Боден-юрист обоснование абсолютизма и критика монархомахов.суверенитет. (1530-1596)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боден-юрист обоснование абсолютизма и критика монархомахов.суверенитет. (1530-1596)



А)государство: семья,договор. б) суверенитет: признаки, законы, право и закон. В)абсолютизм, по способу осущ.

«Шесть книг о республике» «метод легкого познания истории». Под «республикой» понимает государство вообще.

Государство есть управление множеством семейств, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Ячейкой государства у Бодена выступает семья. По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, оно суверенно. Признаки государства: право и наличие аппарата управления.

Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть. Абсолютность - суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества(но:бог и законы природы). Постоянство суверенитета - суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая.

Выделяет пять отличительных признаков суверенитета. 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. 2) решение вопросов войны и мира. 3) назначение должностных лиц. 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. 5) помилование.

Суверенной власти вменяется блюсти законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника.

Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам.

Суверен издает законы, но не создает право. Различает право и закон. Право «несет с собой справедливость, а закон — приказ».

Боден — сторонник действительно суверенной абсолютистской монархической власти. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные, тиранические. Законное - подданные повинуются законам суверена, а сам суверен — законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные - суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, «милостив к провинившимся, благоразумен, смел, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных.

Право - цель бытия государства.

 

 

27. Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин)

В первой половине 16 в. В западной и центральной европе развернулось широкое общественное движение религиозное по своей форме.цели: исправление офиц.доктрины римской католич. Церкви, преобразование церк.организации отношений между церк. и государством.очаг-германия.2 лагеря.

Мартин Лютер (1483-1546)«о свободе христианина», о рабской воле. «к христианскому дворянству немецкой нации»

Свое учение он изложил в 95-ти тезисах, которые он представил в 1517 г. в г. Виттенберге.

В своей концепции Лютер показал, в чем он не согласен с учением католической церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Он считал неверным, что сторонники Папы Римского разделили людей на лиц светского и духовного звания, так как на самом деле все люди – духовного звания и различаются лишь родом занятий.

Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необходимости.

Мартин Лютер предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеческие грехи, и кто верит в Бога, тот спасен.

Протестантизм использует идею предопределения (закон вечного предопределения) и признает бессилие человеческой воли. Выбор между добром и злом определяется не человеком, а божественным провидением.

Единственный авторитет, который не подлежит критике, – это Библия.

Лютер отвергает главенство Церкви над государством, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии).

Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Лютер разграничивает светскую и религиозную сферы.

Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития».

Лютер различает должности и людей, которые их занимают. Он говорит, если исполнение обязанностей соответствующей должности ненадлежащее, то виноваты люди, занимающие эти должности. Действия начальства должны уподобляться божественному, а подчиненные обязаны всегда подчиняться начальству.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

1) божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех);

2) естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием соответствия является человеческий разум);

3) императорский закон;

4) законы земель, городов и т. д.

Учение Лютера привело к расколу, надлому в Европу, что было естественным явлением.

Ж. Кальвин (1509-1564)

Автор работы «Наставления в христианской вере».

Лютер утверждает о необходимости разделения светской и религиозной власти. А Кальвин говорит о первостепенном значении религиозной власти. У Лютера все определяется верой, а Кальвин утверждает, что поступки человека не влияют на решение Бога.

Главное в учении Кальвина – идея предопределения. Он отмечает, что правителем должен быть лучший в религиозном, нравственном и имущественном плане.

Успех в жизни материальной зависит от божественного предопределения. 1)устройство церкви 2)нетерпимость 3)консистория женевская

1)верой-модель связи 2)духовного звания.должности 3)церковь,карать за богохульство.4) предопределение,государство-цель, понятие. Разграничение светской и рел.сферы. 5)виды законов.

 

 

28 ГроцийГолландский юрист и политический мыслитель, один из основателей международного права.

«О праве войны и мира», трактат «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

Предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза.

Признавал деление права на естественное и волеустановленное. Естественное право - «предписание здравого разума». Естественное право - критерий для различения должного и недолжного. Естественное право — это и есть «право в собственном смысле слова. Источником этого права является вовсе не чья-либо выгода, а сама разумная природа человека. Соблюдение общих правил общежития и есть «источник права в собственном смысле. Волеустан.право: божеств. И человеческое-внутригосуд и международ

Cам Бог законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости. Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом.

Возражал против представлений о том, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия. Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Причина возникновения и бытия политических явлений выступает естественное право, а польза и целесообразность — лишь как повод.

Выделяет международное право – взаимное соглашение государств в интересах всех сообществ.

Проблема соотношения права и силы — это в концепции. Сила в трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права.

Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением. Потом люди объединились в государство.

Государство, следовательно, является чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено Богом как благодетельное для человечества. Государство - соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. (народ,власть,террит,право)

Сущность верховной власти состоит в том, что это — власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Главный признак – суверенность. Общим носителем верховной власти является государство в целом, носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц — сообразно законам и нравам того или иного народа.

Гроций упоминает царскую власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику. Форма правления не имеет существенного значения. Вместе с тем отрицательно относился к тирании, предпочтение - монархия и аристократия.

Считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.

Народ может сопротивляться правителю только в исключительных случаях.

Обосновывал необходимость правового оформления и регулирования м/н отношений, и прежде всего проблем войны и мира, критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом.

Выделял войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн. Война как таковая не противоречит естественному праву. Различал войны справедливые и несправедливые.

29. Спиноза«Богословскополитическом трактате», «Политический трактат». Амстердам,религ.училище.

Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т. е. раскрытые человеческим разумом. Трактовка естественного права: человек — это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности. Под правом природы понимает законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

Сторонник идеи «войны всех против всех». В естественном состоянии все равны, отличаются только умственными и физическими способностями. Сама природа диктует людям способ выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское

Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью при этом имеется в виду суверенитет государства.

Важная особенность спинозовской договорной теории государства состоит в том, что «естественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращается». В гражданском состоянии имеется высшее естественное право государства, и все боятся одного и того же — верховной власти. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира.

Верховная власть «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться». Права граждан (политическое право) есть дозволенная верховной властью часть естественных прав. Осуществление же гражданином всех остальных естественных прав представляет собой преступление. Свобода индивида или государства определяется степенью их разумности. Наиболее свободно то государство», законы которого основаны на здравом рассудке.

Конечная цель государства — освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим.

Предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. Вне сферы права государства находятся истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти людей - естественные права человека.

Предел власти государства ставится необходимостью учета общественного мнения.

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по полит праву) на сопротивление властям, но нарушение же их властями договора признает естественное право народа на восстание.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства— монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами — членами федерации. Как абсолютная форма верховной власти» характеризуется демократия. Отличие демократии от аристократии: если в аристократии правители избираются советом, то в демократии правители определяются самим законом.

Демократическое государство «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому. Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и «два государства — по природе враги». Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.007 с.)