мусульманском праве сформировались такие школы, как сунниты и шииты. По мнению суннитов, правовой характер халифату придавала иджма (мнение народа, общины). Шииты же считали, что создание государства – это право Аллаха, а не общины.

По мнению суннитов, верховным носителем суверенитета является Аллах, и мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. Община осуществляет высшую власть на земле, она обладает полным суверенитетом, но он является отражением суверенитета Аллаха. Община не передает своих прав халифу (правителю), она только поручает ему руководить собой. Община вправе законодательствовать лишь по вопросам, которые не урегулированы Кораном и Сунной. Община подчиняется халифу лишь потому, что он следует предписаниям Корана.

Шииты считали по-другому. По их мнению, единственный носитель суверенитета – Аллах. От его имени государство руководит правитель, который подчиняется шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины.

Вопрос о замещении поста главы государства у суннитов и шиитов тоже решается по-разному. Первые убеждены, что данный пост замещается в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. А шииты утверждали, что имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и пророка. Пророк назначает преемника и передает ему власть. Можно утверждать, что в суннитской школе община является посредником между людьми и Аллахом.

Еще один вопрос, который разрешался мусульманскими школами по-разному, это вопрос о пределах власти главы государства. Сунниты считали, что власть государства не абсолютна, она не пользуется привилегиями. Правитель должен жить, как простой мусульманин. Он может вводить новые нормы лишь потому, что он является «знатоком права». Шииты, в отличие от суннитов, утверждали, что имам наделен высшей властью и стоит выше других мусульман. Личность имама – священна.

 

 

20. Политико-правовые идеи Абдурахмана Ибн Халдуна (Хальдуна) (1332 г.р.)

Арабский мыслитель, автор «Большой истории».

Он выделяет три формы правления:

1) Естественная монархия (власть одного). Монарх управляет в соответствии со своей прихотью, эгоизмом.

2) Политическая монархия – управление в соответствии с разумом. Данная форма правления несет пользу для блага подданных, но ее недостаток состоит в отсутствии религиозных ценностей.

3) Халифат. Это наилучшая форма правления, так как соединяет религиозные и земные ценности.

Ибн Халдун ищет причину, естественный закон становления, развития и падения государств. Жизнь государств он рассматривает в контексте динамики.

В самом начале люди пребывали в состоянии первоначальной дикости, ведь человек – это часть животного мира. Затем люди начинают осуществлять деятельность, преобразующую окружающую среду, и становятся людьми, объединенными в сообщество. Это сообщество проходит два этапа: примитивность и цивилизация. В период примитивности («сельская жизнь») люди добывают лишь самое необходимое, занимаются животноводством и земледелием. В период цивилизации человек добывает и то, что лишено необходимости, занимается ремеслом и торговлей. Переход от примитивности к цивилизации – это одновременно и переход от равенства к социальному неравенству.

Этапу примитивности соответствует такая форма сообщества, как особия, а этапу цивилизации – мульк (синоним государства, господства и подчинения). Государство появляется в результате захвата одной особией другой особи.

Если происходит захват чуждого сообщества, то образовавшееся государство называется ксенократией. В результате возникает антагонизм. Затем государь начинает уничтожать тех, кто помог ему прийти к власти. Для удержания власти он создает новую особию, основанную на оплате (причем это уже не кровно-родственная особия), в результате образуется значительный разрыв между социальной основой государства и властью. По мнению Ибн Халдуна, такой разрыв ведет к самоубийству государства.

Формами гибели государства являются:

1) захват государства другой особией;

2) отделение провинций.

Ибн Халдун приходит к выводу, что цивилизация – это гибель государства, а предвестником его гибели является роскошь.

Ибн Халдун писал, что налоги и поборы создают материю государства. Они дают возможность государю пользоваться материальными благами. Новая (искусственная) особия (платное чиновничество) требует материального содержания. Вследствие этого происходят поборы, изъятие имущества зажиточных граждан. В результате государство тоже движется к упадку.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.018 с.)