вызов суровых стран; вызов новых земель; вызов ударов; вызов-ущемление; вызов-давление.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

вызов суровых стран; вызов новых земель; вызов ударов; вызов-ущемление; вызов-давление.



По мере усложнения цивилизации преобладают социальные «вызовы». Если одна цивилизация заимствует что-либо от другой, то это ведет к неминуемой гибели первой.

По Тойнби, территориальное расширение не свидетельствует о развитии цивилизации.

Когда система общества переживает упадок, она направляет все силы на материальные проекты широкого размаха.

Тойнби считает, что рост власти над природой не говорит о прогрессе, а наоборот, ведет к надлому, так как снижается авторитет духовных ценностей. Прогресс всегда ведет к упрощению и, следовательно, к гибели.

На стадии роста и развития цивилизации осуществляется ротация личностей («лифт наверх») – представителей творческого меньшинства и большинства. Спустя некоторое время между ними возникают противоречия, подражание, копирование, и все это ведет к затиханию творческих импульсов. В результате элита начинает терять свой авторитет, но, чтобы удержать его, прибегает к насилию. Результат – надлом.

Возможные причины «надлома»: большинство отказывается от подражания элите; творческая элита пассивна, не способна давать ответы на «вызовы»; изоляция правящего меньшинства и его вырождение, исчезновение (так как «лифт» не едет наверх, нет ротации личностей).

Правящее меньшинство, которое цепляется за свое привилегированное положение, создает универсальное государство.

В период «надлома» граждане верят, что установленный порядок вечен, в вечность института государства, в прогресс, в бессмертие города. В этот период общество деградирует, элита теряет творческую силу, преобладает плагиат. Продукт умирающей цивилизации – универсальное государство, в котором преобладают идеи прогресса и демократии. Универсальное государство не несет в себе творчества и основано на букве закона, поэтому является мертвой политической формой.

Неотъемлемый элемент цивилизации – это экспансия.

Тойнби говорит, что борьба цивилизаций за всю историю была жестокой, упорной и бескомпромиссной.

Как отмечает Тойнби, если мир пойдет западным путем, то у Земли не хватит ресурсов. Незападная цивилизация должна спасти мир от гибели. Резкий уклон России в сторону Запада может привести к разрушению российской цивилизации. Каждая цивилизации должна оставаться самобытной, иначе погибнет, если позаимствует что-либо у чужой цивилизации.

 

79. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

Сын А. Ахматовой и поэта Николая Гумилева. Автор работ «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь».

Лев Гумилев делил человечество на сообщества, которые называются этносами. Этнос – это явление природы и основная структурная единица человеческого сообщества. Суперэтнос – это группа этносов, одновременно возникающих в определенном регионе. Они взаимосвязаны идеологически, политически и экономически. Например, к суперэтносам можно отнести православный мир, католический мир; к этносам можно отнести немцев, французов и т. п. В этнической системе нет прогресса или регресса, так как этнос – это система дискретная.

Чтобы не быть уничтоженными соседями, люди вырабатывают и заимствуют политико-правовые институты, создают государство. Этнос создается не людьми, а природой; этнос – это природное явление. А политико-правовая система, напротив, - творение человека.

Гумилев заметил, что в определенные периоды этническая система переходит в динамику, так как появляется много новых энергичных людей (5-6 % и более). Новые люди ломают устоявшуюся систему и приводят этническую систему в подъем.

Появляются люди, которые требуют себе такое место в жизни, которое соответствует их таланту и амбициям. Первые из динамичных, амбициозных людей гибнут, но у них остаются такие же дети, т. е. со временем число таких людей растет. И это явление не социальное, а природное; его нельзя запрограммировать.

Сначала возникают консорции, которые затем превращаются в конвикции (сообщества, объединенные бытом и семейными связями). Если конвикции уцелевают, то они превращаются в суперэтносы.

На подъеме этнической системы устанавливается новый императив – «мы хотим быть великими». Если представить развитие суперэтноса в виде графика, где ось ординат (от Р0 до Р5)показывает уровень пассионарного напряжения в системе, а ось абсцисс (t) – период времени, то стадия Р0 будет соответствовать жизни тихого обывателя, стадия Р1 будет характеризоваться стремлением к благоустройству без риска для жизни, стадия Р2 – поиском удачи с риском для жизни. Стадия Р3 заключается в стремлении к идеалу знаний, стадия Р4 – в стремлении к идеалу успеха. Стадия Р5 характеризуется жертвенностью. В период Р35 инстинкт самосохранения не играет никакой роли. Если график кривой преодолевает Р5, то наступает высшая фаза, основной поведенческий стереотип которой – «будь самим собой». Во время высшей фазы человек приводи интересы системы в жертву собственных интересов.

Затем наступает фаза надлома (Р53) («мы устали от великих») (в России она пришлась на 1925 г.), и общество расслаивается на две группы. Период от Р3 до Р1 – инертная фаза, фаза цивилизации, тихой и спокойной жизни. В этот период господствует верховенство закона, демократическая система. Люди стремятся к покою и в качестве главы государства выбирают тихого посредственного человека. Негативная сторона цивилизации, как писал Л. Гумилев, состоит в стимулировании противоестественной миграции (из деревни с естественной жизнью в город).

Растет значение техносферы, население становится эмоционально пассивным и трудолюбивым. Периоду Р31 соответствуют лозунги «Будь таким, как я», «С нас хватит». Но в этой фазе появляются люди, хотя и нетворческие, нетрудолюбивые и эмоционально пассивные, но с повышенными требованиями к жизни. Их становится огромное количество в следующей фазе под названием абскурация («Будь таким, как мы»). В названной фазе действует не положительный, а отрицательный отбор, ценятся отрицательные черты. Искусству свойственно снижение стиля, а в общественной жизни распространяется коррупция.

Следующая фаза – мемориальная (лозунг «Помни, как было прекрасно»). За ней следует фаза гомеостаза, в которой государственные институты уже не сохраняются. В этой фазе живут тихие, добрые и отзывчивые люди, но они ленятся жить. Мужчины не хотят детей, женщины не хотят рожать. Императивы утрачиваются.

Фаза Р-1 соответствует неспособности регулировать вожделения, фаза Р-2 – неспособности удовлетворять вожделения.

Все рассмотренные фазы – это природное явление. Гумилев писал, что после периода подъема этническая система вновь может пережить толчок.

 

 

80. Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер)

Г. Дж. Берман

Автор работ «Право и революция», «Формирование западной правовой традиции», «Вера и закон».

Берман считал, что теория права должна свести воедино три классические школы права: школу позитивизма, естественную школу права (этическую) и историческую школу права. В результате будет создана единая интегральная юриспруденция (целостная концепция), исчезнут противоречия права и конфликты между школами.

По его мнению, право не может быть связано только с материальными или только с религиозными условиями. Право должно учитывать и то, и другое.

Берман говорил, что «право – это не только то, что записано в книгах, но и то, что находится в действии».

Дж. Холл

Автор работы «Интегральная юриспруденция».

Холл указывает, что существует 1) естественно-правовая теория, которая подчеркивает моральные аспекты права; 2) юридический позитивизм, который определяет право как веление государства; 3) правовой реализм, раскрывающий процессуальные и социальные стороны права. В связи с одновременным существованием названных школ необходимо создание интегрированной теории, задача которой состоит в уничтожении пропасти между позитивизмом и социологией права.

Холл говорит, что право имеет динамическую (процессуальную) и юридическую стороны.

Л. Л. Фуллер

Автор работ «Мораль права», «Анатомия права».

Он делил мораль на обязывающую и вдохновляющую. Обязывающая мораль устанавливает правила, без которых человечество не может существовать, а вдохновляющая мораль имеет дело с высшими человеческими достижениями. Между обоими видами морали должны существовать отношения взаимодействия.

Правовая система должна иметь общие правила поведения, которые должны быть известны, опубликованы, понятны, не противоречивы, не ретроспективны, выполнимы.

Внутренняя моральность права является вариацией естественного права (процедурного естественного права).

59. К. Н. Леонтьев (1831 г.р.)

Выходец из дворян, учился на медицинском факультете Московского университета, 7 лет служил дипломатом в Стамбуле, после выхода в отставку начинает публиковаться. Издано 8 томов собраний сочинений.

Суть его концепции заключается в следующем. Каждый народ проходит 3 естественные стадии:

4) детство народа, когда закладываются основы социальной жизни;

5) «положительное расчленение», «цветущая сложность». Это период расцвета, творчества и иерархичности;

6) вторичное смесительное упрощение, когда народ слабеет и превращается в этнографическое состояние.

По Леонтьеву, предотвратить старение народа может только создание сильного деспотического государства, которое будет защищать иерархичность и многоцветие и не даст народу «состариться».

Западный социализм – продукт разложения и смешения, как и эгалитарный, либеральный процесс, который его породил. В результате создается обезличенное всеевропейское государство, государство средних людей одинакового фабричного выпуска. Между тем, политический социализм (продукт верования в благо земное) порождает только свободу от Церкви, государства, общества и семьи.

Леонтьев считает, что история России своими началами связана с Византией. Поэтому будущее России может быть понято из исторической составляющей Византии. Россия имеет 3 основания:

4) византийское православие;

5) византийское самодержавие;

6) византийские нравы.

Основополагающим в России является сочетание двух – Церкви и царя.

Целостную концепцию государства Леонтьев представлял следующим образом. Государство должно быть сложно-крепко-сословно-сурово до свирепости. Церковь должна быть независимым институтом. Иерархия должна быть смелее. Быт должен быть поэтичен и разнообразен в обособленном от Запада единстве. Законы и власть должны быть строже, а люди – добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе. Природа государства должна состоять в насилии, а если государство утрачивает свои свойства, то это приводит к гибели.

Российский народ долго жил под сильной монархической властью, и если ее резко устранить, то народ станет опасен для самого себя.

Н. Я. Данилевский

Автор работы «Россия и Европа», в которой изложил концепцию культурно-исторических типов.

Культурно-исторический тип – это семейство народов, которых объединяет культурное и историческое родство. Каждый из культурно-исторических типов вырабатывает самостоятельные и непередаваемые другим начала цивилизации. Влияние других культур на него ограничено.

Данилевский выделял две группы культурно-исторических типов: уединенные и преемственные.

Стадии, которые проходит культурно-исторический тип:

4) рост (этнографический период);

5) цветение (период государства);

6) упадок (период цивилизации).

Данилевский говорил, что есть народы, которые не сыграли никакой роли. Такие народы он называл этнографическим материалом. Гунны, монголы и турки играют роль бичей Божьих, так как помогают умирающи народам умереть.

Данилевский выступал против периодизации истории (на Древний мир, Средние века и т. д.), против европоцентризма. Он считал, что нельзя навязывать народу ценности чужой культуры. Россия по своей культуре и истории не принадлежит «ни к европейскому злу, ни к европейскому добру».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.01 с.)